ВОЗРАСТНЫЕ ПРЕДИКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Билинская Ксения Николаевна
Кемеровский государственный университет
студентка магистратуры

Аннотация
Особую тревогу в современном обществе вызывает жестокость и агрессия детей. Феномен детской агрессии беспокоит родителей, воспитателей, педагогов, а также вызывает все больший научно-практический интерес у исследователей. В статье представлены условия формирования и особенности агрессивного поведения старших дошкольников.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Билинская К.Н. Возрастные предикторы возникновения и развития проявлений агрессивного поведения старших дошкольников // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/01/47717 (дата обращения: 14.05.2024).

В дошкольном возрасте агрессивность не может быть сформирована как личностная черта, поэтому применительно к старшим дошкольникам мы используем термин «агрессивное поведение» [6, с. 25]. Агрессивное поведение в дошкольном возрасте является актуальной проблемой педагогического сообщества и всего общества в целом и предметом активного изучения.

Агрессивное поведение присуще страшим дошкольникам в качестве отражения слабой социализированности личности и отсутствия более сложных конструктивных коммуникативных навыков.

Известные педагоги и психологи Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс в своих исследованиях отмечают, что агрессивность детей вполне реальна, и следует этой проблеме уделять достаточное внимание именно в дошкольном возрасте, чтобы избежать значительных проблем в подростковом возрасте [5, с. 15].

При нормальном развитии к 5-6 годам у большинства дошкольников наблюдается снижение уровня физической агрессии. Но вместе с тем, некоторые дети продолжают демонстрировать высокий уровень агрессивного поведения и находятся в группе риска по развитию хронического и стойкого паттерна агрессивного поведения [3, с. 214].  Исследователи Э.Ш. Бубнова [4], В.Я. Воронова [7] А.Н. Леонтьев [14], Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, А.С. Спиваковская, Д.Б. Эльконин указывают на различные пути формирования и развития агрессивного поведения, а также указывает на имеющиеся различия у мальчиков и девочек [9, с. 124]. Вместе с тем данные авторы указывают на то, что причины возникновения, сохранения и эскалации агрессивного поведения состоят во множестве отдельных факторов и их комбинациях. В психолого-педагогической литературе рассматриваются предикторы, которые непосредственно связаны с проявлением агрессивного поведения (биологические, социальные и психологические). Данные предикторы представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Предикторы агрессивного поведения старших дошкольников

Наименование предиктора Критерии Проявления
Биологические предикторы Влияние генетики

 

Агрессивное поведение наследуется приблизительно в 50% [19].
Вегетативное нарушение Низкая возбудимость вегетативной нервной системы (ВНС) зависит от устойчивости агрессивного поведения [12].
Аффективная регуляция Негативное подкрепление лежит также в основе экспрессивных вспышек ярости, которые выступают в качестве средств аффективной регуляции после переживания фрустрации, обид и унижений (экспрессивная агрессия)
Социальные предикторы Социальная ситуация развития. Агрессивное поведение часто проявляется в семьях с низким социально-экономическим статусом [13].
Особенности обработки социальной информации У детей с агрессивным поведением присутствую трудности в понимании социальных ситуаций. Выражена переоценка враждебности и намерений других [13].
Особенности семейного воспитания Недостаточная привязанность все виды насилия, пренебрежение со стороны родителей связана с повышенным риском агрессивного поведения [8].
Реакции сверстников Детям с агрессивным поведения характерна демонстрация негативных социальных навыков, что приводит к отвержению их сверстниками и социальной изоляции и новым агрессивным реакциям по механизму патологического круга [18].
Подражание (имитация) поведения В группе сверстников дети склонны к копированию поведения, эмоциональному заражению [1].
Психологические предикторы Исполнительное функционирование (EF) Нарушение исполнительного функционирования часто встречается у детей с агрессивным поведением, особенно когда также присутствуют синдром дефицита внимания и гиперактивность.
Уровень когнитивных способностей Низкий уровень IQ, особенно низкий вербальный IQ, связаны с агрессивным поведением [18].
Способ психологической разрядки Физиологические причины, сенсорная и психологическая перегрузка, могут быть причинами гнева или агрессивных действий [15].
Реакция на фрустрацию, в том числе на адаптивный стресс Гнев является первичной эмоцией в ответ на страх, обиду, разочарование и ревность. Ребенок может реагировать агрессивно в ситуациях, где он чувствует беспокойство по причине отсутствия контроля [10].
Способ самоутверждения Стремление действовать очень энергично и, возможно, безжалостно для достижения поставленных целей (Reber, 2001).
Положительное подкрепление Агрессивное поведение может закрепляться, если оно вызывает удовольствие, оказывается средством достижения собственных целей (инструментальная агрессивность) или привлекает к себе внимание, встречает сочувствие или социальное признание со стороны окружающих [16].
Отрицательное подкрепление Агрессивное поведение способствует прекращению субъективно неприятного состояния. Это относится к агрессивным реакциям на страхи, когда агрессивное действие отводит мнимую угрозу либо является защитной реакцией [15].
Альтруистическая агрессия Агрессивное поведение выполняет функцию защиты других [16].
Удовлетворение некоторых потребностей Модели поведения с проявлением элементов агрессии удовлетворяют потребность к освоению и изменению мира, реже – стремление к подчинению себе других людей или обладанию объектами [2].

Описанные выше предикторы агрессивного поведения не претендует на исчерпывающую полноту.

Дети, у которых проявляется хронический и стойкий паттерн агрессивного поведения, подвержены высокому риску развития нарушений социального поведения, что проявляется как в вызывающем оппозиционном расстройстве (далее – ВОР), так и в поведенческом расстройстве. (ПР — Conduct Disorder) [11].

Вызывающее оппозиционное расстройство (ВОР) характеризуется проявлением агрессии, спорами, трудностями построения отношений с другими людьми.

Расстройство поведения ведет к деструктивному поведению, и характеризуется повторяющимся и устойчивым паттерном поведения, при котором нарушаются основные права других или важные социальные нормы и правила, соответствующие возрасту [17].

Оба этих расстройства часто сопровождаются синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ).

Таким образом, у дошкольников агрессивность еще не может быть сформирована как личностная черта, поэтому мы считаем правомерным для старших дошкольников использовать понятие «агрессивное поведение» при описании подобных поведенческих феноменов. В психолого-педагогической литературе рассматриваются предикторы, которые непосредственно связаны с проявлением агрессивного поведения (биологические, социальные и психологические).

Особенности проявлений агрессивного поведения старших дошкольников выражаются в наличии импульсивности детей, повышенной аффективной окрашенности их поведения, наличии враждебных действий к сверстникам и недостаточном владении конструктивными средствами преодоления конфликтов.


Библиографический список
  1. Бандура А. Теория социального научения. -  СПб., 2000.
  2. Беневольская, Т. Б. Возрастные особенности агрессивных проявлений у старших дошкольников и их коррекция в условиях детского сада: автореф. … канд. психол. наук / Беневольская Т. Б. — М., 2008. 4. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, B. В. Зинченко. — М. : act, 2002.
  3. Бреслав Г.М. Основы психологического исследования. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2010. – 492 с.
  4. Бубнова Э.Ш. Особенности проявлений агрессивного поведения старших дошкольников в группе детского сада: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Э.Ш. Бубнова. – М.: МГПУ, 2006. – 24с.
  5. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование./ Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 134 с.
  6. Валявко, С. М. Некоторые аспекты генезиса агрессии мальчиков пяти лет с общим недоразвитием речи / С. М. Валявко, Ю. Ю. Аксенова / Науковый часопис. Сер. 19.  – Киев, 2012.  – Вып. 22.  – С. 318-323
  7. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М.: Просвещение, 2004. – 190 с.
  8. Гринберг Дж. Г85 Управление стрессом. 7-е изд.  – СПб.: Питер, 2002.  – 496 с.
  9. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – М.: Университет, 2003. – 237с.
  10. Доллард, Дж. Фрустрация и агрессия
  11. Каспи А., Макклей Дж., Моффит Т.Э. и др. Роль генотипа в цикле насилия в отношении детей, подвергшихся жестокому обращению. Наука. Август 2002; 297 (5582): 851-854 Терри Э. Моффитт – https://ru.qaz.wiki/wiki/Terrie_E._Moffitt
  12. Клейберг Ю.А. Психология и педагогика девиантного поведения: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд-во МГОУ, 2012. – 97 с.
  13. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. СПб.:  Питер, 2003.
  14. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 2004. – 323 с.
  15. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 632 с.
  16. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. М. С. Мацковского. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.— 511 с.
  17. American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders — text revision. — 9th ed. — Washington, DC : American Psychiatric Association, 2000
  18. Farrington, D. P., & Loeber, R. (2000). Some benefits of dichotomization in psychiatric and criminological research. Criminal Behaviour and Mental Health, 10, 100-122
  19. Rotter J. В., Chance J. E. & Phares E.J., (1972). Applications of Social Learning Theory to Personality. New York: Holt, Rinehart and Winston.


Все статьи автора «Билинская Ксения Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: