ВЗАИМОСВЯЗЬ ФОРМ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С ВОСПРИЯТИЕМ ПАНДЕМИИ COVID-19

Елисеева Анна Александровна
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
студент, 3 курс, профиль подготовки «Психология и социальная педагогика»

Аннотация
Данная статья посвящена изучению взаимосвязей форм социальной активности студентов с восприятием пандемии COVID-19. Выявлено наличие положительных взаимосвязей между шкалой угрозы для жизни и альтруистической активностью, шкалой контроля пандемии и образовательно-развивающая активностью, шкалой страха неизвестной болезни и духовной активностью. Полученные данные могут быть использованы в работе служб психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся в активный период пандемии и постпандемийный период.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Елисеева А.А. Взаимосвязь форм социальной активности студентов с восприятием пандемии COVID-19 // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/04/48289 (дата обращения: 23.02.2024).

Современная молодежь принимает участие в реализации различных форм социальной активности (образовательная, досуговая, гражданская, экономическая, бытовая и т.д.), проявляет высокий уровень мобильности, интеллектуальной активности. Сам термин «молодежь» обозначает особую группу людей, которая имеет свои потребности и интересы и отличается от других групп возрастными и психолого-педагогическими особенностями [1].

Социальная активность понимается современными авторами как особое личностное качество, способность к действиям в плане приспособления и видоизменения окружающего социума в различных его сферах [2].

Учитывая неблагоприятную эпидемиологическую обстановку с начала 2020 года, связанную с пандемией, различные формы социальной активности оказались во власти ограничительных мер, перешли из реальной формы в виртуальную. Функционирование личности и группы в новых усложняющихся условиях социальной среды положило начало социально-психологическим изысканиям в рассматриваемом контексте. Актуальность исследования обусловлена изучением различных аспектов социальной активности молодежи в условиях пандемической ситуации. Прикладной аспект заключается в возможном использовании полученных результатов в работе служб сопровождения обучающихся в период пандемии и постпандемийный период.

Объект исследования: феномен социальной активности молодежи.

Предмет исследования: взаимосвязь форм социальной активности студентов с восприятием пандемии COVID-19.

Гипотеза исследования: существуют взаимосвязи между различными формами социальной активности студентов с восприятием пандемии COVID-19.

Методики эмпирического исследования:

Анкета, направленная на регистрацию различных форм социальной активности и степени их выраженности (Р.М. Шамионов, И.В. Арендачук, М.В Григорьева с соавт.) [3]; опросник «Восприятие пандемии COVID-19» (Первичко Е.И. с соавт.) [4]. Статистический анализ полученных эмпирических данных: корреляционный анализ по Спирмену.

В исследовании приняли участие 70 респондентов (60% женского пола) в возрасте от 18 до 25 лет, обучающихся в образовательных организациях высшего образования г. Саратова.

Учитывая сложившуюся неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию, связанную с распространением COVID–19, опрос проводился в дистанционной форме на базе платформы Google Forms в период с января по март 2022 года.

Выявленные взаимосвязи между формами социальной активности и восприятием пандемии COVID-19 показаны в таблице 1.

Таблица 1. Результаты корреляционного анализа между показателями форм социальной активности и восприятия пандемии

Выявленные взаимосвязи

Результаты корреляционного анализа

Шкала угрозы для жизни и альтруистическая активность

-0,118 при р≤0,001

Шкала контроля пандемии и образовательно-развивающая активность

0,315 при р≤0,001

Шкала страха неизвестной болезни и духовная активность

0,131 при р≤0,001

Наиболее значимая положительная взаимосвязь была выявлена между показателями контроля пандемии и образовательно-развивающей активности. Это может означать, что внедрение контролирующих мероприятий со стороны государства (ограничения, профилактические меры, внедрение сертификатов вакцинации), а также соблюдение индивидуальных мер контроля со стороны индивида (вакцинация, ограничение личных контактов и т.д.), обусловливают увеличение образовательно-развивающих мероприятий. Вероятно, что этому способствовало активное внедрение дистанционного (удаленного) обучения на различных платформах и виртуальных площадках. Дальнейшее смягчение карантинных мероприятий (отмена локдауна, смягчение режима самоизоляции) позволило внедрить смешанную форму обучения, проводить очные занятия, но полученный молодежью виртуальный опыт в контексте получения образования, развития личности и приобретения новых навыков расширил границы образовательно-развивающей активности в пандемический период.

Так же была выявлена положительная взаимосвязь между показателями страхом неизвестной болезни и духовной активностью. Можно предположить, что постоянное и заостренное беспокойство за свое здоровье обусловило увеличение активности, направленной на сохранение, усвоение и воспроизведение культурных и духовных ценностей. По-видимому, духовная активность, пусть даже в большей степени и в виртуальной среде, позволяла регулировать эмоциональное состояние, отвлекаться от пандемического контента. Благодаря этому индивиды стали больше для себя раскрывать мир искусства, чтобы немного отвлечься от ситуации с COVID-19.

Была выявлена отрицательная взаимосвязь между шкалой, оценивающая угрозу для жизни и альтруистической активностью. Из всех видов альтруистической деятельности наиболее активной является волонтерская, которая заключается в оказании помощи пожилым людям, многодетным семьям, инвалидам. Многие молодые люди отказались от подобной деятельности, потому что боялись инфицировать себя и своих близких. В статье Е. Н. Рогова и Л. С. Яницкого [5] были описаны разные мнения студенческой молодежи о волонтерской деятельности. Большинство студентов поддерживают данную активность, и считают её необходимой в ситуации пандемии, но они не хотят подвергать опасности жизнь своей семьи, поэтому частично отказываются от данной деятельности.

Таким образом, ситуация, связанная с пандемией, отразилась на образовательно-развивающей, духовной и альтруистической активности. Прикладной аспект заключается в возможном использовании полученных результатов в работе служб психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся в период пандемии и постпандемийный период. Наиболее общие рекомендации по результатам исследования могут быть обозначены следующим образом: расширение границ образовательно-развивающей и альтруистической активности в виртуальной среде; реализация духовной активности в плане регуляции эмоционального фона.


Библиографический список
  1. Арендачук, И.В. Деятельностные характеристики социальной активности молодежи разных возрастных групп / И.В. Арендачук // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2020. – №2 (34). – С – 148 – 161.
  2. Мерсиянова, И.В. Гражданское участие во время пандемии COVID-19 / И.В. Мерсиянова // СоциДиггер. – 2021. – № 3 (8). – С. 16-27.
  3. Шамионов, Р.М. Психология социальной активности молодежи / Р.М. Шамионов, М.В. Григорьева, И.В. Арендачук, Е.Е. Бочарова, Н.В. Усова, М.А. Кленова, А.А. Шаров, А.И. Заграничный. – М.:Перо, 2020. – 194 с.
  4. Первичко, Е.И. Восприятие COVID-19 населением России в условиях пандемии 2020 года / Е.И. Первичко, О.В. Митина, О.Б. Степанова, Ю.Е. Конюховская, Е.А. Дорохов // Клиническая и специальная психология. 2020. Том 9. № 2. С. 119–146. [Электронный ресурс]. – URL: doi:10.17759/cpse.2020090206.
  5. Рогова, Е.Н. Готовность к волонтерству в дискурсе студенческой молодежи в условиях пандемии COVID-19 / Е.Н. Рогова, Л.С. Яницкий // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2020. – №4 (40). – С. – 40-47. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-k-volonterstvu-v-diskurse-studencheskoy-molodezhi-v-usloviyah-pandemii-covid-19 (дата обращения: 14.02.2022). – Загл. с экрана. – Яз. рус.


Все статьи автора «Шаров Алексей Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: