СВЕРХЦЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УВЛЕЧЕНИЯ КАК СЛЕДСТВИЕ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ НУЖДАМИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ (ТРУДОГОЛИЗМ, «ПАРАНОЙЯ ЗДОРОВЬЯ», СЛЕДОВАНИЕ ТРАДИЦИЯМ ЭКСТРАСЕНСОРИКИ И ЭЗОТЕРИКИ, ШОПИНГ)

Разумова Виктория Владимировна1, Горшенкова Арина Олеговна1, Широкова Любовь Константиновна1, Сущева Светлана Михайловна1, Рыбина Екатерина Александровна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация
В данной статье рассматривается влияние вида насилия «пренебрежение детскими нуждами» на развитие сверхценных психологических увлечений. Кратко описаны такие виды аддиктивного поведения, как трудоголизм, «паранойя здоровья», следование традициям экстрасенсорики и эзотерики, шопинг.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Разумова В.В., Горшенкова А.О., Широкова Л.К., Сущева С.М., Рыбина Е.А. Сверхценные психологические увлечения как следствие пренебрежения нуждами в детском возрасте (трудоголизм, «паранойя здоровья», следование традициям экстрасенсорики и эзотерики, шопинг) // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/07/50801 (дата обращения: 07.11.2023).

Насилием как правило называются действия, которые совершаются принудительно, без согласия на них другого человека. Насильственные действия против детей – одна из самых острых проблем современного общества. Так как, ребёнок не может себя защитить и зависит от взрослых, он вынужден терпеть и не может обратиться за помощью.

Проблемой жестокого обращения с детьми занимались и продолжают заниматься разные ученые и специалисты. В психологии существует термин «синдром избитого ребёнка», который ввёл американский педиатр Генри Кемпе [1]. В 60-е годы XX века термином обозначали детские повреждения, которые не могли объяснить. Благодаря Кемпе, общество обратило внимание на проблему жестокого обращения с детьми.

«Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение, или действия со стороны родителей / лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка [2]».

Насилие над детьми изучалось и продолжает изучаться в психологической науке с точки зрения воздействия как на телесную составляющую личности ребёнка, так и на духовную. В настоящее время выделяют: физическое, сексуальное, психологическое, эмоциональное виды насилия, а также пренебрежение нуждами ребёнка (по Н. К. Асановой) [3]. Последний вид насилия имеет ряд особенностей, которые способны определять увлечения ребенка во взрослом возрасте.

Когда говорят, что родители или лица, которые занимаются воспитанием ребёнка пренебрегают детскими нуждами имеют ввиду недостаточный уровень заботы, который наносит психологический и психический вред детям. Образование, воспитание, медицинская помощь, жилье, одежда, пища являются необходимым для каждого малыша. Бытует мнение, что пренебрежение нуждами характерно только для малообеспеченных семей. Однако, это утверждение неверно. В ситуации жестокого обращения оказываются дети, родители которых имеют разный социальный статус и доход. Подобные ситуации могут возникать по нескольким причинам: сосредоточенность взрослых на собственных интересах, безответственное отношение, инфантильность, наличие каких-либо зависимостей, психические заболевания родителей, чрезмерная опёка детей в «благих целях» и по ряду других причин. Чаще, в зоне риска оказываются многодетные, неполные и замещающие семьи.

К пренебрежению детскими нуждами также относится так называемое экономическое насилие [3]. Сюда можно отнести ситуации, связанные с контролем детского поведения с помощью денег, растрата средств, выделяемых на ребёнка, а также ситуации развода родителей, когда за общение с ребёнком требуют деньги.

В зоне риска оказываются не только типично развивающиеся ребята, но и дети с особенностями развития. Например, в «2014 году в Курске был зафиксирован случай жестокого обращения с ребенком-инвалидом. С декабря 2013 года по май 2014 года женщина не оказывала сыну должного внимания…Мальчика не выводили на прогулку, не посещали с ним детскую поликлинику, не пускали в дом преподавателя домашнего обучения [4]». Дети с особенностями развития могут быть более уязвимы. Поэтому, случаи насилия в семьях с особенными детьми не являются исключением.

Вид насилия «пренебрежение детскими нуждами» предполагает не только физические, но и психологические последствия [2]. Ребята могут испытывать гнев и агрессию по отношению к сверстникам или младшим по возрасту. Для многих детей дошкольного возраста «пренебрежение их нуждами» приводит к психической травме, эмоциональному отторжению, привлечению внимания взрослых деструктивными способами [2].

Последствия могут наблюдаться у детей по мере их взросления и сопровождать в течении жизни. Так, в психологии существует термин «аддиктивное поведение». Это «одна из форм поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоции [5]».

Определённый вид деятельности может стать настолько значимым для человека, что он не может без него жить. Силы воли не хватает и человек становится беспомощным перед конкретной аддикцией. Люди, которым присущи те или иные формы аддиктивного поведения, имеют ряд психологических особенностей: зависимость о чего-либо, стереотипии, желание лгать и обвинять других, страх выстраивать эмоциональные контакты с другими людьми и другие [5].

