ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗАВИСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Волобуев Вахтанг Вячеславович1, Рядинская Евгения Николаевна2, Богрова Кристина Борисовна3
1Донбасская аграрная академия, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психологии
2Донбасская аграрная академия, доктор психологических наук, зав. кафедры психологии
3Донбасская аграрная академия, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Аннотация
Данная статья посвящена ретроспективному обзору представлений о зависти в отечественной и зарубежной психологической науке. Проведенный анализ исследования позволяет утверждать, что поставка проблемы относится к числу малоизученных, остается разобщенность в отношении понимания зависти. Существующая разноплановость и многоаспектность научных исследований в рассмотрении чувства зависти, множество трактовок, говорит о неоднозначности понимания данного феномена. Это позволяет взглянуть на нее с разных углов зрения, но, в то же время, противодействует интеграции знаний о ней в единую теоретическую систему.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Волобуев В.В., Рядинская Е.Н., Богрова К.Б. Представления о зависти в психологической ретроспективе: опыт зарубежных и отечественных исследователей // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/08/51229 (дата обращения: 22.02.2024).

Феномен зависти рассмотрен в работах многих зарубежных и отечественных исследователей. Так среди зарубежных психоаналитиков весомый вклад внесли такие ученые как З. Фрейд, К. Абрахам, Г. Розенфельд, М. Кляйн, О. Кернберг. В психоанализе зависть представляется в составе агрессивных влечений человека.

В понимании З. Фрейда переживание зависти абсолютно естественно для человека, поэтому нет необходимости задаваться вопросом о ее причинно-следственных связях. По автору, зависть служит реальной основой многих установок, которые поддерживаются в обществе. С ее помощью он объясняет наведение порчи и завистливый глаз [1].

Большое внимание изучению феномена зависти в контексте психоанализа уделяла М. Кляйн, которая считала, что зависть является злобным чувством, возникающим, когда кто-то другой обладает желаемым предметом и направленным на лишение или порчу его. Зависть – врожденное качество, которое появляется на орально-садистской стадии и формируется в ранних отношениях с матерью [2].

Зависть также рассматривается в трудах С. Кьеркегора. Автор считает зависть и глупость двумя самыми мощными общественными силами, верховствующими в провинции. Также С. Кьеркегор указывает на немалую роль зависти в вовлечении независтливых людей в классовый конфликт [3].

Неоспоримый вклад в понимание проблемы зависти внес исследователь индивидуальной теории А. Адлер. По его мнению, зависть является одной их базовых установок, которая свойственна приятельским отношениям. Автор рассматривает зависть как сопутствующее стремлениям человека к власти и превосходству явление, заключающееся в том, что там, где есть стремление к власти и превосходству, всегда найдется место и зависти, а завистливость – как один из очевидных признаков неполноценности [4].

Однако, несмотря на достаточно широкое внимание исследователей, изучение феномена зависти в рамках психологии было затруднено в связи с широтой самого поля научного поиска, а также вследствие отсутствия ясности в конкретизации понятийного аппарата по данной проблеме.

В психологической науке, относительно данной проблемы, были рассмотрены такие проблемы, например, как агрессия, воля к власти (К. Юнг), направленность личности (Э. Фромм), слабость и безнадежность (К. Хорни), неполноценность, саморазрушительные фантазии (П. Куттер), соперничество, революционность (Э. Берн). Примечательно то, что в целом, завистливость воспринимается в обществе как порок. Источники подобного восприятия таятся как в религиозной традиции, которая относит зависть к числу самых худших грехов, так и в тех негативных последствиях, которые это чувство способно вызывать. Человек-завистник, обычно, испытывает депрессию, занимается самоедством, часто стремится унизить или опорочить соперника (П. Куттер) [5]. Однако, несмотря на то, что зависть разрушительна для личности, так как она способна в большинстве случаев заставить личность постепенно изолироваться от окружающих, данный вопрос можно рассматривать и с противоположной стороны. В данном случае зависть может быть проявлением стимула для соревнования с другим лицом, лишенная негативных проявлений.

Теоретический анализ психологический литературы в отношении феномена зависти говорит о том, что данная проблематика не так давно вошла в предметное поле отечественной психологической науки. Так, К.Л. Ерофеева рассматривает зависть с философско-антропологических позиций. Она считает зависть стабильным, повторяющимся состоянием субъективности, который затрудняет свободную самореализацию человека. По мнению автора, невозможно всегда быть полностью удовлетворенным своим местом в мире, невозможно не сравнивать собственные достижения с достижениями других. Одной из базовых особенностей людей является деление реальности на мир сущего должного, в связи с чем не бывает человека полностью свободного от зависти. Вопрос стоит лишь в степени зависти и в том, каким образом она проявляется [6].

