Стратегическое планирование позиционируется в работе как вид деятельности органов государственной власти в рамках государственного управления. С разнообразием научных подходов к понятию государственного управления, в законодательстве существует единственная дефиниция данной категории, которая закреплена в ст. 3 Федеральном законе № 172-ФЗ: «государственное управление – деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации» [1].
Стратегическое планирование мезо и макроуровней в России представляет собой общественное отношение, урегулированное нормами права. Опираясь на ключевой федеральный закон в анализируемой сфере, представим структурную характеристику системы стратегического планирования федерального уровня. При этом, согласно ст. 3 ФЗ №172: «система стратегического планирования – механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников стратегического планирования на основе принципов стратегического планирования при осуществлении разработки и реализации документов стратегического планирования, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения» [1].
Таким образом, ключевыми элементами системы стратегического планирования являются: принципы, документы, мониторинг и контроль. При этом, структурно, процесс стратегического планирования представлен четырьмя фазами: целеполагание, прогнозирование, планирование и программирование.
Дадим характеристику идентифицированным элементам понятия системы стратегического планирования. В первую очередь следует уделить внимание принципам стратегического планирования, зафиксированным в статье 7 ФЗ №172 (рисунок 1).
При этом следует подчеркнуть, что в науке отсутствует единообразный перечень принципов стратегического планирования. Например, основными принципами стратегического планирования, по мнению Шарнина А.В., являются следующие принципы, объединенные в группы:
-
универсальные принципы, характерные для любого вида планирования (принципы целенаправленности, непрерывности и системности);
-
принципы, рассматривающие региональный и муниципальный уровень как административно-территориальную единицу и как уровень управления (принципы синхронизации, гармонизации, легитимности и субсидиарности);
-
собственно стратегические принципы, описывающие специфику стратегического планирования социально-экономического развития региона или муниципального образования (принципы социальности и адаптивности) [2, с.14].
Рисунок 1 – Принципы стратегического планирования в Российской Федерации
Составлено автором по: [1].
Следует отметить, что в науке существует мнение о недостаточно последовательной реализации принципов стратегического планирования как на федеральном, так и на региональном уровне. Нарушен ряд основополагающих принципов и прежде всего – принципов преемственности, непрерывности, сбалансированности системы стратегического планирования.
В частности, в ряду основных проблем указываются следующие.
Многие авторы отмечают отсутствие сложившейся системы стратегических документов, что реализуется в наличии документов принятых, но не включенных в закон. Более того, до сих пор не принята Стратегия социально-экономического развития РФ на долгосрочный период. Таким образом, часть документов, предусмотренная ФЗ №172 (16 видов документов стратегического планирования федерального и отраслевого уровней и 12 видов документов стратегического планирования регионального и муниципального уровня) до сих пор не принята.
В то же время, представляется избыточным количество стратегических документов, принятых на региональном и муниципальном уровне (рисунок 2).
Как видно на рисунке, количество субъектов стратегического планирования существенно меньше, чем стратегических документов их развития.
Кроме того, отмечается, что в условиях отсутствия базовых стратегических документов, срок разработки которых нарушен, многие из принятых прогнозов, стратегий и программ более низких уровней направлены на решение узких проблем того или иного региона или муниципалитета, и не работают на реализацию главных стратегических приоритетов страны.
Еще одной проблемой является отсутствие разработанных методических основ реализации механизмов межотраслевого и межрегионального согласования разрабатываемых документов стратегического планирования.
Рисунок 2. Количество стратегических документов регионального и муниципального уровня
Составлено автором по: [3].
Таким образом, несмотря на то, что ФЗ №172 закрепив принципы стратегического планирования создал рамки данной деятельности не только для федерального, но и для регионального и местных уровней, представляется, что в настоящее время их реализация осуществляется не в полной мере.
Библиографический список
- О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ. – Текст : электронный. – URL : https://demo.garant.ru (дата обращения: 10.10.2021
- Шарнин А.В. Совершенствование стратегического планирования развития социальной сферы муниципального района (на материалах муниципального образования Новокузнецкий муниципальный район): дис. …канд. экон. наук. Кемерово, 2014. – 140 с.
- Государственная автоматизированная информационная система «Управление». – URL: https://gasu.gov.ru/ (дата обращения: 05.10.2021). - Текст : электронный