За последние несколько лет выросла значимость деятельности, которая направлена на сохранение не только физического здоровья детей, но и психического. Психическое здоровье выражается такими понятиями, как «эмоциональное самочувствие», «эмоциональное благополучие», «эмоциональный комфорт». В его основе – полноценное психическое развитие человека [4]. Внедряются новые методы и подходы, направленные на снижение тревожности, улучшение адаптации, развитие коммуникативных навыков, которые в совокупности применения представляют здоровьесберегающую деятельность. Подобные методы психологи-педагоги структурного подразделения «Ресурсный центр для детей с расстройствами аутистического спектра, нарушениями поведения и коммуникации дошкольного возраста» (далее РЦ) успешно применяют на протяжении нескольких лет.
Аутизм, или расстройства аутистического спектра (далее РАС) – состояние, которое сопровождает человека в течение всей его жизни. Оно не поддаётся лечению, так как не является заболеванием. Спектр аутизма обширен и индивидуален. Проявления РАС можно обозначить «диадой» симптомов. Первая группа нарушений связана с социальной коммуникацией и взаимодействием, вторая группа – с повторяющимся паттерным поведением [3]. Наиболее эффективными в работе с людьми с РАС признаны программы ранней помощи, которые предназначены для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Они обладают широкой доказательной базой в виде подтверждённых исследований и основаны на «Прикладном анализе поведения».
Существует много методов обучения детей с РАС в рамках программ раннего вмешательства. Например, использование визуального расписания. Визуальное расписание – это система, которая наглядно показывает, что и в какой последовательности будет происходить [2]. Дети с аутизмом имеют сложности с переключением внимания, умением самостоятельно заканчивать и начинать новый вид деятельности. Поэтому, расписание помогает им постепенно учиться данным навыкам с минимальным проявлением нежелательного поведения.
Порой, воспитателям или психологам кажется ненужным использование расписания, так как в детском саду уже имеется режим дня, по которому функционирует группа. Но в отличие от нейротипичных сверстников, ребёнку с аутизмом сложно ориентироваться даже в маленьком социуме. Поэтому, в работе педагоги РЦ используют расписание «сначала-потом».
«Сначала-потом» предназначено для детей, которые испытывают трудности при переходах и смене деятельности. Например, ребёнку бывает не понятно, почему он должен прервать игру и пойти заниматься. Использование вербальной коммуникации помогает не всегда в силу особенностей обработки информации у детей с РАС. В связи с этим, педагоги стараются использовать как можно меньше слов. Визуальное расписание – это картинки, которые помогают детям сориентироваться, что сейчас должно происходить и что будет следовать далее (рисунок 1). Таким образом, дети становятся более самостоятельными и организованными.
Рисунок 1. Визуальное расписание
Расписание «сначала – потом» используется с детьми, которые имеют низкий уровень навыков [3]. Например, педагог-психолог и Ваня (имя изменено) играли на перерыве в течение 3 минут. Прозвенел таймер, пришло время занятия. Взрослый показывает Ване расписание и говорит: «Играть закончили. Сначала «заниматься», потом «перерыв». Ваня встаёт и спокойно проходит в кабинку для занятий. Свои слова педагог сопровождает сменой карточек на расписании. Сначала, использование расписания может вызывать нежелательное поведение, но когда ребёнок понимает, как оно работает, крики и истерики прекращаются. Ваня уже знает, что он может вернуться к той деятельности, которой занимался, после занятия. Визуальное расписание служит своеобразным договором или планером и облегчает взаимодействие с детьми.
Подобный опыт может использовать и воспитатель в группе, если в ней есть дети с аутизмом и другими нарушениями в развитии. Например, когда ребёнок не понимает, почему в данный момент он должен покинуть группу и пойти на прогулку или на занятие в актовый зал. Любой режимный момент можно дробить на более маленькие временные отрезки и когда ребёнок их усвоит переходить к более крупным.
Визуальное расписание можно использовать в качестве подкрепления. Так, Маша (имя изменено) просит поиграть пазлами, но педагог уже сказала, что девочка пришла в кабинку заниматься. Если дать ей играть пазлами, то в следующий раз она будет требовать их и откажется от занятия. Подобная ситуация спровоцирует нежелательное поведение. Поэтому психолог, показывая на расписание, напоминает ребёнку, сначала «заниматься» потом «пазлы». Если девочка с этим не согласна, всё равно нужно переходить к занятию. Как только Маша выполняет данную ей задачу, педагог хвалит её и даёт пазл.
Таким образом, визуальная поддержка помогает не только обучать ребёнка организованному распорядку дня, снижать уровень тревожности, устранять нежелательное поведение, но и мотивирует его выполнять требования взрослого и взаимодействовать с ним.
В заключение хочется привести цитату из книги «Как помочь дошкольнику с расстройствами аутистического спектра»: «Необходимо понимать и помнить, что каждый ребёнок, вне зависимости от особенностей и уровня навыков, заслуживает уважения и нуждается в предсказуемости и ощущении безопасности происходящего, и у каждого будет свой язык. Разные варианты расписания позволяют учитывать и обеспечивать всё это» [4].
Библиографический список
- Панько, Е. А., Чеснокова, Е.П. Психологическое здоровье дошкольника: как обрести его в семье. – Минск: БГАТУ, 2011. – 44 с.
- Как помочь дошкольнику с расстройствами аутистического спектра. Опыт специалистов служб раннего вмешательства Фонда «Обнажённые сердца» / Шиповникова Т. [и др.] – Эксмо, 2020. – 151 с.
- Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. - СПб. : Сеанс, 2018. – 201 с.