Т.В. Бескова отмечает, что зависть переживается как совокупность состояний и сопровождается определенными отношениями к объекту зависти, связывается с личностными характеристиками субъекта зависти. Заслугой Т.В. Бесковой также является определение зависимости структуры детерминант зависти, включающие в себя: предпосылки; факторы; условия [7].

Целесообразным является оценка конкретных особенностей определенного чувства у конкретной личности в конкретном контексте ситуации. К. Муздыбаевым было отмечено, что зависть может проявляться в таких низменных формах, как: клевета, сплетни, беспочвенная критика, агрессия. При этом зависть может ловко маскироваться, нередко действует скрытно, выражается косвенно. Для принижения достоинств соперника завистники могут искусственно смещать сферы сравнения, переносить акценты оценки с главных тем на второстепенные, другими словами, исказить успехи соперника [8].

В.А. Лабунская не раз отмечала, что субъект зависти не только начинает пристально фокусировать свое внимание на объекте зависти, он начинает осуществлять действия для изменения своей жизни в соответствии с жизнью объекта зависти. Если такая задача является непосильной субъекту зависти, в таком случае он переходит к характерным действиям по преобразованию своего бытия, как ему кажется. Конечно, чувство завистливости имеет основание не только на сравнительно-оценочной деятельности, оно формирует на конкретных индивидуальных свойствах личности. Субъектная позиция личности является отличным внутренним барьером в формировании чувства завистливости [9].

В.Н. Мясищев отмечал, что наличие успехов у другого человека является главной причиной скрываемого и маскируемого враждебно-завистливого отношения к людям, которое может перерастать в патологическое развитие [10].

А.Г. Асмолов, развивая положение теории установки, подчеркивает, что завистливое отношение к успехам других обусловлено личностным смыслом достижений другого в более ранние периоды и убежденности индивида в невозможности иметь самому то, что имеет другой. Зависть может выступать для индивида, как «ценностная ориентация», которая приводит к убежденности в совершении активных действиях, направленных на приобретение и достижение. Ученый отмечают, что дистанция между партнерами по общению служит важной составляющей завистливого поведения, в частности, чем ближе субъект допускает кого-либо в свой внутренний мир, тем уязвимей он становится [11].

С точки зрения «диспозиционной концепции социального поведения», разработанной В.А. Ядовым, зависть представляется целевой и смысловой установкой личности, результатом взаимодействия которой является личное отношение индивида к людям, событиям и их успехам [12].

Л.А. Дьяченко и М.И. Кандыбович отмечают, что зависть проявляется в недоброжелательном отношении в адрес преуспевающих и состоятельных людей, достигших материальной независимости и социального благополучия [13].

Е.П. Ильин подводит нас к мысли, что зависть детерминирована чувством несправедливости и выражается в стремлении к уравниванию и принижению объекта зависти [14].

Таким образом, исследуемый вопрос относится к числу малоизученных, остается разобщенность в отношении понимания зависти. Существующая разноплановость и многоаспектность научных исследований в рассмотрении чувства зависти, множество трактовок, говорит о неоднозначности понимания данного феномена. С одной стороны, это позволяет взглянуть на нее с разных углов зрения, а с другой – противодействует интеграции знаний о ней в единую теоретическую систему.


Библиографический список
  1. Фрейд З. Истерия и страх: в 10–и томах. М.: Фирма СТД, 2006. 240 с.
  2. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников.  СПб., 1997.
  3. Kierkegaard S. Sygdommen til Doden (The Sickness unto Death) // H. O. Lange (ed.). Samlede Vaerker, Copenhagen, 1920–1930.
  4. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 2019.
  5. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. СПб., 1998.
  6. Ерофеева К.Л. Зависть: философский аспект проблемы. М., 2011.
  7. Бескова Т.В. Гендерные особенности межличностных отношений субъектов зависти // Личность, семья, общество: вопросы современной психологии: материалы международной заочной научно-практической конференции. Новосибирск, 2011.
  8. Муздыбаев К. Завистливость личности. М., 2012.
  9. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения. М., 2006.
  10. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995.
  11. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М., 2007.
  12. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. – М., 1975.
  13. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология: Словарь-справочник. Минск., 1998.
  14. Ильин Е.П. Психология зависти враждебности и тщеславия. СПб., 2014.


Все статьи автора «Волобуев Вахтанг Вячеславович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: