ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ «ОБРАЗОВАНИЕ-МО» ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННЫХ ВУЗАХ

Романова Екатерина Сергеевна1, Гумарова Татьяна Александровна2
1ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений», г. Москва, кандидат филологических наук, магистр по направлению «Психолого-педагогическое образование», доцент кафедры филологии
2ВУНЦ СВ «Общевойсковая ордена Жукова академия Вооружённых Сил Российской Федерации», г. Москва, инструктор по социальной работе и профилактике правонарушений военно-политического отделения

Аннотация
Цель статьи – показать возможности применения специального программного обеспечения «Образование-МО» в образовательном процессе военных вузов. Анализ и обобщение академического и собственного опыта позволил актуализировать проблему использования нового программного обеспечения при подготовке военных кадров. Научная новизна заключается в создании методического обеспечения раздела (модуля) для подготовки преподавателей высшей военной школы в рамках дополнительного профессионального образования. В результате разработан комплекс практических заданий, направленных на формирование профессиональной компетенции пользователя СПО «Образование-МО».

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Романова Е.С., Гумарова Т.А. Применение специального программного обеспечения «Образование-МО» для организации образовательного процесса в военных вузах // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/06/50638 (дата обращения: 14.05.2024).

Цифровизация затрагивает важные сферы жизни и производства государства. Внедрение современных цифровых технологий требует тщательного переосмысления подхода к развитию той или иной сферы. Цифровизация образования предполагает повышение качества материально-технической базы образовательной организации, разработку эффективного программного обеспечения, развитие дистанционного и смешанного обучения, создание системы управления образовательным процессом, а также подготовку высококвалифицированных кадров.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» перед Правительством Российской Федерации при разработке национального проекта в области образования среди прочих были поставлены задачи, связанные с созданием «цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней»; повышением компетентностного уровня преподавателей, а также с модернизацией профессионального образования, включающих внедрение «адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ». Кроме того, в настоящем Указе обозначено направление перехода к использованию отечественных компьютерных программ и технологий всеми государственными и муниципальными структурами в целях обеспечения безопасности страны.

Для автоматизации образовательного процесса военных вузов и формирования электронной информационно-образовательной среды Министерство обороны РФ разработало специальное программное обеспечение «Образование-МО» [1], сопряженное с автоматизированной системой «Паспорт», созданной для автоматизированного учета персональных данных военнослужащих и гражданского персонала, а также объединения на своей платформе специального программного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации для контроля состояния подотчетных лиц в ходе выполнения служебных задач.

АС «Паспорт», призванная автоматизировать путь военнослужащего от призыва до увольнения в запас, состоит из функциональных подсистем, включающих воинский учет, учет личного состава, медицинское, продовольственное, вещевое, финансовое обеспечение, боевую подготовку, пропускной режим, работу комендатуры и военной полиции, а также военное образование.

Анализ работ, отражающих применение АС «Паспорт» в военной сфере, выявил изучение лишь некоторых составляющих этой системы. В основном рассматривается ее использование для медицинского обеспечения (создание Военной медицинской информационной системы с данными о состоянии здоровья каждого военнослужащего для своевременного оказания медицинской помощи в разных ситуациях, введение персональной электронной медицинской карты) [2; 3], для продовольственного обеспечения (регулирование постановки военнослужащих на котловое питание, учет их пожеланий при формировании рациона, переход на электронные продовольственные аттестаты) [4], для решения задач повседневной деятельности (определение законности нахождения военнослужащего за пределами воинской части посредством мобильного комплекта «Патруль», сокращение времени на аналитическую обработку информации и уменьшение печатного документооборота) [5; 6]. Статьи, посвященные автоматизации образовательного процесса в военных вузах, содержат либо обзор применения информационных систем и технологий для решения образовательных и научных задач [7], либо опыт внедрения АС «Паспорт» и СПО «Образование-МО» [8], либо проблемы, связанные с управлением научно-исследовательской деятельностью вуза и необходимостью доработки программно-аппаратного комплекса (модули управления, планирования, контроля и мониторинга) [9]. В связи с результатами проведенной аналитической работы представляется закономерным обращение к исследуемой теме.

Из п. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 No 273-ФЗ (ред. от 11.06.2022) «Об образовании в Российской Федерации» следует, что необходимо создать «условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды». В сфере военного образования принято следующее определение электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС): «система информационных и образовательных ресурсов, информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих условия для реализации образовательных программ при подготовке военных кадров» [8, c. 57-58]. На рисунке 1 представлена структура ЭИОС военной образовательной организации и взаимосвязь ее компонентов. Ключевым элементом ЭИОС является СПО управления образовательной деятельностью «Образование-МО».


Рисунок 1. Электронная информационно-образовательная среда военного вуза. Источник: подготовлено Общевойсковой академией

 

Одной из опытных площадок для проведения технического и военно-педагогического экспериментов по внедрению и эксплуатации СПО «Образование-МО» стал Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая ордена Жукова академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (г. Москва) [8, с. 59].

Рисунок 2. Применение СПО «Образование-МО» в Общевойсковой академии. Источник: подготовлено Общевойсковой академией

 

В результате проведенного эксперимента было установлено, что применение этого программного обеспечения для автоматизации образовательного процесса академии позволяет эффективно планировать и организовывать основные виды деятельности профессорско-преподавательского состава (образовательная, методическая, научная) (см. рис. 2).

Целью нашей статьи является обмен опытом по использованию СПО «Образование-МО» для организации образовательного процесса в Общевойсковой академии в ходе обучения преподавателей высшей военной школы.

Работа основана на системном исследовании с помощью теоретических методов: анализ и обобщение практики применения СПО «Образование-МО» для организации образовательного процесса в военном вузе.

СПО «Образование-МО» организовано в виде комплекса подсистем (модулей), выполняющих функции ввода, хранения и визуализации данных.

Для повышения профессиональной квалификации и переподготовки преподавателей высшей военной школы и формирования у них компетенций в области применения новых отечественных информационных технологий в рабочие программы учебных дисциплин «Технологии профессионально ориентированного обучения» и «Современные технологии обучения и тенденции развития предметной области» включен раздел (модуль) «Основы применения информационных технологий для сопровождения образовательного процесса в образовательных организациях высшего образования МО РФ». На его изучение отведено 8 аудиторных академических часов: лекция (2 ак. ч.), групповое занятие (4 ак. ч.), практическое занятие (2 ак. ч.); 4 ак. ч. на самостоятельную работу обучающихся с последующим текущим контролем.

Выбор учебных дисциплин для включения указанного раздела (модуля) обусловлен направленностью их содержания, ориентированного на повышение эффективности обучения слушателей, достижения основной образовательной цели и получение гарантированного результата посредством технологизации образовательного процесса [10]. Целесообразно отметить, что образовательная технология в вузе – «процесс реализации требований ФГОС и КТ, представляющий собой систему форм, методов, приемов, средств, гарантирующих достижение поставленных целей профессиональной подготовки будущего специалиста (выпускника)» [11, с. 14]. Автоматизация этого процесса поможет сократить этапы следования к конечной цели, связанные с планированием и организационными моментами.

В ходе лекции «Автоматизация деятельности образовательных организаций высшего образования МО РФ» слушатели академических курсов знакомятся с назначением, составными частями, принципами работы и возможностями АС «Паспорт» и СПО «Образование-МО». На рисунке 3 изображен интерфейс СПО «Образование-МО». Функционально оболочка программной части СПО представляет собой систему «окон» наподобие Windows, каждое из которых реализует тот или иной алгоритм получения или хранения информации. Закладки всплывающих окон представлены на рисунке 3 и открывают доступ к основным видам преподавательской деятельности (образовательная, методическая, научная) или к получению отчетных материалов и справок.

Рисунок 3. Интерфейс СПО «Образование-МО». Источник: подготовлено Общевойсковой академией

 

Групповое и практическое занятия проводятся в специальном компьютерном учебном классе, оснащенном АС «Паспорт» и СПО «Образование-МО», для отработки навыка «применения данных продуктов, внедренных Министерством обороны в военные образовательные организации» [8, с. 62].

