Феномен зависти рассмотрен в работах многих зарубежных и отечественных исследователей. Так среди зарубежных психоаналитиков весомый вклад внесли такие ученые как З. Фрейд, К. Абрахам, Г. Розенфельд, М. Кляйн, О. Кернберг. В психоанализе зависть представляется в составе агрессивных влечений человека.
В понимании З. Фрейда переживание зависти абсолютно естественно для человека, поэтому нет необходимости задаваться вопросом о ее причинно-следственных связях. По автору, зависть служит реальной основой многих установок, которые поддерживаются в обществе. С ее помощью он объясняет наведение порчи и завистливый глаз [1].
Большое внимание изучению феномена зависти в контексте психоанализа уделяла М. Кляйн, которая считала, что зависть является злобным чувством, возникающим, когда кто-то другой обладает желаемым предметом и направленным на лишение или порчу его. Зависть – врожденное качество, которое появляется на орально-садистской стадии и формируется в ранних отношениях с матерью [2].
Зависть также рассматривается в трудах С. Кьеркегора. Автор считает зависть и глупость двумя самыми мощными общественными силами, верховствующими в провинции. Также С. Кьеркегор указывает на немалую роль зависти в вовлечении независтливых людей в классовый конфликт [3].
Неоспоримый вклад в понимание проблемы зависти внес исследователь индивидуальной теории А. Адлер. По его мнению, зависть является одной их базовых установок, которая свойственна приятельским отношениям. Автор рассматривает зависть как сопутствующее стремлениям человека к власти и превосходству явление, заключающееся в том, что там, где есть стремление к власти и превосходству, всегда найдется место и зависти, а завистливость – как один из очевидных признаков неполноценности [4].
Однако, несмотря на достаточно широкое внимание исследователей, изучение феномена зависти в рамках психологии было затруднено в связи с широтой самого поля научного поиска, а также вследствие отсутствия ясности в конкретизации понятийного аппарата по данной проблеме.
В психологической науке, относительно данной проблемы, были рассмотрены такие проблемы, например, как агрессия, воля к власти (К. Юнг), направленность личности (Э. Фромм), слабость и безнадежность (К. Хорни), неполноценность, саморазрушительные фантазии (П. Куттер), соперничество, революционность (Э. Берн). Примечательно то, что в целом, завистливость воспринимается в обществе как порок. Источники подобного восприятия таятся как в религиозной традиции, которая относит зависть к числу самых худших грехов, так и в тех негативных последствиях, которые это чувство способно вызывать. Человек-завистник, обычно, испытывает депрессию, занимается самоедством, часто стремится унизить или опорочить соперника (П. Куттер) [5]. Однако, несмотря на то, что зависть разрушительна для личности, так как она способна в большинстве случаев заставить личность постепенно изолироваться от окружающих, данный вопрос можно рассматривать и с противоположной стороны. В данном случае зависть может быть проявлением стимула для соревнования с другим лицом, лишенная негативных проявлений.
Теоретический анализ психологический литературы в отношении феномена зависти говорит о том, что данная проблематика не так давно вошла в предметное поле отечественной психологической науки. Так, К.Л. Ерофеева рассматривает зависть с философско-антропологических позиций. Она считает зависть стабильным, повторяющимся состоянием субъективности, который затрудняет свободную самореализацию человека. По мнению автора, невозможно всегда быть полностью удовлетворенным своим местом в мире, невозможно не сравнивать собственные достижения с достижениями других. Одной из базовых особенностей людей является деление реальности на мир сущего должного, в связи с чем не бывает человека полностью свободного от зависти. Вопрос стоит лишь в степени зависти и в том, каким образом она проявляется [6].
Т.В. Бескова отмечает, что зависть переживается как совокупность состояний и сопровождается определенными отношениями к объекту зависти, связывается с личностными характеристиками субъекта зависти. Заслугой Т.В. Бесковой также является определение зависимости структуры детерминант зависти, включающие в себя: предпосылки; факторы; условия [7].
Целесообразным является оценка конкретных особенностей определенного чувства у конкретной личности в конкретном контексте ситуации. К. Муздыбаевым было отмечено, что зависть может проявляться в таких низменных формах, как: клевета, сплетни, беспочвенная критика, агрессия. При этом зависть может ловко маскироваться, нередко действует скрытно, выражается косвенно. Для принижения достоинств соперника завистники могут искусственно смещать сферы сравнения, переносить акценты оценки с главных тем на второстепенные, другими словами, исказить успехи соперника [8].
В.А. Лабунская не раз отмечала, что субъект зависти не только начинает пристально фокусировать свое внимание на объекте зависти, он начинает осуществлять действия для изменения своей жизни в соответствии с жизнью объекта зависти. Если такая задача является непосильной субъекту зависти, в таком случае он переходит к характерным действиям по преобразованию своего бытия, как ему кажется. Конечно, чувство завистливости имеет основание не только на сравнительно-оценочной деятельности, оно формирует на конкретных индивидуальных свойствах личности. Субъектная позиция личности является отличным внутренним барьером в формировании чувства завистливости [9].
В.Н. Мясищев отмечал, что наличие успехов у другого человека является главной причиной скрываемого и маскируемого враждебно-завистливого отношения к людям, которое может перерастать в патологическое развитие [10].
А.Г. Асмолов, развивая положение теории установки, подчеркивает, что завистливое отношение к успехам других обусловлено личностным смыслом достижений другого в более ранние периоды и убежденности индивида в невозможности иметь самому то, что имеет другой. Зависть может выступать для индивида, как «ценностная ориентация», которая приводит к убежденности в совершении активных действиях, направленных на приобретение и достижение. Ученый отмечают, что дистанция между партнерами по общению служит важной составляющей завистливого поведения, в частности, чем ближе субъект допускает кого-либо в свой внутренний мир, тем уязвимей он становится [11].
С точки зрения «диспозиционной концепции социального поведения», разработанной В.А. Ядовым, зависть представляется целевой и смысловой установкой личности, результатом взаимодействия которой является личное отношение индивида к людям, событиям и их успехам [12].
Л.А. Дьяченко и М.И. Кандыбович отмечают, что зависть проявляется в недоброжелательном отношении в адрес преуспевающих и состоятельных людей, достигших материальной независимости и социального благополучия [13].
Е.П. Ильин подводит нас к мысли, что зависть детерминирована чувством несправедливости и выражается в стремлении к уравниванию и принижению объекта зависти [14].
Таким образом, исследуемый вопрос относится к числу малоизученных, остается разобщенность в отношении понимания зависти. Существующая разноплановость и многоаспектность научных исследований в рассмотрении чувства зависти, множество трактовок, говорит о неоднозначности понимания данного феномена. С одной стороны, это позволяет взглянуть на нее с разных углов зрения, а с другой – противодействует интеграции знаний о ней в единую теоретическую систему.
Библиографический список
- Фрейд З. Истерия и страх: в 10–и томах. М.: Фирма СТД, 2006. 240 с.
- Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. СПб., 1997.
- Kierkegaard S. Sygdommen til Doden (The Sickness unto Death) // H. O. Lange (ed.). Samlede Vaerker, Copenhagen, 1920–1930.
- Адлер А. Понять природу человека. СПб., 2019.
- Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. СПб., 1998.
- Ерофеева К.Л. Зависть: философский аспект проблемы. М., 2011.
- Бескова Т.В. Гендерные особенности межличностных отношений субъектов зависти // Личность, семья, общество: вопросы современной психологии: материалы международной заочной научно-практической конференции. Новосибирск, 2011.
- Муздыбаев К. Завистливость личности. М., 2012.
- Лабунская В.А. Психология затрудненного общения. М., 2006.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995.
- Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М., 2007.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. – М., 1975.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология: Словарь-справочник. Минск., 1998.
- Ильин Е.П. Психология зависти враждебности и тщеславия. СПб., 2014.