ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Сущева Светлана Михайловна1, Широкова Любовь Константиновна1, Горшенкова Арина Олеговна1, Рыбина Екатерина Александровна1, Разумова Виктория Владимировна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), магистрант

Аннотация
Изучение интерактивной технологии как эффективного средства для использования в образовательном процессе представляется довольно значимым в условиях современных образовательных условий. Педагог, стремящийся к усовершенствованию своего мастерства, повышению эффективности обучения, должен не только быть в курсе новых технологий, но и уметь применять эти актуальные технологии при организации своей деятельности. Специфика интерактивной технологий, рассматриваемая в статье, дает возможность педагогам спроектировать будущие образовательные результаты, определить цели и задачи для эффективного осуществления педагогической деятельности.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Сущева С.М., Широкова Л.К., Горшенкова А.О., Рыбина Е.А., Разумова В.В. Технология интерактивного обучения как эффективное средство современного педагога // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/06/50531 (дата обращения: 21.02.2024).

Повышение педагогического мастерства – является одной из ведущих задач современного педагога. Освоение новых образовательных технологий обучения способствует решению этой задачи. Использование широких возможностей применения таких технологий в образовании позволяет эффективно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обучающихся [1].

Помимо этого, уход от традиционных методов проведения учебных занятий, использование современных технологий позволит избежать монотонности в учебном процессе, создаст комфортные условия для смены видов деятельности обучающихся. Именно поэтому, овладение технологией интерактивного обучения, как технологией современной педагогики, становится одним из приоритетов педагога.

Анализ литературы таких исследователей как Кашлев С.С., Арбузова Е.Н., Кириллова А.И., Лопарева М. А. и др., позволил выявить, что интерактивное обучение представляет собой специальную модель организации познавательной деятельности, которая имеет конкретные и прогнозируемые цели, к которым относятся:

  • формирование и дальнейшее развитие профессиональных навыков и умений обучающихся;
  • совершенствование коммуникативных навыков;
  • развитие умения рефлексировать;
  • усиление мотивации к изучению дисциплины;
  • повышение эффективности образовательного процесса, достижение высоких результатов;
  • развитие умений самостоятельного поиска и  проведения анализа получаемой информации;
  • формирование навыков использования и применения современных технических средств и технологий;
  • увеличение объема самостоятельной работы обучающихся [2].

Таким образом, интерактивное обучение – это особая форма организации учебной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности обучающихся, при которой все участники процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают задачи, моделируют ситуации, оценивают поступки других и рефлексируют собственное поведение, а также погружаются в настоящую атмосферу сотрудничества для решения выбранной проблемы [3].

Также стоит отметить, что интерактивная технология, применяемая в обучении, позволяет одновременно решать несколько задач:

  • освоение учебного материала;
  • развитие мотивационной сферы обучающихся;
  • стимулирование обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
  • формирование коммуникативных умений и навыков.

Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие общения в виде диалога, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого обучающегося задач [4]. Интерактивную работу можно применять как до, так и после объяснения нового материала, на практических занятиях по применению теоретических знаний, на специализированных занятиях, а также проводить ее вместо контрольного опроса. Зачастую применяется работа в парах, обладающая особой эффективностью на начальных этапах изучения дисциплины. Преимущество использования интерактивной технологии заключается в том, что все обучающиеся имеют возможность высказаться, обменяться идеями с другими участниками, прорефлексировать, а уже затем огласить их всей группе. Помимо этого, на занятии все участники образовательного процесса вовлечены в активный познавательный процесс [5].

Изучив теоретические данные, было выявлено, что организация интерактивного обучения предполагает использование интерактивной технологии, для организации занятий с моделированием жизненных ситуаций, использованием ролевых игр, общим решением вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуаций. К примерам такой работы можно отнести обсуждение текста, взятие интервью у напарника, анализ письменной работы партнера, разработка вопросов к группе или ответы на вопросы педагога и т.д.

Таким образом, если сравнивать интерактивную технологию обучения, применяемую во время занятий, с традиционными технологиями, то при интерактивной меняется взаимодействие педагога и обучающегося, а именно, активность педагога уступает место активности обучающихся, а главной задачей педагога становится создание условий для их инициативы.


Библиографический список
  1. Еркина С.Л. Современные образовательные технологии. [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://агасу.рф/files/documents/44-redaktor/kursy/Erkina_lektsia_sovr_tehn.pdf (дата обращения: 26.06.2022)
  2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М., Просвещение, 1989. –128 с.
  3. Куприян А.В. Интерактивное обучение // ИСОМ. 2015. № Приложение 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnoe-obuchenie-2 (дата обращения: 26.06.2022).
  4. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. – 1-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 239 с.
  5. Шумскис Ю.Г. Подходы к определению понятия интерактивных форм обучения в системе среднего профессионального образования // Вестник ЮГУ. 2017. №1-1 (44)


Все статьи автора «Сущева Светлана Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: