СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Новоселов Сергей Викторович

Аннотация
В статье рассмотрены стратегические направления развития системы здравоохранения в Свердловской области. Автором разработано дополнение «Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы» ещё одним направлением для решения основных проблем данной сферы и снятия финансовой нагрузки с государства.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Новоселов С.В. Стратегические направления развития системы здравоохранения в Свердловской области // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/01/47798 (дата обращения: 23.02.2024).

Будущие направления развития системы здравоохранения в Свердловской области 

На территории Свердловской области реализованы программы стратегического планирования такие как «Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы» (далее – Стратегия-2030), принятая Законом Свердловской области 21 декабря 2015 год № 151-03 и государственная программа «Развитие здравоохранения Свердловской области до 2024 года» (далее Программа-2024), утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 21.10.2013г. № 1267-ПП.

Целью Стратегии-2030 в сфере здравоохранения является создание условий формирование здорового образа жизни у населения, обеспечения его доступной и качественной медицинской помощью.

Данная стратегия рассматривает разные направления для достижения поставленной цели. Стратегия-2030 направлена на создание у жителей ответственного отношения к собственному здоровью и заинтересованности в здоровом образе жизни, создание таких условий, в которых профилактика в сфере охраны здоровья, а также предупреждение и раннее выявление заболеваний являлись наиболее приоритетными. Разработаны мероприятия для развития первичной медико-санитарной помощи, для повышения доступности специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, для создания условий развития перинатальной медицинской помощи, специализированной неонатальной медицинской помощи. Планируется развивать междисциплинарную медицинскую реабилитацию, которая включает в себя совокупное применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов. Будет уделено внимание развитию паллиативной медицинской помощи и обеспечения её доступности для населения.

Стратегией-2030 также предусмотрено развитие скорой медицинской помощи и увеличение уровня профессиональной подготовки медицинский работников, престижа медицинского работника.

Программа-2024 имеет схожие направления со Стратегией-2030, но в целом является более проработанной и узкой в вопросах здравоохранения.

Первое направление Программы-2024 – профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико- санитарной помощи. Мероприятия данного направления подразумевают формирование здорового образа жизни и профилактики заболеваний у населения и в следствии этого, увеличение продолжительности активной жизни населения.

Второе направление – совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации. Согласно Программе-2024, доступность и качество оказания данной помощи должно повысится.

Третье направление ‒ охрана здоровья матери и ребенка. В данное направление включено материально-техническое обеспечение детских поликлиник и поликлинических отделений, развитие профилактической направленности педиатрической службы, внедрение технологий, которые заменяют стационар в амбулаторном звене.

Четвертое направление ‒ медицинская реабилитация. Данным направлением планируется привлечь социально ориентированные некоммерческие организации к медицинской реабилитация лиц с социально значимыми заболеваниями

Пятое направление – оказание паллиативной медицинской помощи. К данному направлению относится расширение количества паллиативных коек, развитие паллиативной медицинской помощи в педиатрии, развитие технологий для оказания паллиативной медицинской помощи населению, увеличение количества обнаружения заболеваний на первой и второй стадиях, привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию паллиативной медицинской помощи.

Шестое направление ‒ кадровое обеспечение здравоохранения Свердловской области. В рамках данного направления увеличено количество мест целевого набора за счет областного бюджета по дефицитным направлениям подготовки, действуют различные программы для финансовой поддержки медицинских работников: «Земский доктор», выплата единовременного пособия, частичная компенсация медицинским работникам расходов на оплату жилья.

Седьмое направление ‒ меры социальной поддержки, обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, продуктами лечебного питания отдельных категорий граждан.

Восьмое направление ‒ иные вопросы в сфере здравоохранения. К данному направлению относятся различные мероприятия, которые направлены на совершенствование ресурсной и материально-технической базы учреждений здравоохранения Свердловской области и иные мероприятия, которые не вошли в подпрограммы, сформулированные в Программе-2024, разработка и совершенствование различных технологий в сфере здравоохранения.

Девятое направление ‒ развитие образования в сфере здравоохранения Свердловской области.

Десятое направление ‒ обязательное медицинское страхование (далее – ОМС). К данному направлению относится ОМС неработающего населения, а также дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы ОМС в пределах базовой программы ОМС.

Одиннадцатое направление ‒ осуществление переданных государственных полномочий Свердловской области по организации оказания медицинской помощи. В рамках данного направления запланированы межбюджетные трансферты муниципальному образованию «город Екатеринбург» для организации оказания медицинской помощи, на реализацию мер по повышению средней заработной платы медицинских работников.

Двенадцатое направление ‒ развитие информатизации в здравоохранении. В рамках данного направление планируется продолжение увеличения доли медицинских организаций, которые используют единую национальную систему электронных медицинских карт и электронную форму первичных медицинских документов, внедрение единой информационной системы диспетчеризации службы санитарного автотранспорта.