Традиционно учебные занятия начинаются с проведения экспресс-опроса, направленного на проверку знаний, полученных на лекции. Обучающиеся распределяются по вариантам, в каждом варианте содержится по два вопроса, на которые нужно дать письменный ответ в течение 5-7 минут.

Приведем примерные задания для проведения экспресс-опроса.

 Задания для проведения экспресс-опроса:

Вариант 1

  1. Дайте определение понятию «автоматизированная система (АС)».
  2. Назовите основное предназначение и задачи создания АС «Паспорт».

Вариант 2

  1. Раскройте сущность понятия «электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) военной образовательной организации Министерства обороны Российской Федерации».
  2. Назовите объекты Министерства обороны РФ, оснащенные элементами АС «Паспорт». Перечислите основные направления работы с персональной электронной картой (ПЭК) военных вузов.

Далее слушатели академических курсов работают в парах за компьютерами в СПО «Образование-МО».

Примеры практических заданий по организации образовательной деятельности:

Задание 1. Для ведения контроля успеваемости выбираем следующие пункты меню: образовательная деятельность – контроль успеваемости (аттестации) – журнал учета учебных занятий – дисциплина – обновить.

На рисунке 4 отражена работа слушателей по заполнению журнала учебных занятий, выставление оценок обучающимся в конце занятия.

Рисунок 4. Работа слушателей на занятия в СПО «Образование-МО». Источник: подготовлено Общевойсковой академией

 

Задание 2. Для создания и корректировки рабочей программы учебной дисциплины выбираем следующие пункты меню: образовательная деятельность – учебная работа на кафедре / факультете – рабочие программы дисциплин (модулей) – учебный план – обновить.

Задание 3. Для создания и корректировки тематических планов изучения учебных дисциплин выбираем: образовательная деятельность – учебная работа на кафедре / факультете – тематические планы – тематический план дисциплины.

Задание 4. Для прикрепления к каждой рабочей программе ЭУМК выбираем: образовательная деятельность – учебная работа на кафедре / факультете – рабочие программы дисциплин (модулей) – учебный план – обновить – вкладка «содержание» − тема – нижняя кнопка «добавить».

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – «комплекс учебно-методических материалов, обеспечивающих изучение и освоение дисциплины» [12, с. 152]. В структуру ЭУМК входит восемь пронумерованных папок:

- 01 – учебная программа учебной дисциплины и тематический план ее изучения;

- 02 – тексты лекций и их презентации;

- 03 – задания обучающимся на семинар;

- 04 – задания обучающимся на практические занятия и другие виды;

- 05 – задания обучающимся на промежуточную аттестацию, перечень вопросов;

- 06 – задания обучающимся на итоговый междисциплинарный экзамен, перечень вопросов (если предусматривается);

- 07 – основная академическая литература: учебник или учебное пособие в электронном виде и электронный учебник, созданный в программе SunRav BookOffice;

- 08 – дополнительная литература, подобранная преподавателем и содержащаяся в электронной образовательной среде академии (нормативные правовые акты, другие учебники, монографии, научные статьи, справочная литература и др.) [12, с. 153].

Задание 5. Для ввода материала, необходимого для проведения учебного занятия выбираем: образовательная деятельность – учебная работа на кафедре / факультете – тематические планы – выбираем занятие – двойной щелчок левой кнопкой мыши – вкладка «файлы» − добавить.

Задание 6. Для ввода общих и индивидуальных заданий для обучающихся выбираем: образовательная деятельность – контроль успеваемости (аттестации) – журнал учета учебных занятий – год – семестр – обновить – дата занятия.

В качестве контроля знаний на последнем занятии изучения данного раздела (модуля) слушателям предлагается ответить на один теоретический вопрос (на знание основной терминологии) и выполнить практическое задание за компьютером.

Перейдем к выводам. Применение специализированных информационных технологий для сопровождения образовательного процесса в военном вузе обеспечивает его гибкость, доступ к электронным учебно-методическим комплексам дисциплин, помогает организовать самостоятельную работу обучающихся и выстроить индивидуальные образовательные траектории. Однако требует тщательной технической и методической доработки.

СПО «Образование-МО» автоматизирует выполнение основных преподавательских функций в комплексном электронном информационно-образовательном пространстве высших учебных заведений и процесс обучения курсанта (слушателя) от абитуриента до выпускника-офицера с реализацией балльно-рейтинговой системы обучения и получением компетентной оценки.


Библиографический список
  1. Поляков Е.П. Специальное программное обеспечение управления образовательной деятельностью военной образовательной организации Министерства обороны Российской Федерации и формирования информационно-образовательной среды военной образовательной организации Министерства обороны Российской Федерации (сокращённое название – «Образование-МО») // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ  2020618842, 05.08.2020. Заявка № 2020617786 от 24.07.2020.
  2. Калачев О.В., Папков А.Ю., Борисов Д.Н., Кушнирчук И.И. Автоматизированная система «Паспорт» − медицинская составляющая // Известия Российской военно-медицинской академии. 2020. Т. 39. № 4. С. 133-135.
  3. Столярова А.О., Севрюков В.В. Возможности применения автоматизированной информационной системы «Паспорт» в деятельности медицинской службы ВС РФ // Известия Российской военно-медицинской академии. 2021. Т. 40. № S1-3. С. 314-317.
  4. Соколов В.Д., Болдырев О.А., Дегтярев А.Н. Продовольственное обеспечение военнослужащих в рамках автоматизированной системы «Паспорт» // Вестник Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева. 2021. № 1 (25). С. 82-90.
  5. Перфильев Р.Ю., Колесник В.Л., Артенин А.В. Использование автоматизированной системы «Паспорт» в интересах совершенствования механизма сбора и учета информации о различных аспектах повседневной деятельности военнослужащих // Информационные технологии в сфере РСЧС И ГО: сборник трудов ХХXII Международной научно-практической конференции. Химки, 2022. С. 175-179.
  6. Перфильев Р.Ю., Крылов С.Н., Колюжин Н.Н. Анализ функционирования автоматизированной информационной системы «Паспорт» для решения динамических задач повседневной деятельности военнослужащих // Информационные технологии в сфере РСЧС И ГО: сборник трудов ХХXII Международной научно-практической конференции. Химки, 2022. С. 180-186.
  7. Мордовин И.Н. Направления развития и применения информационных систем и технологий в военных образовательных и научно-исследовательских организациях // Состояние и перспективы развития современной науки по направлению «АСУ, информационно-телекоммуникационные системы»: сборник статей III Всероссийской научно-технической конференции. Анапа, 2021. С. 97-114.
  8. Пасичник С.И., Рычков А.В. Автоматизация образовательного процесса // Вестник военного образования. 2021. № 4 (31). С. 57-63.
  9. Галушкин А.В., Косенок Ю.Н., Однокопытный В.Н. Проблемные вопросы автоматизации мероприятий научной (научно-исследовательской) деятельности военной образовательной организации Министерства обороны Российской Федерации // Информационные технологии: актуальные проблемы подготовки специалистов с учетом реализации требований ФГОС. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. Омск, 2021. С. 125-129.
  10. Романова Е.С. К проблеме дефиниции понятий «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения» в современной педагогической науке // Психология, социология и педагогика. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/05/6791 (дата обращения: 10.06.2022).
  11. Романова Е.С. Технологии профессионально ориентированного обучения: учебное пособие; под общ. ред. А.П. Макарова. М.: КНОРУС, 2021. 230 с.
  12. Романова Е.С. Электронный портфель как средство организации учебной деятельности обучающихся в военных вузах // Паритеты, приоритеты и акценты в цифровом образовании: сборник научных трудов. В 2 ч. Ч. 1. Саратов: Саратовский источник, 2021. С. 151-155.


Все статьи автора «Романова Екатерина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: