В дошкольном возрасте агрессивность не может быть сформирована как личностная черта, поэтому применительно к старшим дошкольникам мы используем термин «агрессивное поведение» [6, с. 25]. Агрессивное поведение в дошкольном возрасте является актуальной проблемой педагогического сообщества и всего общества в целом и предметом активного изучения.
Агрессивное поведение присуще страшим дошкольникам в качестве отражения слабой социализированности личности и отсутствия более сложных конструктивных коммуникативных навыков.
Известные педагоги и психологи Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс в своих исследованиях отмечают, что агрессивность детей вполне реальна, и следует этой проблеме уделять достаточное внимание именно в дошкольном возрасте, чтобы избежать значительных проблем в подростковом возрасте [5, с. 15].
При нормальном развитии к 5-6 годам у большинства дошкольников наблюдается снижение уровня физической агрессии. Но вместе с тем, некоторые дети продолжают демонстрировать высокий уровень агрессивного поведения и находятся в группе риска по развитию хронического и стойкого паттерна агрессивного поведения [3, с. 214]. Исследователи Э.Ш. Бубнова [4], В.Я. Воронова [7] А.Н. Леонтьев [14], Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, А.С. Спиваковская, Д.Б. Эльконин указывают на различные пути формирования и развития агрессивного поведения, а также указывает на имеющиеся различия у мальчиков и девочек [9, с. 124]. Вместе с тем данные авторы указывают на то, что причины возникновения, сохранения и эскалации агрессивного поведения состоят во множестве отдельных факторов и их комбинациях. В психолого-педагогической литературе рассматриваются предикторы, которые непосредственно связаны с проявлением агрессивного поведения (биологические, социальные и психологические). Данные предикторы представлены в Таблице 1.
Таблица 1. Предикторы агрессивного поведения старших дошкольников
Наименование предиктора | Критерии | Проявления |
Биологические предикторы | Влияние генетики
|
Агрессивное поведение наследуется приблизительно в 50% [19]. |
Вегетативное нарушение | Низкая возбудимость вегетативной нервной системы (ВНС) зависит от устойчивости агрессивного поведения [12]. | |
Аффективная регуляция | Негативное подкрепление лежит также в основе экспрессивных вспышек ярости, которые выступают в качестве средств аффективной регуляции после переживания фрустрации, обид и унижений (экспрессивная агрессия) | |
Социальные предикторы | Социальная ситуация развития. | Агрессивное поведение часто проявляется в семьях с низким социально-экономическим статусом [13]. |
Особенности обработки социальной информации | У детей с агрессивным поведением присутствую трудности в понимании социальных ситуаций. Выражена переоценка враждебности и намерений других [13]. | |
Особенности семейного воспитания | Недостаточная привязанность все виды насилия, пренебрежение со стороны родителей связана с повышенным риском агрессивного поведения [8]. | |
Реакции сверстников | Детям с агрессивным поведения характерна демонстрация негативных социальных навыков, что приводит к отвержению их сверстниками и социальной изоляции и новым агрессивным реакциям по механизму патологического круга [18]. | |
Подражание (имитация) поведения | В группе сверстников дети склонны к копированию поведения, эмоциональному заражению [1]. | |
Психологические предикторы | Исполнительное функционирование (EF) | Нарушение исполнительного функционирования часто встречается у детей с агрессивным поведением, особенно когда также присутствуют синдром дефицита внимания и гиперактивность. |
Уровень когнитивных способностей | Низкий уровень IQ, особенно низкий вербальный IQ, связаны с агрессивным поведением [18]. | |
Способ психологической разрядки | Физиологические причины, сенсорная и психологическая перегрузка, могут быть причинами гнева или агрессивных действий [15]. | |
Реакция на фрустрацию, в том числе на адаптивный стресс | Гнев является первичной эмоцией в ответ на страх, обиду, разочарование и ревность. Ребенок может реагировать агрессивно в ситуациях, где он чувствует беспокойство по причине отсутствия контроля [10]. | |
Способ самоутверждения | Стремление действовать очень энергично и, возможно, безжалостно для достижения поставленных целей (Reber, 2001). | |
Положительное подкрепление | Агрессивное поведение может закрепляться, если оно вызывает удовольствие, оказывается средством достижения собственных целей (инструментальная агрессивность) или привлекает к себе внимание, встречает сочувствие или социальное признание со стороны окружающих [16]. | |
Отрицательное подкрепление | Агрессивное поведение способствует прекращению субъективно неприятного состояния. Это относится к агрессивным реакциям на страхи, когда агрессивное действие отводит мнимую угрозу либо является защитной реакцией [15]. | |
Альтруистическая агрессия | Агрессивное поведение выполняет функцию защиты других [16]. | |
Удовлетворение некоторых потребностей | Модели поведения с проявлением элементов агрессии удовлетворяют потребность к освоению и изменению мира, реже – стремление к подчинению себе других людей или обладанию объектами [2]. |
Описанные выше предикторы агрессивного поведения не претендует на исчерпывающую полноту.
Дети, у которых проявляется хронический и стойкий паттерн агрессивного поведения, подвержены высокому риску развития нарушений социального поведения, что проявляется как в вызывающем оппозиционном расстройстве (далее – ВОР), так и в поведенческом расстройстве. (ПР — Conduct Disorder) [11].
Вызывающее оппозиционное расстройство (ВОР) характеризуется проявлением агрессии, спорами, трудностями построения отношений с другими людьми.
Расстройство поведения ведет к деструктивному поведению, и характеризуется повторяющимся и устойчивым паттерном поведения, при котором нарушаются основные права других или важные социальные нормы и правила, соответствующие возрасту [17].
Оба этих расстройства часто сопровождаются синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ).
Таким образом, у дошкольников агрессивность еще не может быть сформирована как личностная черта, поэтому мы считаем правомерным для старших дошкольников использовать понятие «агрессивное поведение» при описании подобных поведенческих феноменов. В психолого-педагогической литературе рассматриваются предикторы, которые непосредственно связаны с проявлением агрессивного поведения (биологические, социальные и психологические).
Особенности проявлений агрессивного поведения старших дошкольников выражаются в наличии импульсивности детей, повышенной аффективной окрашенности их поведения, наличии враждебных действий к сверстникам и недостаточном владении конструктивными средствами преодоления конфликтов.
Библиографический список
- Бандура А. Теория социального научения. - СПб., 2000.
- Беневольская, Т. Б. Возрастные особенности агрессивных проявлений у старших дошкольников и их коррекция в условиях детского сада: автореф. … канд. психол. наук / Беневольская Т. Б. — М., 2008. 4. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, B. В. Зинченко. — М. : act, 2002.
- Бреслав Г.М. Основы психологического исследования. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2010. – 492 с.
- Бубнова Э.Ш. Особенности проявлений агрессивного поведения старших дошкольников в группе детского сада: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Э.Ш. Бубнова. – М.: МГПУ, 2006. – 24с.
- Бурменская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование./ Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 134 с.
- Валявко, С. М. Некоторые аспекты генезиса агрессии мальчиков пяти лет с общим недоразвитием речи / С. М. Валявко, Ю. Ю. Аксенова / Науковый часопис. Сер. 19. – Киев, 2012. – Вып. 22. – С. 318-323
- Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М.: Просвещение, 2004. – 190 с.
- Гринберг Дж. Г85 Управление стрессом. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 496 с.
- Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – М.: Университет, 2003. – 237с.
- Доллард, Дж. Фрустрация и агрессия
- Каспи А., Макклей Дж., Моффит Т.Э. и др. Роль генотипа в цикле насилия в отношении детей, подвергшихся жестокому обращению. Наука. Август 2002; 297 (5582): 851-854 Терри Э. Моффитт – https://ru.qaz.wiki/wiki/Terrie_E._Moffitt
- Клейберг Ю.А. Психология и педагогика девиантного поведения: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд-во МГОУ, 2012. – 97 с.
- Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. СПб.: Питер, 2003.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 2004. – 323 с.
- Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 632 с.
- Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. М. С. Мацковского. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.— 511 с.
- American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders — text revision. — 9th ed. — Washington, DC : American Psychiatric Association, 2000
- Farrington, D. P., & Loeber, R. (2000). Some benefits of dichotomization in psychiatric and criminological research. Criminal Behaviour and Mental Health, 10, 100-122
- Rotter J. В., Chance J. E. & Phares E.J., (1972). Applications of Social Learning Theory to Personality. New York: Holt, Rinehart and Winston.