Разработанная нами тренинговая программа «Трансформация нарциссизма методом юнгианской песочной терапии» посвящена анализу и трансформации нарциссизма на основе практического воплощения идей К. Юнга в песочной терапии, разработанной им и его последователями (Р. Амманн, Е. Вейнриб, Д. Кальфф, Дж. Райс-Минухин), учитывая полученные результаты нашего эмпирического исследования о связи с гендерной идентичностью [1-4].
Мы в след за Л. Штейнхардт стремились синтезировать как представления глубинной психологии (прежде всего, юнгианского анализа), так и личный опыт использования методов арт-терапии. Комбинированное применение песочной терапии и арт-терапии, по ее мнению, дает значительные преимущества в использовании как одного, так и другого подхода [5].
Целью нашей программы является: самоанализ и трансформация нарциссизма у лиц с разной гендерной принадлежностью методом юнгианской песочной терапии.
Задачи программы:
1. Самопознание через исследование проявлений нарциссизма в поведении, чувствах, телесных проявлениях, изучение последствий нарциссического комплекса для самого человека и его окружения.
2. Психокоррекция проявления нарциссических проявлений в отношении с другими людьми.
3. Коррекция показателей нарциссизма у лиц с различной гендерной идентичностью (манипуяции в межличностных отношениях, отсутствие эмпатии, сверхзанятость чувством зависти, потребность в постоянном внимании и восхищении, дерзкое заносчивое поведение).
Технология реализации тренинговой программы включала в себя следующие формы работы: мини-лекция, экспресс-опрос, амплификации, воркшоп, индивидуальное консультирование, групповой тренинг,
Тренинговая программа включала реализацию следующих этапов:
I. Введение. Данный этап реализации программы тренинга подразумевает знакомство участников друг с другом, а также с целями и задачами тренинга, установление правил.
II. Теоретический блок (мини-лекция), основанный на психоаналитически ориентированном подходе в рассмотрении неклинического нарциссизма:
- рассмотрение причин формирования нарциссизма;
- изучение механизмов нарциссизма;
- акцентирование на проявлениях нарциссизма в поведении, чувствах, телесных проявлениях и жизненном сценарии;
- изучение последствий нарциссического комплекса для самого человека и его окружения.
III. Практический блок, включающий в себя индивидуальную и групповую форму работы.
А) индивидуальная практика:
- Диагностика проявлений нарциссизма (самоанализ по экспресс-опросу).
- Индивидуальная проработка выстраивалась с учетом, выявленных коррелят проявления нарциссизма у лиц с различной гендерной принадлежностью (так как были выявлены различные связи у андрогинии и маскулинности). Так у андрогинного типа гендерной идентичности был больший акцент сделан на проработку потребности в постоянном внимании и восхищении, а также манипуляций в межличностных отношениях, а у маскулинного типа гендерной идентичности работа шла с упором на проработку потребности в постоянном внимании и восхищении, отсутствии эмпатии, сверхзанятости чувством зависти и дерзком заносчивом поведении.
Б) групповая работа:
- методы мотивации нарцисса на изменения;
- технологии и приёмы трансформации нарциссизма в песочной терапии;
- специальные методики работы с нарциссами в юнгианской песочнице;
- разбор и анализ работы с участниками тренинга;
- определение нарциссических проявлений, не подлежащих изменениям;
- использование амплификаций (техника, разработанная К. Г. Юнгом, для работы с психологически значимым материалом методом расширения поля его пониманий и значений, использоваться для работы со снами, образами, симптомами и любыми другими явлениями) в работе с нарциссическими лицами (анализ сказок, мифов, фильмов, литературных произведений, героями которых являются нарциссы);
- воркшоп («workshop» с англ. «мастерская») – это формат обучающего мероприятия (марафон, тимбилдинг, мастерская, мозговой штурм, дискуссионный клуб), которое помогает участникам получить знания и сразу применить их на практике для формирования определенных навыков. Воркшопы – это отличная платформа для нетворкинга (полезных связей). В контексте нашего тренинга воркшоп используется в виде мозгового штурма при обсуждении плюсов и минусов нарциссизма.
IV. Подведение итогов (обратная связь).
Наша программа включала индивидуальную проработку, которая осуществлялась с каждым участником отдельно два раза в неделю в течение месяца, а также групповая часть программы – два дня по 6 часов. Как индивидуальная, так и групповая работа была подвержена интервизии и супервизии.
Ниже представим содержание группового тренинга (табл. 1).
Таблица 1 – Содержание группового тренинга «Трансформация нарциссизма методом юнгианской песочной терапии»
№ п/п |
Название техники/упражнения |
Цель |
Время (в мин.) |
|
День первый |
||||
1 |
Знакомство. Определение целей тренинга | Формирование доброжелательной рабочей обстановки в группе, установление личных границ при взаимодействии в упражнениях. |
10 |
|
2 |
Принятие групповых правил | Принятие правил работы в группе. |
10 |
|
3 |
«Баранья голова» | Знакомство участников тренинга. |
15 |
|
4 |
«Имя» | Развитие нравственных взаимоотношений, знакомство с особенностями характера участников группы, подчеркивание индивидуальности каждого |
15 |
|
5 |
«Установление дистанции» | Определение личного расстояния в играх и упражнениях. |
20 |
|
6 |
«Дружеская рука» | Формирование доверительной атмосферы в группе |
20 |
|
7 |
«Конверт отношений»
|
Снятие эмоциональных барьеров, настрой на рабочую атмосферу. |
15 |
|
8 |
«Говорю, что вижу»
|
Развитие навыков безоценочного принятия других людей. |
30 |
|
9 |
«Ассоциации» | Развитие наблюдательности, эмпатии и способности позитивно принимать мнение о себе со стороны других людей. |
30 |
|
10 |
«Кластер» | Развитие навыков в формировании мотивации |
25 |
|
11 |
«Рисунок с поводырем» | Снятие возбуждения, межличностный контакт, опыт ответственности, доверия партнеру. |
20 |
|
12 |
«Мои особенности и преимущества» | Формирование позитивной самооценки |
20 |
|
13 |
«Что это? Фломастер» | Активизировать участников после усвоения большого объема информации |
15 |
|
14 |
«Песочный домик» | Активизация «комплекса детскости» |
30 |
|
15 |
«Рисуем круги…» | Выяснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника |
30 |
|
16 |
«К.У.Б.О.У» | Веселая коммуникативная разминка. Тестирует артистизм и понимание между членами группы. |
15 |
|
17 |
«Сказка о бабочке сновидений» | Актуализация эмоционального компонента переживания сновидений, изучение «ночных страхов», поиск внутреннего ресурса. |
30 |
|
18 |
«Рефлексия» | Получение обратной связи |
20 |
|
Всего за 1-й день |
6 часов |
|||
День второй |
||||
1 |
«Поговорим о хорошем» | Настроиться на позитивную работу |
10 |
|
2 |
«Герои и антигерои»
Из 3 частей: «Образ сказочного героя» «Создание команд» «Сочинение сказок»
|
Применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; проработка стратегий поведения в сказочных и реальных ситуациях; формирование умений расслабляться и снимать напряжение; развитие креативности; тренировка навыков совместного сочинения сказок; пробуждение архетипических ресурсов. |
40 |
|
3 |
Мост в новый мир | Гармонизация состояний, анализ ценностей и достижений |
30 |
|
4 |
Аватар | Создание условий для самопознания |
40 |
|
5 |
Зарядка | Разминка для снятия напряжения и усталости. |
10 |
|
6 |
Страус | Работа со страхами |
60 |
|
7 |
Мое окружение | Анализ и фокусировка на ближайшем окружении. |
80 |
|
8 |
Миссис Мамбл | Разминка для снятия напряжения и усталости |
15 |
|
9 |
Маски | Самовыражение, самосознание. Работа с различными чувствами и состояниями. Развитие навыков, активного слушания, эмпатии, умения без оценочно относиться друг к другу. |
25 |
|
10 |
Мое будущее | Исследование изменившегося психоэмоционального состояния. |
30 |
|
11 |
Общий комплемент всем | Получение обратной связи |
20 |
|
Всего за 2-й день |
6 часов |
|||
Итого |
12 часов |
Таким образом, разработанная нами тренинговая программа «Трансформация нарциссизма методом юнгианской песочной терапии» посвящена самоанализу и трансформация нарциссизма методом юнгианской песочной терапии, учитывая полученные результаты на констатирующем этапе эмпирического исследования о связи с гендерной идентичностью. Тренинговая программа включала как индивидуальную, так и групповую формы работы. Так как у лиц с разной гендерной принадлежностью были выявлены различные корреляционные связи, то во время индивидуальной проработки акцент делался на коррекцию выявленных коррелят с андрогинным (потребности в постоянном внимании и восхищении, а также манипуляций в межличностных отношениях) и маскулинным (потребности в постоянном внимании и восхищении, отсутствии эмпатии, сверхзанятости чувством зависти и дерзком заносчивом поведении) типами идентичности.
Библиографический список
- Юнг К. Г. Аналитическая психология: ее теория и практика. Тавистокские лекции. СПб., 1998.
- Ammann R. The sandtray as a garden of the soul // Journal of Sandplay Therapy, 1994.
- Kalff D. Sandplay. A Psyhoteraputic Approach to the Psyche. Santa Monica, 1980.
- Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб, 2006.
- Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. СПб, 2001.