Человек, как правило старается уйти от реальности, он целенаправленно не хочет в ней находится, поэтому может начать чрезмерно заботиться о своём здоровье, внешности, уделять очень много времени расслаблению. Другие проводят всё время на работе, как принято говорить «начинают ею жить». Кто-то наоборот замыкается в себе и избегает лишних контактов. Также, люди придумывают свой собственный мир или до фанатизма увлекаются эзотерическими практиками.

Подобные формы аддиктивного поведения можно отнести к сверхценным психологическим увлечениям. Стоит отметить особенность сверхценных увлечений. Обычно они «не выходят за границы традиционных для общества или отдельных его групп норм и правил [6]».

К признакам поведения человека, для которого деятельность становится сверхценным психологическим увлечением можно отнести: чрезмерную сосредоточенность, «потерю» ощущения времени, игнорирование других возможностей, слишком сильное эмоциональное отношение к интересующем объекту [6]. Подобного рода увлечения оказывают негативные психологические последствия.

Наиболее распространёнными сверхценными психологическими увлечениями являются: трудоголизм, «паранойя здоровья», следование традициям экстрасенсорики и эзотерики, шопинг.

Трудоголизм – это своеобразный уход от действительности посредством желания профессиональных достижений или посвящению себя только рабочей деятельности. Это люди, которые делают работу самоцелью, а не средством заработка. «Трудоголик сосредоточен на интересующей его деятельности практически постоянно, он не способен отвлечься от мыслей о работе даже на отдыхе или при намеренной смене деятельности [6]». «Уход в работу» может происходить по разным причинам, которые чаще всего связаны с самооценкой и самовосприятием человека. Таким образом, у людей, которые вырабатывают подобную форму поведения наблюдается неумение приспосабливаться к обычной жизни.

«Паранойя здоровья» заключается в чрезмерной озабоченности разными мероприятиями, которые направлены на улучшение физического и психического состояния. «Механизмом формирования «паранойи здоровья» является феномен «сдвига мотива на цель», когда из средства достижения здоровья оздоровительные мероприятия превращаются в самоцель, в источник единственного или доминирующего способа получения удовольствий [6]».

Следование традициям экстрасенсорики и эзотерики. Люди, которые подвержены подобным увлечениям, считают, что их жизнь находится под чьим-то контролем, а точнее подчинена определённым силам, которые человек не видит. Люди, которые имеют подобные увлечения могут быть только участниками определённых процессов или иметь конкретные убеждения, а могут воздействовать на других (экстрасенсы, «прозревшие», целители и другие) [6]. Подобное поведение можно рассматривать не только, как аддиктивное, но и как психопатологическое.

Шоппинг может показаться обычным увлечением. Но бывают ситуации, когда любовь к покупкам превращается в серьёзную проблему и приводит к шопоголизму.  Это неконтролируемая потребность тратить деньги без нужды. Шопоголизм часто приравнивают к игровой зависимости, алкогольной, компульсивному перееданию. Данный термин ввёл немецкий психиатр Эмиль Крепелин. Причиной подобной аддикции может быть неумение правильно справляться со стрессовыми ситуациями, неумение выстраивать взаимоотношения с другими людьми, неразрешённая личностная проблема (глубокий внутриличностный конфликт), переживание горя, низкая самооценка. Но одной из самых частых причин является недостаток внимания ребёнку в детстве.

Таким образом, пренебрежение детскими нуждами оказывает негативное влияние на становление личности ребёнка. Насилие, которое переживают дети не проходит бесследно. Возникновение таких сверхценных психологических увлечений, как трудоголизм, паранойя здоровья, следование традициям экстрасенсорики и эзотерики, шопоголизм – это негативные последствия, которые затрудняют взаимодействие с обществом. Для предотвращения подобных ситуаций проблема жестокого обращения с детьми требует большего внимания и безотлагательного решения.


Библиографический список
  1. Волкова Е.Н., Волкова И.В., Исаева О.М. Оценка распространенности насилия над детьми // Социальная психология и общество. 2016. Т.7. № 2. С. 19—34. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26166782 (дата обращения: 01.10.2021).
  2. Рабочая книга «Защита детей от насилия и жестокого обращения» /  Под ред. Е.Н. Волковой, Т.Н. Балашовой, – Н.Новогород: Изд-во ООО «Папирус», 2004 г.
  3. Мигунова Ю.В.  Жестокое обращение с детьми в семье как предмет социологического анализа. // Современные проблемы науки и образования. 2014. №2  – С. 698. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21471704 (дата обращения: 01.10.2021).
  4. Асовская Е.А., Ванина А.А.  Жестокое обращение с детьми внутри семьи. //  Права человека: история, теория, практика: сборник научных статей. – Курск, 2015. – С. 107-110. – URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24371504 (дата обращения: 01.10.2021).
  5. Узеиров А.А. Девиантные формы поведения личности: учебно- методическое пособие / ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России, колледж. – Ростов Н/Д: Изд-во РостГМУ, 2017. – 30 с.
  6. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. – 445 с.


Все статьи автора «Разумова Виктория Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: