Психологическая характеристика термина «родительская депривация». Родительская депривация – понятие, отражающее лишение подростка должного взаимодействия с родителями. Такой феномен чаще всего характеризуется невозможностью удовлетворять необходимые потребности вследствие типичной отстраненности родителя [3]. В качестве типичных причин родительской депривации психологами часто рассматриваются следующие:
- Характерологические семейные проблемы:
- конфликтная, авторитарная атмосфера семьи;
- появление нового члена семьи;
- утрата близкого человека/родственника;
- отрыв от семьи (например изъятие подростка органами социальной опеки и попечительства).
- Несоответствие родительским ожиданиям (например неспособность подростка справляться с учебной нагрузкой).
- Гиперактивность/заторможенность/эмоциональная неустойчивость подростка как фактор непринятия родителем.
- Неумение родителем правильно проявлять внимание, любовь, заботу [1].
В силу того, что каждый подросток – это личность, наделенная собственными качествами и характеристиками, фактор родительской депривации может сформировать определенные признаки, отражающие родительскую недолюбленность. Такими могут стать:
- эгоцентричные, нарциссичные наклонности личности;
- завышенная самооценка, проявляющаяся в высокомерии, истинном самомнении;
- заниженная самооценка, проявляющаяся в застенчивости, нелюбви к себе, неуверенности в собственных возможностях;
- склонность к уходу «в себя», депрессии;
- неспособность справляться с трудными жизненными ситуациями;
- слабая мотивация к любому виду деятельности;
- трудности в общении со сверстниками, взрослыми людьми;
- ощущение собственной ненужности. [2]
Нетипичное, неестественное поведение подростков, являющихся истинными представителями кризисного периода, – признак психологического, эмоционального дискомфорта. Повышенная гиперактивность, демонстративное поведение, наличие факторов агрессивности, резкая замкнутость, негативизм – все это отражает типичные признаки «недолюбленности». Родителям, заметивших подобное, немедленно следует пересмотреть стиль воспитания, отношение к подростку, методы воздействия на формирующуюся личность. Только в таком случае есть шанс выстроить нормальные, гармоничные взаимоотношения без феномена «родительской депривации» и синдрома (в соответствии с МКБ-10) «недолюбленности».
Библиографический список
- «Причины возникновения, проявления и последствия депривации у ребенка» – текст: электронный // ГКУСО МО «Семейный центр помощи семье и детям «Непоседы»: [сайт] – URL: http://neposedy.s-detdom.ru/wp-content/uploads/2019/11/Причины-возникновения.pdf (дата обращения: 21.06.2022).
- Светлана Садовникова «Недолюбленные дети: признаки, последствия, помощь» / Садовникова Светлана. – текст: электронный // Я-родитель: [сайт] – URL: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/nedolyublennye-deti-priznaki-posledstviya-pomoshch/ (дата обращения: 21.06.2022).
- Игорь Астафьев «Родительская депривация или синдром «недолюбленности»» / Астафьев Игорь. – текст: электронный // Психологи: [сайт] – URL: https://www.b17.ru/article/18717/ (дата обращения: 21.06.2022).