Одним из главнейших приоритетов Российской Федерации в соответствии со ст. 67.1 Конституции Российской Федерации [1] является благополучное и защищенное детство. Ранее семья и образовательная организация были основными институтами, в которых проходило становление и взросление ребенка. Но, в процессе становления информационного общества, важную роль в социализации несовершеннолетних стало играть информационное пространство.
«Лаборатория Касперского» провела исследования «Растим детей в эпоху Интернета» и по полученным данным дети из Российской Федерации находятся в сети Интернет гораздо больше времени, чем несовершеннолетние стран Европы и США. Результаты опроса показали, что 56% детей находятся «почти постоянно» в информационном пространстве. Доля детей в возрасте 8-10 лет, практически постоянно находящаяся в сети Интернет, чуть ниже и составляет 40% данной возрастной группы.
Статистические данные показывают, что в процессе взросления все больше детей начинает находиться в информационном пространстве на постоянной основе. Например, в возрасте 14–16 лет уже 68% проводят время в сети Интернет «почти постоянно». Это связано с тем, что сеть Интернет, предоставляет несовершеннолетним большой спектр возможностей – от общения с друзьями, до игр и получения полезной информации.
Сравнение результатов множества исследований Фонда Развития Интернет показывает, что уровень ежедневного использования Интернета детьми практически уже достиг своего максимума: в 2010 году каждый день выходили в сеть 82% подростков, а в 2016-м — уже 92%. При этом около 80% детей проводят в Сети в среднем три часа в день, а каждый седьмой – 8 часов и более. Причем, по данным ВЦИОМ, количество взрослых по показателю ежедневного использования Интернета в 2016 году составляет всего 53%. Эта разница — лишь один из показателей существенного разрыва между поколениями. Именно низкая цифровая грамотность родителей лежит в основе их беспечного отношения к интернет-активностям юного поколения [2].
Именно недостаточная цифровая грамотность и незнание способов защиты детей в информационном пространстве, а также беспечное отношение родителей к времяпрепровождению детей в сети Интернет приводит к росту правонарушений в отношении несовершеннолетних, совершаемых с использованием интернет-ресурсов. В связи с чем одним из главных направлений государственной политики в области безопасности несовершеннолетних в информационном пространстве должно стать повышение уровня информационной грамотности детей и их родителей или законных представителей, а также предупреждение о возможных киберпреступления, совершаемых в отношении несовершеннолетних.
Оганов А.А. в своей работе указывает на недостатки действующего законодательства в отношении несовершеннолетних и предлагает его совершенствование. Так, им отмечается необходимость введения ответственности на администраторов сайтов за размещение противоправной информации в отношении несовершеннолетних; запрет на переадресацию пользователя сети; автор предлагает использовать опыт США по привлечению к ответственности за размещение запрещенного контента владельцам сайтов, провайдеров и хостингов [3, с. 113].
Ответственность за безнадзорность детей должна распространяться и на сферу информационного пространства. В настоящее время родители несовершеннолетних, вовлеченных в киберпространство в роли правонарушителей или жертв, выглядят скорее потерпевшей стороной, нежели виновной. Позиция родителей чаще всего сводится к мнению о том, что «виноват Интернет», о невозможности повлиять на происходящие в этой сфере процессы. Общей задачей для всех субъектов профилактики на данном этапе является изменение стереотипа беспомощного обывателя. Как справедливо замечено М.В. Храмовой и Е.Н. Пицик, родитель современного ребенка, сохраняя свою обязанность по обеспечению его безопасности во всех сферах жизни, не должен оставлять без внимания факт присутствия ребенка в социальных сетях, учитывая при этом все опасности и риски последних [4, с. 37-38].
Решения для осуществления «Родительского контроля» предлагаются различными компаниями, в частности, «Лаборатория Касперского» разработала приложение «KasperskySafeKids», а также модуль «Родительский контроль» в составе KasperskyInternetSecurity и KasperskyTotalSecurity для различных электронных устройств. Данные программы и приложения позволяют родителям осуществлять контроль за количеством времени, которые ребенок проводит в сети Интернет. А также они помогают защитить несовершеннолетнего от просмотра информации, способной оказать негативное воздействие на его развитие и информируют родителей о признаках кибербуллинга. Аналогичные приложения и системы «Родительского контроля» предоставляют операторы мобильной связи, интернет-провайдеры, разработчики игровых консолей и телефонов, а также поисковые системы (такие, как Google, Yandex и др.).
Обеспечение безопасности и надзора за детьми в информационном пространстве трудно обеспечить если действовать разобщенно. С целью организации эффективной защиты прав и свобод детей в сети Интернет необходимо активное комплексное взаимодействие государства, разработчиков электронных устройств, операторов мобильной связи и интернет-провайдеров по созданию и внедрению различных систем родительского контроля и ограничения доступа к информации, способной нанести вред психическому или физическому здоровью несовершеннолетних.
Библиографический список
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
- 56% детей постоянно находятся в Сети // http://security.mosmetod.ru/internet-zavisimosti/99-56-detej-postoyanno-nakhodyatsya-v-seti (дата обращения – 21.05.2022).
- Оганов А.А. Киберпреступность в отношении несовершеннолетних с использованием информационно-телекоммуникационных сетей: понятия, предложения, определения. Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 2. С. 107-115.
- Хаметдинова Г.Ф. Ответственность родителей за безнадзорность детей в информационном пространстве // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2019. № 3 (49). С. 36 – 43.
Количество просмотров публикации: Please wait