ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГАДЖЕТОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Разумова Виктория Владимировна1, Горшенкова Арина Олеговна1, Широкова Любовь Константиновна1, Сущева Светлана Михайловна1, Рыбина Екатерина Александровна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация
В статье рассматривается проблема возникновения зависимости от гаджетов у детей дошкольного возраста. Авторы приводят примеры исследований по данной теме, обозначают признаки гаджет-зависимости. В конце статьи даны рекомендации для родителей по профилактике и предотвращению аддиктивного поведения у детей.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Разумова В.В., Горшенкова А.О., Широкова Л.К., Сущева С.М., Рыбина Е.А. Причины возникновения зависимости от гаджетов у детей дошкольного возраста // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/08/50802 (дата обращения: 21.02.2024).

Развитие информационных технологий давно не удивляет современного человека. Каждый из нас привык пользоваться телефоном, планшетом, «умными» приборами и воспринимает их неотъемлемой и важной частью своей жизни. С появлением различных средств, которые относятся к электронным устройствам, наш словарный запас пополнился таким словом, как «гаджеты».

Гаджетами принято называть компактное техническое устройство, которое относится к цифровой технике [1]. В данной работе понятие «гаджет» будет применятся для обозначения телефонов и планшетов.

Использование электронной техники когда-то было доступно только взрослым. Еще 20 лет назад трудно было представить двухлетнего ребёнка, который может взять в руки телефон и совершить какую-либо манипуляцию. Да и гаджеты отличались очень сильно от современных.

Сейчас можно наблюдать, как родители детям раннего возраста включают «развивающие» мультики, с двухлетнего возраста скачивают детские, а порой и не совсем детские игры. И вполне нормальной становится ситуация покупки личного смартфона или планшета ребенку 4 – 7 лет.

Причины подобного использования гаджетов могут быть разными: желание занять детей, пока взрослый решает важные дела, мысли о том, что пользование техникой поможет быстрее развиваться и выделяться на фоне маленьких сверстников, непонимание взрослыми особенностей формирования детской психики и соответственно влияния на неё современных устройств.

Подобное использование гаджетов очень часто приводит к зависимости у детей дошкольного возраста от той информации, которую они просматривают на планшете или телефоне. К сожалению, зависимое, или аддиктивное поведение не редкость и встречается не только у ребят старшего дошкольного возраста, но и у детей от 2 до 3 лет. Оно характеризуется навязчивой потребностью делать что-то или заниматься чем-то таким, что увеличивает эмоции и уводит от реальности.

На сегодняшний день, когда речь заходит о детской гаджетовой зависимости, уделяется внимание таким понятиям, как личность и психика ребенка, а также особенностям их становления. В отечественной психологии рассмотрением данной проблемы занимались Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, Л. Я. Коломинский, А. Г. Арушанова и другие ученые [2]. В статье «Личностные особенности дошкольников, относящиеся к использованию электронных гаджетов» указано: «С момента рождения человек включен в определенные отношения с внешним миром. У ребенка возникает потребность взаимодействия с предметами окружающего мира [2]». Когда ребенок осуществляет свое взаимодействие с телефоном чаще, чем с родителем, искажается традиционное развитие. Поэтому, у него нарушается формирование здоровой личности. Несмотря на то, что о проблеме зависимости дошкольников от гаджетов пишут и современные специалисты, эта тема не является широко изученной и не воспринимается родителями достаточно серьёзно.

Изучая исследование Белоусовой М. В., Карпова А. М., Уткузовой М.А. по проблеме влияния гаджетов на коммуникацию и социализацию детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что современные дети активно взаимодействуют с техникой уже на первом году жизни (исследования 2010 и 2013 года) [3].

В статье «Особенности психофизиологического развития дошкольника в мире гаджетов» указана следующая информация: «Согласно проведенному исследованию российскими исследователями РФФИ (Российского фонда фундаментальных исследований) собственный смартфон или планшет есть у 42% детей 3-6 лет, а более половины от 0 до 12 лет имеют возможность использовать цифровые устройства родителей и смотреть телевизор. Среднее время экранного просмотра у дошкольников от 1 до 3 часов, а в зарубежных странах около 3 часов [4]». К сожалению, даже подобные ограничения могут приводить к формированию зависимости у детей от просмотра мультфильмов или виртуальных игр.

Дети в силу своего возраста еще не способны осознавать, что телефон и планшет предназначены для связи, учёбы или работы. Они воспринимают его, как интересную игрушку, которая даёт очень сильные ощущения и поднимает настроение. В результате возникновения гаджет-зависимости у дошкольников может наблюдаться задержка психического развития, снижение способности взаимодействия со взрослыми и сверстниками, превалирует низкий уровень словарного запаса, неумение интересоваться реальными предметами, с которыми можно играть, трудности при групповой работе в детском саду.

