ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Королев Анатолий Алексеевич
Уральский государственный экономический университет
магистрант

Аннотация
Статья посвящена анализу современного состояния унитарных предприятий (УП) в условиях реализации Национального плана развития конкуренции, предполагающего реформирование системы действующих УП и ограничение их создания в перспективе.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Королев А.А. Перспективы развития системы унитарных предприятий // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/05/49369 (дата обращения: 23.02.2024).

В условиях активной трансформации общественных отношений в сфере деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий возникла насущная необходимость изучения трансформации их статуса и состояния российской системы унитарных предприятий.

В настоящее время в Российской Федерации реализуется реформа системы унитарных предприятий, основанная на вступивших в силу 8 января 2020 года изменениях в Федеральные законы «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [1], а также «О защите конкуренции» [2] в рамках которых ограничены случаи создания и сферы деятельности унитарных предприятий.

В рамках указанных процессов предполагается существенное сокращение количества предприятий. Планируемый срок реализации запланированной реформы был установлен на 2025 год, однако не подготовленная к данным процессам институциональная среда обусловила снижение темпов развития плановых показателей и в связи с этим сроки были пролонгированы до 2030 года.

Суть реформы заключается в создании или сохранении только тех предприятий, которые своей деятельностью не создают условий для ограничения конкуренции. Предполагается ликвидация и запрет на создание унитарных предприятий в сферах, где успешно осуществляют свою деятельность коммерческие организации, а спрос может быть обеспечен предложением в рамках действия рыночных законов, е требующих вмешательства государства (например, на товарных рынках, находящихся в состоянии нормальной конкуренции).

Таким образом, в настоящее время идет реформа системы государственных и муниципальных унитарных предприятий в условиях реализации Национального плана развития конкуренции.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения указанного процесса, а также своевременного определения проблемных зон приватизации юридических лиц указанной организационно-правовой формы.

Сказанное обуславливает важность систематического мониторинга реализации Национального плана развития конкуренции с целью повышения эффективности управления трансформации системы государственных и муниципальных унитарных предприятий в частную собственность.

Необходимость реформирования системы государственных муниципальных предприятий заключается в их отрицательном воздействии на развитии честной конкуренции в России. Особенное правовое положение таких юридических лиц характеризуется ограничением вещного права на имущество и конкретными целями деятельности. Дестабилизация гражданского оборота происходит из-за того, что контрагенты данных организаций несут постоянные риски оспаривания сделок, которые совершаются государственной организацией собственником имущества, в то время как сам собственник почти не несет ответственности за результаты своего управления. Если углубиться в изучение концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, можно понять, существование муниципальных организаций является бесперспективным в силу несоответствия с потребностями нынешнего государства и общества, соответственно данные юридические лица следует постепенно менять на другие виды организаций [3]. В качестве исключения нужно оставить предприятия, чья деятельность осуществляется в особо значимых экономических сферах. Тем не менее, существует множество факторов, не позволяющих полностью заменить унитарные предприятия другими видами организаций. Следует отметить, что государственные и муниципальные предприятия обеспечивают эффективность своей деятельности за счет имущества, которое находится в их владении, потому что прибыль от его использования это источник доходов государства, полученных неналоговым путем. Также, участие государственных организаций в предпринимательской деятельности сильно ограничено их правовым статусом, поэтому имущество, может быть вовлечено в гражданский оборот при условии хозяйственного ведения государственных и муниципальных предприятий. Также, государственные предприятия пользуются тем имуществом, которое ограничено в обороте и которым могут пользоваться исключительно государственные и муниципальные учреждения, что указано в федеральном законе. Из этого становится ясно, что управлять этим имуществом может только данный вид юридических лиц. Также из этого следует, что создание государственных и муниципальных предприятий представляет собой способ участия государства в предпринимательской деятельности. Понятие государственных и муниципальных унитарных предприятий находится в Федеральном законе «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а также в Гражданском Кодексе Российской Федерации [3]. Унитарным предприятием является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Государственные предприятия имеют особый правовой статус, что нельзя сказать про большинство коммерческих организаций. Особое правовое положение таких юридических лиц обосновывается, прежде всего, целями их создания, четко определенными законодательством. Государственные и муниципальные предприятия можно разделить на несколько групп (рисунок 1).

Оценка деятельности унитарных предприятий позволяет констатировать, что в настоящее время большинство из них работает на рынках с развитой конкуренцией, что актуализирует вопрос о необходимости сохранения их правового статуса в качества государственных или муниципальных. Наиболее распространена деятельность УП в отраслях теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, управления жилым фондом, торговли и оказания услуг.


Рисунок 1 – Условная классификация УП в зависимости от целей их функционирования [4,5]

Опираясь на данные Федеральной налоговой службы [6], отметим, что количество унитарных предприятий, сведения о которых содержатся в ЕГРЮЛ, постепенно сокращается, что обусловлено идущей в настоящее время реформой, однако темпы снижения их количества не согласуются с планируемыми в стратегических документах, о чем пойдет речь во второй главе настоящего исследования.

Сведения о динамике и количестве унитарных предприятий, зарегистрированных в ЕГРЮЛ за период 2016-2020 годов приведены на рисунке 2.

Приведенная статистика свидетельствует о недостаточной эффективности мероприятий по ограничению количества унитарных предприятий, и в то же время показывает неготовность институциональной среды к их реорганизации и ликвидации.


Рисунок 2 – Количество унитарных предприятий, зарегистрированных в ЕГРЮЛ за период 2016-2020 гг. [6]

Таким образом, подводя итог данной части исследования отметим, что унитарные предприятия по-прежнему являются значительным и важнейшим звеном государственного сектора экономики, являясь уникальной формой сочетания экономических и социальных функций.


Библиографический список
  1. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ: – Текст : электронный. – URL : https://base.garant.ru/12125268/ (дата обращения: 05.05.2022).
  2. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ. – Текст : электронный. – URL : https://base.garant.ru/12125268/ (дата обращения: 05.05.2022).
  3. Валияхметов И. А. Правоспособность унитарных предприятий как субъектов предпринимательского права //Разработка и применение наукоёмких технологий в интересах модернизации современного общества. – 2022. – С. 40-41.
  4. Рябова С. От преобразования государственных унитарных предприятий к созданию государственных корпораций //Банковский вестник. – 2021. – №. 5. – С. 68-72.
  5. Ханнанов Р. М. К вопросу о правовом обеспечении деятельности государственных унитарных предприятий //Новый университет. Серия «Экономика и право». – 2011. – №. 7 (7).
  6. Федеральная налоговая служба- Обновляется в течение суток. – URL:
    https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/regstats/


Все статьи автора «kafedranacha»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: