Целью данной работы является ознакомление студентов с методикой ведения задания «Фигура человека в интерьере». Задача: в доступной форме, с использованием иллюстративного материала, объяснить студентам архитекторам методику поэтапного ведения задания «Фигура человека в интерьере».
Одним из самых важных заданий по рисунку на факультете архитектуры является задание «Фигура человека в интерьере». Для будущего архитектора крайне важно понимать соотносительность человека и архитектуры, в данном случае — интерьера, так как архитектура в принципе предназначена для человека, выполняя роли как утилитарные, так и эстетические.
На протяжении всей истории человечества, в части архитектуры, художники и архитекторы пытались создавать архитектуру удобную для человека и приносящую ему эстетическое удовлетворение. И создавалось все это на основе пропорций человека, его соотношения с архитектурным пространством. Человек как на основе интуитивного понимания, так и с использованием математический расчетов и опытным путем, за свою историю выработал некие архитектурные каноны, которые позволяют современному архитектору, используя собственное творческое переосмысление, создавать новые образы в архитектуре.
При выполнении задания «Фигура человека в интерьере» важную роль играют предварительные эскизы и выбор точки зрения. При выборе точки, с которой будет выполняться задание, надо учитывать такие факторы как, острота композиции и освещение, распределение предметов в пространстве. На примере представленных работ мы можем видеть различные варианты решения задания «Фигура человека в интерьере». Так на первом примере (Ил.1) мы видим, как студент решает задачу контражурного освещения в пространстве, такую задачу решал в своих картинах «Письмо с фронта» 1947 г. и «Курсанты выпускают стенную газету» 1938 г. А.И. Лактионов, на втором примере (Ил. 2) мы видим, как студент решает сложную задачу трехпланового пространства, где главное находится не на переднем плане, а на втором. В данной работе использован так называемй прием кулисности, когда передний план является как бы входом в картину. Подобный прием можно встретить в картинах Диего Веласкеса «Менины» или «Пряхи». На третьем примере (Ил. 3) мы видим вариант решения задания с использованием бокового освещения, помимо этого студент решает задачу как образный портрет, в данном случае скульптора как на картинах М.В Нестерова «Портрет И.Д. Шадра» 1934 г. и «Портрет В. Мухиной» 1940 г. Вариант так называемого «живого рисования», когда работа, не смотря на многосложность интерьера, пространства, и длительность исполнения, сохраняет в себе ту свежесть первоначального восприятия, того впечатления от натуры, которое студент получил во время предварительного эскиза, с сохранением характера натуры, мы можем видеть на четвертом примере (Ил. 4), подобное рисование можно видеть в великолепных рисунках М. Врубеля «Портрет В. Брюсова» или «Портрет доктора Усольцева». Эти примеры показывают насколько важно уже на стадии эскиза решить поставленные в постановке задачи, понять, что будет в рисунке главное, а что будет являться дополнением. Соотношения фигуры человека с интерьером, взаимоотношение с окружением, пространство, технику исполнения.
Традиционно задание «Фигура в интерьере» выполняется в музее слепков, где в дополнение к интерьеру во взаимодействие с фигурой человека вступают и классические скульптуры, рельефы и горельефы, что делает задание еще более сложным, но от этого и более интересным.
В предварительных эскизах студенту необходимо решить основные задачи будущего рисунка: композиция в листе, размер фигуры по отношению к интерьеру, тональное и пространственное решение. Тон, в данном случае, играет большую роль, так как позволяет передать ту среду, в которую погружена натура (фигура человека) и дает возможность решить пространственные проблемы. Необходимо понимать, что от того как будет распространятся свет и тень в рисунке, будет зависеть как общее настроение рисунка, так и решаться задача с выявлением главного и второстепенного. Так как рисование происходит при естественном освещении, которое априори не может являться постоянным, то у студента есть возможность выбрать и решить для себя наиболее интересный вариант освещения. Здесь можно привести пример использования освещения в театре, где художник, используя одни и те же декорации, лишь за счет различного освещения кардинально меняет ситуацию на сцене ведя зрителя за собой, передавая ему то настроение и состояние, которое он задумал в каждой конкретной сцене.
Так и в данном конкретном задании студенту-архитектору помимо основных задач: пропорции человека, интерьера, скульптур, пространство, надо стремиться к созданию самоценного произведения искусства, по крайне мере приблизиться к этому. Надо уметь держать в голове, уже в самом начале задания, законченный образ готового рисунка, на основе эскизов и первоначальной задумки, тот образ, к которому студент должен приблизиться к моменту окончания задания, правильно распределив время отведенное на выполнение задание и грамотно используя материал (карандаш, сепия, сангина, тушь, перо и т.д.). Так как задание проводится уже на старшем курсе, выбор материала остается за студентом в зависимости от поставленных для себя задач, руководствуясь эскизом и тем образом готового рисунка, который студент создает в своем сознании. Это позволяет решить, как художественно эстетические задачи в рисунке, так и позволить ознакомиться будущему архитектору с широким спектром материалов для рисования.
После выполнения эскизов с выбранного положения в зависимости от композиции, студент выбирает формат планшета для рисунка далее размещает, в режиме наброска на листе задуманную композицию на основе эскиза еще раз сверяя пропорции в листе, так как при рисовании в большем формате, визуально меняется и общее ощущение от рисунка. После размещения фигуры и интерьера в листе, уточняются соотношения масс, размеров, пропорций уже на стадии наброска. Далее, когда общие пропорции будут решены, студент переходит к решению задач пространства, объема, характера модели с использованием света, тени, тона и линии переходя от общего к частному и вновь возвращаясь к обобщению двигаясь шаг за шагом к тому окончательному варианту, который определен эскизом и образ которого студент держит в своем сознании. Случается так, что сам материал исполнения ведет рисовальщика к тому или иному решению. В данном случае, будущий архитектор получает знания через понимание пропорций интерьера через пропорции человека, воздействия интерьера на человека, размер, пространство, объем, свет, роль окон в этом, распределение света в пространстве помещения, ощущения человека от нахождения в конкретной точке пространства интерьера, влияния конкретного пространства интерьера на человека.
Все это является тем самым опытом, который так необходим архитекторам в своем будущем творчестве. Верное понимание роли архитектуры, влияние её на человека, на того, для кого в конечном итоге архитектура и предназначена. Список литературы
Альбом иллюстраций
Ил.1
Ил.2
Ил.3
Ил.4
Ил.5
Ил.6
Ил.7
Библиографический список
-
Николаева Е., Мямлин И. Лактионов А.И., М.: Художник РСФСР, 1978
-
Дмитриенко М. Веласкес. ЖЗЛ, М.: Молодая гвардия, 1965
-
Зингер Л. М.В. Нестеров. Альбом репродукций, М.: Советский художник, 1959
-
Галат А. Михаил Врубель. Альбом, М.: Амфора, 2010