Выделяют следующие признаки зависимости от гаджетов у детей дошкольного возраста:

- ребенок плохо засыпает, чувствует усталость и ничего не хочет делать;

- резкие перемены настроения;

- если родители не дают телефон, ребёнок устраивает сильную истерику, долго не успокаивается и требует желаемый объект;

- как только дошкольник просыпается, сразу просит включить ему мультик или игру на гаджете;

- нежелание прерывать взаимодействие с устройством;

- просьба дать телефон или планшет без необходимости;

- слабая концентрация внимания;

- узкий кругозор и отсутствие заинтересованности в играх со сверстниками, книжках, рисовании и другой характерной для детского возраста деятельности [1].

При сильно сформированной зависимости от гаджета ребёнок раннего возраста уже способен воспринимать родителя, как объект, который является препятствием к желаемому предмету. Конечно, такая ситуация наблюдается в тех семьях, где телефон или планшет очень часто заменяют прогулки, чтение книг, совместные игры с ребенком, а также простое общение в течение дня. «Так, по мнению Н.И. Гуткиной, замена живых игр «телевизионными» приводит к понижению интеллектуальной активности и креативного потенциала детей, к угасанию познавательной потребности. В дальнейшем это проявляется в отрицательном отношении к интеллектуальному труду [5]». Подобная ситуация не является удивительной. Дети дошкольного возраста при нормальном развитии концентрируют своё внимание на интересующем их занятии, поэтому в силу своей привлекательности, зависимость формируется очень быстро и надолго.

Родители начинают бороться с проблемой, когда она достигает своего пика и поведение ребёнка становится для них неприемлемым. У взрослых нет возможности полностью исключить гаджеты из жизни детей. Поэтому, профилактикой к предотвращению аддиктивного поведения дошкольников могут служить следующие рекомендации:

  • Родителям нужно помнить, что детская психика только начинает формироваться, она не способна выдерживать тот объём информации, который доступен взрослому человеку. В дошкольном времяпровождении для ребят важно реальное общение и реальные игры, соответствующие и доступные их возрасту. Ни один папа и ни одна мама не позволят переходить ребёнку дорогу на красный свет, таким же «красным цветом» должен стать и гаджет в семье до определенного возрастного порога.
  • Можно давать детям смотреть мультики или сыграть в безобидную игру, но установив определённый регламент. В таких случаях может подойти таймер. С ребёнком можно заключить договор: «Как только телефон прозвенит, ты отдаёшь его мне и на сегодня просмотр мультика или игра закончены». Подобные рамки подготовят дошкольника к ограничению и помогут снизить проявление нежелательного поведения, а может и избежать полностью.
  • Домочадцам обязательно нужно следить за собой. Если мама или папа очень много времени проводят в гаджетах, смотрят телевизор, значит ограничивать нужно не только ребенка, но и себя. Для дошкольника важны взрослые, которые его окружают, так как с них он берёт пример.
  • Ребёнка нужно приучать к активному отдыху, привлекать к домашним делам. Девочка или мальчик могут помогать маме сделать уборку или приготовить еду. Конечно, у них это может не получаться и что-то придется переделать, но так у детей будет формироваться интерес к реальной жизни и любовь к труду.

В заключение можно сказать, что гаджет-зависимость у дошкольников явление социальное, которое формируется из-за бесконтрольного пользования техникой детьми. Поэтому, задача каждого родителя повышать собственную компетенцию в вопросах развития психики и личности ребёнка, а также расширять собственный кругозор и способы времяпровождения.


Библиографический список
  1. Осипова А. А. Предпосылки формирования гаджет-зависимости в дошкольном возрасте / А. А. Осипова // Педагогическое призвание : сборник статей II международного научно-методического конкурса : в 3 ч., Петрозаводск, 29 февраля 2020 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2020. – С. 277-281. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42640172  (Дата обращения: 08.07.2022)
  2. Борцова М. В. Личностные особенности дошкольников, относящиеся к использованию электронных гаджетов / М. В. Борцова, С. Д. Некрасов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2017. – № 133. – С. 134-150. – DOI 10.21515/1990-4665-133-013. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32458876  (Дата обращения: 08.07.2022)
  3. Осипова, А. А. Предпосылки формирования гаджет-зависимости в дошкольном возрасте / А. А. Осипова // Педагогическое призвание : сборник статей II международного научно-методического конкурса : в 3 ч., Петрозаводск, 29 февраля 2020 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2020. – С. 277-281. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42640172  (Дата обращения: 08.07.2022)
  4. Иголкина К. П. Особенности психофизиологического развития дошкольника в мире гаджетов / К. П. Иголкина // Система знаний: образовательные инициативы и развитие творческого потенциала современной науки : Сборник научных трудов. – Казань : ООО “СитИвент”, 2021. – С. 145-148. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47452271 (Дата обращения: 08.07.2022)
  5. Никитина А. А. К вопросу о влиянии электронных гаджетов на интеллектуально-волевую готовность к школе старших дошкольников / А. А. Никитина, К. Э. Рытова // Нижегородский психологический альманах. – 2019. – Т. 1. – № 1. – С. 64-72. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41567411 (Дата обращения: 08.07.2022)


Все статьи автора «Разумова Виктория Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: