РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГОВОЙ ПРОГРАММЫ ПО ТРАНСФОРМАЦИИ НАРЦИССИЗМА МЕТОДОМ ЮНГИАНСКОЙ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Волобуев Вахтанг Вячеславович
Донбасская аграрная академия
кандидат медицинских наук, доцент кафедры психологии

Аннотация
В данной статье представлена разработка тренинговой программы, целью которой является самоанализ и трансформация нарциссизма у лиц с разной гендерной принадлежностью методом юнгианской песочной терапии.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Волобуев В.В. Разработка тренинговой программы по трансформации нарциссизма методом юнгианской песочной терапии // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/07/51231 (дата обращения: 23.02.2024).

Разработанная нами тренинговая программа «Трансформация нарциссизма методом юнгианской песочной терапии» посвящена анализу и трансформации нарциссизма на основе практического воплощения идей К. Юнга в песочной терапии, разработанной им и его последователями (Р. Амманн, Е. Вейнриб, Д. Кальфф, Дж. Райс-Минухин), учитывая полученные результаты нашего эмпирического исследования о связи с гендерной идентичностью [1-4].

Мы в след за Л. Штейнхардт стремились синтезировать как представления глубинной психологии (прежде всего, юнгианского анализа), так и личный опыт использования методов арт-терапии. Комбинированное применение песочной терапии и арт-терапии, по ее мнению, дает значительные преимущества в использовании как одного, так и другого подхода [5].

Целью нашей программы является: самоанализ и трансформация нарциссизма у лиц с разной гендерной принадлежностью методом юнгианской песочной терапии.

Задачи программы:

1. Самопознание через исследование проявлений нарциссизма в поведении, чувствах, телесных проявлениях, изучение последствий нарциссического комплекса для самого человека и его окружения.

2. Психокоррекция проявления нарциссических проявлений в отношении с другими людьми.

3. Коррекция показателей нарциссизма у лиц с различной гендерной идентичностью (манипуяции в межличностных отношениях, отсутствие эмпатии, сверхзанятость чувством зависти, потребность в постоянном внимании и восхищении, дерзкое заносчивое поведение).

Технология реализации тренинговой программы включала в себя следующие формы работы: мини-лекция, экспресс-опрос, амплификации, воркшоп, индивидуальное консультирование, групповой тренинг,

Тренинговая программа включала реализацию следующих этапов:

I. Введение. Данный этап реализации программы тренинга подразумевает знакомство участников друг с другом, а также с целями и задачами тренинга, установление правил.

II. Теоретический блок (мини-лекция), основанный на психоаналитически ориентированном подходе в рассмотрении неклинического нарциссизма:

  • рассмотрение причин формирования нарциссизма;
  • изучение механизмов нарциссизма;
  • акцентирование на проявлениях нарциссизма в поведении, чувствах, телесных проявлениях и жизненном сценарии;
  • изучение последствий нарциссического комплекса для самого человека и его окружения.

III. Практический блок, включающий в себя индивидуальную и групповую форму работы.

А) индивидуальная практика:

  • Диагностика проявлений нарциссизма (самоанализ по экспресс-опросу).
  • Индивидуальная проработка выстраивалась с учетом, выявленных коррелят проявления нарциссизма у лиц с различной гендерной принадлежностью (так как были выявлены различные связи у андрогинии и маскулинности). Так у андрогинного типа гендерной идентичности был больший акцент сделан на проработку потребности в постоянном внимании и восхищении, а также манипуляций в межличностных отношениях, а у маскулинного типа гендерной идентичности работа шла с упором на проработку потребности в постоянном внимании и восхищении, отсутствии эмпатии, сверхзанятости чувством зависти и дерзком заносчивом поведении.

Б) групповая работа:

  • методы мотивации нарцисса на изменения;
  • технологии и приёмы трансформации нарциссизма в песочной терапии;
  • специальные методики работы с нарциссами в юнгианской песочнице;
  • разбор и анализ работы с участниками тренинга;
  • определение нарциссических проявлений, не подлежащих изменениям;
  • использование амплификаций (техника, разработанная К. Г. Юнгом, для работы с психологически значимым материалом методом расширения поля его пониманий и значений, использоваться для работы со снами, образами, симптомами и любыми другими явлениями) в работе с нарциссическими лицами (анализ сказок, мифов, фильмов, литературных произведений, героями которых являются нарциссы);
  • воркшоп («workshop» с англ. «мастерская») –  это формат обучающего мероприятия (марафон, тимбилдинг, мастерская, мозговой штурм, дискуссионный клуб), которое помогает участникам получить знания и сразу применить их на практике для формирования определенных навыков. Воркшопы – это отличная платформа для нетворкинга (полезных связей). В контексте нашего тренинга воркшоп используется в виде мозгового штурма при обсуждении плюсов и минусов нарциссизма.

IV. Подведение итогов (обратная связь).

Наша программа включала индивидуальную проработку, которая осуществлялась с каждым участником отдельно два раза в неделю в течение месяца, а также групповая часть программы – два дня по 6 часов. Как индивидуальная, так и групповая работа была подвержена интервизии и супервизии.

Ниже представим содержание группового тренинга (табл. 1).

Таблица 1 – Содержание группового тренинга «Трансформация нарциссизма методом юнгианской песочной терапии»

№ п/п

Название техники/упражнения

Цель

Время

(в мин.)

День первый

1

Знакомство. Определение целей тренинга Формирование доброжелательной рабочей обстановки в группе, установление личных границ при взаимодействии в упражнениях.

10

2

Принятие групповых правил Принятие правил работы в группе.

10

3

«Баранья голова» Знакомство участников тренинга.

15

4

«Имя» Развитие нравственных взаимоотношений, знакомство с особенностями характера участников группы, подчеркивание индивидуальности каждого

15

5

«Установление дистанции» Определение личного расстояния в играх и упражнениях.

20

6

«Дружеская рука» Формирование доверительной атмосферы в группе

20

7

«Конверт отношений»

 

Снятие эмоциональных барьеров, настрой на рабочую атмосферу.

15

8

«Говорю, что вижу»

 

Развитие навыков безоценочного принятия других людей.

30

9

«Ассоциации» Развитие наблюдательности, эмпатии и способности позитивно принимать мнение о себе со стороны других людей.

30

10

«Кластер» Развитие навыков в формировании мотивации

25

11

«Рисунок с поводырем» Снятие возбуждения, межличностный контакт, опыт ответственности, доверия партнеру.

20

12

«Мои особенности и преимущества» Формирование позитивной самооценки

20

13

«Что это? Фломастер» Активизировать участников после усвоения большого объема информации

15

14

«Песочный домик» Активизация «комплекса детскости»

30

15

«Рисуем круги…» Выяснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника

30

16

«К.У.Б.О.У» Веселая коммуникативная разминка. Тестирует артистизм и понимание между членами группы.

15

17

«Сказка о бабочке сновидений» Актуализация эмоционального компонента переживания сновидений, изучение «ночных страхов», поиск внутреннего ресурса.

30

18

«Рефлексия» Получение обратной связи

20

Всего за 1-й день

6 часов

День второй

1

«Поговорим о хорошем» Настроиться на позитивную работу

10

2

«Герои и антигерои»

Из 3 частей: «Образ сказочного героя»

«Создание команд»

«Сочинение сказок»

 

Применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; проработка стратегий поведения в сказочных и реальных ситуациях; формирование умений расслабляться и снимать напряжение; развитие креативности; тренировка навыков совместного сочинения сказок; пробуждение архетипических ресурсов.

40

3

Мост в новый мир Гармонизация состояний, анализ  ценностей и достижений

30

4

Аватар Создание условий для самопознания

40

5

Зарядка Разминка для снятия напряжения и усталости.

10

6

Страус Работа со страхами

60

7

Мое окружение Анализ и фокусировка на ближайшем окружении.

80

8

Миссис Мамбл Разминка  для снятия напряжения и усталости

15

9

Маски Самовыражение, самосознание. Работа с различными чувствами и состояниями. Развитие навыков, активного слушания, эмпатии, умения без оценочно относиться друг к другу.

25

10

Мое будущее Исследование изменившегося психоэмоционального состояния.

30

11

Общий комплемент всем Получение обратной связи

20

Всего за 2-й день

6 часов

Итого

12 часов

Таким образом, разработанная нами тренинговая программа «Трансформация нарциссизма методом юнгианской песочной терапии» посвящена самоанализу и трансформация нарциссизма методом юнгианской песочной терапии, учитывая полученные результаты на констатирующем этапе эмпирического исследования о связи с гендерной идентичностью.  Тренинговая программа включала как индивидуальную, так и групповую формы работы. Так как у лиц с разной гендерной принадлежностью были выявлены различные корреляционные связи, то во время индивидуальной проработки акцент делался на коррекцию выявленных коррелят с андрогинным (потребности в постоянном внимании и восхищении, а также манипуляций в межличностных отношениях) и маскулинным (потребности в постоянном внимании и восхищении, отсутствии эмпатии, сверхзанятости чувством зависти и дерзком заносчивом поведении) типами идентичности.


Библиографический список
  1. Юнг К. Г. Аналитическая психология: ее теория и практика. Тавистокские лекции. СПб., 1998.
  2. Ammann R. The sandtray as a garden of the soul // Journal of Sandplay Therapy, 1994.
  3. Kalff D. Sandplay. A Psyhoteraputic Approach to the Psyche. Santa Monica, 1980.
  4. Сакович Н. А.  Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб, 2006.
  5. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. СПб, 2001.


Все статьи автора «Волобуев Вахтанг Вячеславович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: