ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Чегулова Анастасия Андреевна1, Лехова Марианна Александровна1, Некрасова Ирина Викторовна1, Абросимова Мария Алексеевна1, Бердникова Карина Эрфановна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент 1 курса магистратуры, факультет управления и социально-технических сервисов

Аннотация
В статье анализируются особенности стратегического планирования в современных условиях. Описывается востребованность инновационного развития субъектов Российской Федерации для решения экономических проблем, роста конкурентоспособности. Рассматривается четыре подхода к планированию, каждый их которых обладает собственными характеристиками.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Чегулова А.А., Лехова М.А., Некрасова И.В., Абросимова М.А., Бердникова К.Э. Основные подходы к стратегическому планированию в регионах Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/08/52012 (дата обращения: 24.02.2024).

Тенденции современного мира предполагают переход к инновационно-ориентированной экономике, направленной на формирование устойчивого экономического роста в соответствии с интеллектуальными возможностями страны, инновационными технологиями, что положительно сказывается на управлении технологическими процессами в субъектах Российской Федерации [1].

Стратегическое планирование является перспективным направлением инновационного развития и осуществляется в соответствии с принципами ограниченности ресурсов, учета особенностей конкретного субъекта Российской Федерации, избирательности целей.

Формирование и осуществление стратегии инновационного развития субъекта Российской Федерации важно для решения проблем модернизации производства, повышения уровня конкурентоспособности, укрепления своего положения в масштабах страны, решения социально-экономических задач.

Теоретические основы и методология процесса планирования, выдвинутые отечественными специалистами стали фундаментом для исследований в сфере экономического планирования и прогнозирования за рубежом.

В зарубежных странах в середине ХХ века наблюдалось увеличение сферы индикативного планирования и изменение в структуре правительственного аппарата. Нестабильность экономической сферы, рост неблагоприятных последствий ввиду деятельности частных предприятий, усиление взаимодействия между хозяйственными единицами и секторами экономики вызвали необходимость планирования процессов на макроэкономическом уровне [2].

Широкое распространение получило индикативное планирование, доказавшее высокую результативность как инструмент национального регулирования конкурентной среды.

Позже в этих странах начался рост сферы планирования и усиление правительственного аппарата. Планирование являлось важным методом регулирования экономической сферы.

Анализ зарубежного опыта позволил выделить несколько подходов к определению индикативного планирования. Каждый подход выражает различные аспекты его реализации.

Согласно первому подходу индикативное планирование представляет собой планирование на макроэкономическом уровне с выраженной самостоятельностью частных организаций. Индикативное планирование выражается в подготовке определенных индикаторов, определяющих уровень экономического развития страны.

Второй подход к индикативному планированию выражает его информационно-ориентирующую и мотивационную функции. В соответствии с данным подходом индикативное планирование выражается в том, что государственные органы с учетом потребностей субъектов РФ, общества и предпринимателей разрабатывает проекты развития экономики. Согласно такому подходу также разрабатываются определенные хозяйствующие ориентиры. Происходит мотивация предпринимателей к активному внедрению в выполнение задач, стоящих перед страной [3].

Третий подход характеризуется тем, что индикативный план включает в себя обязательные задачи для государственных субъектов.  Стоит отметить, что частные организации тоже реализуют свою деятельность в соответствии с индикаторами, но не в обязательном порядке. Индикативный план характеризуется набором индикаторов, направленных на управление секторами экономики. Здесь же выделяют ориентирующие индикаторы, выступающие информационной поддержкой организаций, директивные индикаторы и экономические показатели, например, налоги, цены, иные экономические регуляторы.

Четвертый подход заключается в том, что индикативное планирование представляет собой набор инструментов для координации государственных действий и интересов иных экономических субъектов. Такое планирование призвано выполнять функции информационной и координационной поддержки. Оно направлено на взаимодействие органов государственной власти, субъектов, организаций в процессе подготовки собственных планов и хозяйственных программ. Ученые, изучающие данный подход, высказывают точку зрения о том, что план выступает продуктом взаимодействия заинтересованных участников процесса планирования. Индикаторы имеют необязательный характер, являются лишь показателями ожидаемой экономической обстановки [4].

Индикативное планирование выступает как процесс подготовки системы индикаторов, характеризующих экономическую ситуацию в стране. Данное планирование направлено на поиск приоритетов и разработку мероприятий регулирования процессов, происходящих в социально-экономической сфере. Индикативные планы не содержат обязательных заданий для коммерческих организаций. Эти планы не препятствуют выбору целей хозяйствующих субъектов, но выступают в качестве маяков, которые помогают выбрать наиболее перспективные экономические сферы.

Таким образом, для стратегической формы индикативного планирования характерна гибкость, необходимая при быстрых изменениях в экономике и способствующая разработке и реализации долгосрочной социально-экономической политики. В стратегическом планировании по сравнению со структурной его формой значительно сокращается регламентация действий субъектов, сроков и количество показателей планирования.


Библиографический список
  1. Захарова А.А. Структура и технология функционирования среды разработки систем поддержки принятия стратегических решений // Доклады ТУСУР. 2018. №1, 86-91.
  2. Малинецкий Г.Г. Стратегическое планирование, междисциплинарные подходы и инновационное развитие России // Инновации. 2018. №4 (234), С. 22-28.
  3. Мишин Ю.В. Об основных принципах создания нормативной базы стратегического планирования инновационного развития Российской экономики // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. №2 (30), С.297-304.
  4. Названова К.В., Захаров П.Н. Механизмы управления инновационным развитием экономики на мезоуровне: социально-экономическая система “Регион” как объект стратегического планирования // Современные технологии управления. 2015. №9 (57), С. 22-28.


Все статьи автора «Чегулова Анастасия Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: