В наши дни о проектном менеджменте много говорят и пишут. Он всё более широко применяется в бизнесе, а теперь, в связи с принятием в России национальных и федеральных проектов, стал активно внедряться в деятельность органов власти, в том числе и тех, которые до недавнего времени вполне обходились без использования методов проектного управления [1].
Следует отметить, что до недавнего времени деятельность органов государственной власти и местного самоуправления базировалась исключительно на процессном методе (рисунок 1).
Подчеркнем, что процессный подход по-прежнему целесообразно использовать в ограниченных масштабах в деятельности органов государственной власти, однако в настоящее время распространение и законодательное закрепление получил проектный подход.
Рисунок 1 – Сравнение проектного и процессного методов [1]
В рамках указанного подхода в сфере государственного и муниципального управления создаются проектные офисы, рассматривающие проекты сквозь призму возможных социальных эффектов, тогда как в бизнесе в приоритете оценка прибыльности проекта [3]. Проектные офисы в государственном секторе открыты в своей деятельности, в том числе для контроля со стороны институтов гражданского общества [2], вся информация по большинству проектов, финансируемых из средств государственного бюджета, доступна для заинтересованных лиц, в то время как бизнес-организация озабочена тем, чтобы конкуренты не смогли воспользоваться её разработками, а тиражирование проектов здесь рассматривается как источник получения дохода. Стоит учитывать и то, что в государственном секторе трудно избавиться от излишнего количества бюрократических процедур, формализма, способного выхолащивать содержательный аспект деятельности. Это обстоятельство может снизить эффективность работы проектного офиса в государственном секторе. Поэтому нужны продуманные и решительные меры по оптимизации организации его работы. Проектный менеджмент в государственном секторе может стать важным фактором повышения инвестиционной привлекательности регионов, так как вся информация по реализуемым проектам имеется в открытом доступе и может вызвать интерес у потенциальных инвесторов как внутри региона, так и далеко за его пределами. Таким образом, использование проектного менеджмента в государственном управлении — это не просто модный тренд, а способ быстро получить существенный результат по приоритетным направлениям социально-экономического развития регионов, обозначенных в Национальных проектах.
Библиографический список
- Лукин А.Н. Может ли ориентация на традиционные нравственные ценности согласовываться с развитием гражданского общества в России? // Социум и власть. — 2018. — № 2 (70). — С. 1—23.
- Лукин А.Н., Ткаченко В.А. Технологии проектного менеджмента в государственном управлении //Научный ежегодник Центра анализа и прогнозирования. – 2019. – №. 1. – С. 235-239.
- Стефанова Н.А., Михаленко Ю.А. Формирование требований к оценке эффективности деятельности проектных офисов в России // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2019. — Т. 8, № 1 (26). — С. 229—233.