Тринадцатое направление ‒ обеспечение реализации государственной программы Свердловской области «Развитие здравоохранения Свердловской области до 2024 года».

По результатам анализа будущих направлений здравоохранения Свердловской области установлено, что механизм регулирования системы здравоохранения Свердловской области проработан. Снижение численности населения, увеличение заболеваемости, рост нагрузки на медицинский персонал, снижение количества медицинских работников и другие проблемы отображены в Программе-2024, она содержит и мероприятия по решению данных проблем. Единственная проблема, которая не поднимается – финансирование. В Программе-2024 упоминается привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию различной медицинской помощи, но этот вопрос не проработан. Далее будет рассмотрено предложение к совершенствованию механизма регулирования системы здравоохранения, направленное на решение проблемы с финансированием.

 

Рекомендации по совершенствованию механизма развития системы здравоохранения региона 

В соответствии с Программой-2024 органы исполнительной власти Свердловской области уже ведут работу над решением существующих проблем в здравоохранении Свердловской области и имеют полноценный механизм способный регулировать данную работу.

Финансовое обеспечение является острой проблемой всех социальных сфер. Все статьи расходов бюджета являются по-своему важными и нельзя назвать рациональным перераспределение финансирования из других сфер в сферу здравоохранения. Следовательно, необходимо найти альтернативные источники финансирования.

Если совместить усилия государства и частного сектора, то возникает дополнительный источник финансирования, который активно развивается как в России, так и в мире. Дополнительным источником финансирования можно рассматривать государственно-частное партнерство (далее ‒ ГЧП). Такие партнерство активно применяется в Свердловской области, однако большинство проектов приходится не на здравоохранение. По результатам рейтинга регионов по уровню развития ГЧП за 2020 гг. Свердловская область занимает 22 место. При этом из всех реализуемых проектов, наибольшее количество относится к коммунально-энергетической сфере.

Рассмотрим отраслевую структуру существующих проектов ГЧП в Свердловской области. На момент декабря 2021 года на территории Свердловской области действуют 57 проектов ГЧП. Один из них относится к сфере благоустройства и сопутствующей инженерно-технической инфраструктуре, 42 проекта к коммунально-энергетической сфере, один к промышленной инфраструктуре, 11 к социальной сфере и два к транспортной сфере.

Из 11 проектов относящихся к социальной сфере, только два относятся к здравоохранению:

-                     концессионное соглашение от 01.07.2011 № 7 в отношении муниципального имущества «Нежилое здание по адресу г. Каменск-Уральский, ул. Ленина, 128» (оздоровительный центр);

-                     создание многопрофильного «Уральского клинического лечебно-­реабилитационного центра» в области высокотехнологичной и специализированной медицинской помощи, и полного цикла реабилитационных процессов со специализацией в области ортопедии и вертебрологии в городе Нижний Тагил.

Использование ГЧП – способ облегчить финансовую нагрузку на государство, тем самым решить ряд вопросов, которые зависят от финансирования.

В Министерстве здравоохранения Российской Федерации уже несколько лет обсуждается вопрос о применении ГЧП в здравоохранении, однако для частного сектора это является размытой информацией. Следовательно, нужно более четко проработать этот вопрос и распространить информацию до частного сектора.

В качестве примера, государству необходимо разработать несколько проектов, благодаря которым, частный сектор осознал, что от него требуется, что он может предоставить, выгодно ли это для него и на почве этого разработал свои проекты.

В основных стратегических документах, рассматриваемых в работе Стратегии-2030 и Программе-2024 не фигурирует такого направления как развитие ГЧП в сфере здравоохранения. В данном случае необходимо воспользоваться программным методом, входящим в механизм регулирования системой здравоохранения Свердловской области.

Предложением автора является дополнение Стратегии-2030 таким направлением как «Развитие государственно-частного партнерства в социальной сфере» и исходя из этого добавление в Программу-2024 ещё одной подпрограммы «Развитие государственно-частного партнерства в здравоохранении». Из-за отсутствия достаточного опыта ГЧП в здравоохранении, вероятно со временем, когда минусы данного инструмента будут выявлены опытным путем, потребуется задействовать и правовой метод для проработки законодательной базы ГЧП.

Для разработки конкретных проектов следует использовать зарубежный опыт с учетом особенностей Российской Федерации. Стоит учитывать, что такие изменения невозможно внедрить резко. Это должно происходить постепенно, соответственно, данный процесс потребует достаточного количества времени. Вероятно, последствием данных нововведений потребуется реструктуризация существующего механизма регулирования системы здравоохранения Свердловской области, так как для разработки проектов ГЧП и оценке предложенных проектов ГЧП в сфере здравоохранения потребуется отдельный совет, состоящий из представителей множества профессий, компетентных в вопросах медицины, юридических вопросах, экономических, стратегических и других.

Привлечение инвестиций в здравоохранение ‒ сложный и долгий процесс, требующий качественной проработки, однако за этим процессом кроется огромный потенциал. При создании различных проектов государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения, появится возможность решить существующие проблемы, которые сформулированы в Программе-2024.


Библиографический список
  1. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ. – Текст: электронный. – URL: http://www.consultant.ru.
  2. О Стратегии развития медицинской науки в РФ на период до 2025 г.: Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2580-р. – Текст: электронный. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.09.2021).
  3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. – Текст: электронный. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.09.2021).
  4. О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 06.06.2019 № 254 – Текст: электронный. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.09.2021).
  5. Об утверждении Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации: Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. № 113 – Текст: электронный. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.09.2021).
  6. Здравоохранение: Паспорт национального проекта утвержден протоколом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 03 сентября 2018 г. N 10. – Текст: электронный. – URL: http://www.roszdravnadzor.ru (дата обращения: 15.09.2021).
  7. Стратегия развития здравоохранения Свердловской области до 2035 года: утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 5 сентября 2019 г. N 574-ПП. – Текст: электронный. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.09.2021).
  8. Алексеенко В.Ю. Проблемы и перспективы инновационного развития учреждений здравоохранения в современных условиях / В.Ю. Алексеенко // Современные вопросы экономики и управления: сборник научных трудов II Региональной научно-практической конференции; Самарский государственный аграрный университет. – Самара: СКинель, 2020. – С. 109-114.
  9. Губайдуллина А.Р. Организация взаимодействия органов государственной власти в управлении здравоохранением: основные проблемы / А.Р. Губайдуллина // Наука через призму времени. – 2018. – № 1 (10). – С. 221-224.
  10. Дашибылов С. В. Особенности финансирования здравоохранения в Российской Федерации / С. В. Дашибылов.// Молодой ученый.  – 2020. – № 29 (319).  – С. 218-222.
  11. Коновалова А. Ю. Стратегический менеджмент: электронный учебно-методический комплекс / А.Ю. Коновалова; М-во сельского хозяйства Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Красноярский гос. аграрный ун-т», Ин-т международного менеджмента и образования, Кафедра международного менеджмента. – Красноярск: НИИ АММ КрасГАУ, 2016.
  12. Кулькина И.В. Психологические и правовые аспекты проблемы реформирования системы здравоохранения в России / И.В. Кулькина, Н.А. Торопчин // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 2. – С. 299-300.
  13. Куркина М.П. Основные предпосылки и направления реформирования системы здравоохранения РФ / М.П. Куркина, Анохина С.С. // Наука и современность. – 2018. – № 3. – С.124-125.
  14. Кучерявенко Д. М. Современные методы и механизмы управления инновационной моделью здравоохранения // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2018. – № 3-2. – С.217-221.
  15. Лачина Е.А. Актуальные проблемы правового регулирования системы здравоохранения в РФ / Е.А. Лачина // Ученые записки. – 2017. – № 3 (23). – С. 102-106.
  16. Левкевич М. М. Государственная и муниципальная политика в сфере здравоохранения: реализация и оценка эффективности: монография / М. М. Левкевич, Н. В. Рудлицкая. – Москва: ИНФРА-М, 2016. – 216 с.
  17. Мельков С.А. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность. Конспект лекций: Учебное пособие / С.А. Мельков, А.Н. Перенджиев, О.Н. Забузов. – Москва: КноРус, 2018. – 294 c.
  18. Петрова, Ю.А. Система органов управления здравоохранением в современных условиях / Ю.А. Петрова // Ученые заметки ТОГУ. – 2013. – Т. 4. – № 2. – С. 69-76.
  19. Попков С.Ю. Стратегическое планирование в системе федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации : монография / С. Ю. Попков, А. Л. Сафонов, В. М. Смирнов. — 2-е изд. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. — 172 с. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1450802
  20. Стратегическое планирование в государственном секторе экономики: монография / под ред. С.Н. Сильвестрова. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 344 с. – Текст: электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1081855
  21. Уржа О.А. Отечественный опыт формирования системы здравоохранения в Российской Федерации / О.А. Уржа, И.А. Мягкова // Сборник трудов кафедры государственного, муниципального управления и социальной инженерии. – Москва, 2016. – С.165-170.
  22. Фадеева Е.Ю. Перспективы стратегического развития здравоохранения в России / Е.Ю. Фадеева // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 4 (117). – С. 194-198.
  23. Федеральная служба государственной статистики. – Обновляется в течение суток. – URL: https://rosstat.gov.ru. – Текст : электронный.
  24. База проектов государственно-частного партнерства. – Обновляется в течение суток. – URL: http://www.pppi.ru/projects
  25. РОСИНФРА. – Обновляется в течение суток. – URL:https://rosinfra.ru/digest/rating-of-regions/2020


Все статьи автора «Новоселов Сергей Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: