ПРОЦЕССЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аллахвердиева Лейла Мадат кызы
Московский государственный гуманитарно-экономический университет
доктор экономических наук, профессор кафедры «Управление и предпринимательство»

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы информатизации образования и внедрения информационно-коммуникативных технологий в процессы получения знаний. Исследуются вопросы использования этих новых форм, средств и методов в образовательной деятельности в высших учебных заведениях в аспектах повышения инновационного характера современного образования.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Аллахвердиева Л.М.к. Процессы информатизации как фактор повышения инновационного характера современного образования // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/09/47003 (дата обращения: 21.02.2024).

В современном обществе последовательное и целенаправленное развитие системы образования становится невозможным без постоянного внедрения в ней инноваций, которые позволяют новым поколениям людей адаптироваться к быстроизменяющимся условиям жизни и трудовой деятельности. Ускоряющийся научно-технический прогресс постоянно привносит новшества в жизнь современного общества, а появление и широкое использование информационно-коммуникационных и цифровых технологий неизбежно влечет за собой и развитие системы образования.

Вместе с тем инновации не должны менять сущность самой системы образования, как системы передачи накопленных обществом знаний и умений, необходимых для жизни и трудовой деятельности каждого человека и всего общества в целом. Как известно, в современном обществе человек является, с одной стороны, полноправным членом этого общества, его гражданином со всеми его неотъемлемыми как правами, так и обязанностями, с другой стороны — человек с его знаниями, умениями и накопленным опытом является основным ресурсом современной экономики. Обращение к проблемам влияния цифровизации российской экономики на развитие российской системы образования также предполагает и сосредоточение внимания на том, что все это происходит на общем фоне расширения процессов глобализации, которая неизбежно затрагивает все сферы развития общества – от экономики до образования и культуры.

В реальной практике основной сферой инноваций в образовании становятся технологии учебного процесса, включающие в себя активное использование современных методов и средств обучения, основанных на информационных технологиях. Таким образом, внедрение инноваций в этой сфере не отрицает неизменную сущность образования как необходимого механизма сохранения и передачи знаний, но предполагает постоянное изменение форм и средств передачи этих знаний с целью повышения эффективности функционирования всей образовательной системы общества.

В наше время никого не надо убеждать в том, что технологии процессов получения знаний сейчас быстро меняются, в результате чего и вся система образования приобретает новые, не имевшиеся ранее возможности. Информатизация образования дает создает уникальные возможности участникам образовательного процесса для использования мировой информационной сети интернет в процессе поиска и приобретения новых знаний. Современная компьютерная техника является тем средством, которое позволяет это сделать. При этом речь идет не только о процессе получения новых знаний, но и об использовании ранее не существовавших методик организации как самого учебного процесса, так и используемых при этом новых методик. Помимо прочего, все это меняет возможности управления как самими образовательными учреждениями, так и всей образовательной системой общества.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» инновационная деятельность рассматривается в качестве такого рода деятельности, задачей которой является «совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования». [1] В нем также отмечено, что важнейшим фактором, определяющим инновационное развитие системы российского высшего образования, является качество образования, предоставляемого высшими учеными заведениями.

В свою очередь, понятие качества образования призвано комплексно характеризовать всю образовательной деятельность, включая в себя профессиональную подготовку обучающегося, степень ее соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и достижения планируемых результатов образовательных программ. Такого рода законодательное закрепление необходимости инновационной деятельности в развитии системы образования отражает, с одной стороны, собственно российский практический опыт в этой важнейшей сфере общественной жизни, с другой стороны — то, что эти особенности не существуют изолированно от общемировых процессов.

Особо следует отметить, что современное образование не может не быть инновационным. Быстро меняющиеся условия жизни и трудовой деятельности людей предполагают, что процесс обучения человека в этих постоянно меняющихся условиях неизбежно будет продолжаться в течение всей его жизни. Но при этом ни при каких обстоятельствах нельзя забывать о том, что что основополагающей целью внедрения инноваций в системе образования должно быть решение задачи развития способностей человека, освоение новых способов мышления в новой общественной реальности, нового понимания общественной необходимости своей деятельности на основе умения и способности самостоятельно получать и развивать необходимые ему знания.

Важно также отметить, что среди различных образовательных организаций и учреждений особое место занимают те из них, которые относятся к сфере получения высшего профессионального образования. В настоящее время они являются наиболее важными инструментами социального развития, так как именно высшее образование является наиболее востребованным в современном обществе, которое не зря именуется «обществом знаний» или «информационным обществом».

По отношению к высшему образованию модернизация институтов образования как инструментов социально-экономического развития означает необходимость решения таких задач, как развитие и совершенствование имеющейся системы доступного высшего образования, возможность предоставления гражданам всего спектра необходимых им образовательных услуг, что достигается формированием современной информационно- образовательной среды российских вузов, что способствует получению гражданами нашей страны качественного образования.

Исследуя характерные тенденции инновационной деятельности в образовании, ряд исследователей в качестве основных выделяют следующие из них:

  • «обеспечение реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования;
  • ориентация инновационной деятельности на приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации;
  • учет при осуществлении инновационной деятельности основных направлений социально-экономического развития конкретного региона, муниципального образования;
  • обеспечение ориентации на запросы участников образовательных отношений — потребителей образовательных услуг, работодателей, работников образовательных организаций». [2, с. 46]

Данные тенденции в сфере развития инновационной деятельности в российской системе образования свидетельствуют о нацеленности образовательных инноваций на решение наиболее актуальных проблем социально-экономического развития страны.

Основываясь на всем этом, можно говорить о том, что инновационная деятельность в российской системе образования представляет собой управляемый и системно регулируемый процесс, осуществляемый в процессе реализации государственной политики РФ в сфере образования. Иными словами, использование продуктивных инноваций в системе образования, являясь важным приоритетом российской государственной политики, означает, по сути дела, внедрение новой системы передачи знаний в практику деятельности образовательных организаций различного уровня, но, прежде всего, в системе высшего профессионального образования, «продукция» которого наиболее востребована в современном обществе.

Учитывая все сказанное, может возникать вопрос о том, в чем же состоит сущность инноваций в образовании и что же должна представлять собой инновационная деятельность в сфере образования, а также и о том, каким образом определять, что именно определяет реальный характер инновационной деятельности в сфере образовании в современных российских условиях?

Пытаясь ответить на это, следует иметь в виду, что сегодня в сфере образования предлагается к внедрению огромное число инноваций различного характера, направленности и значимости. И среди них трудно выбрать те, которые являются, условно говоря, «продуктивными инновациями», то есть такими, которые могут реально приносить практическую пользу как каждому человеку, заинтересованному в получении необходимому ему уровня образования, так и обществу в целом, заинтересованного в постоянном повышении уровня образования своих граждан. Такими продуктивными инновациями, как мы полагаем, могут являться лишь те из предлагаемых образовательных новшеств, которые в комплексе приносят реальную практическую пользу, как индивидуальную, так и общественную. Причем именно такое понимание характера инновационной деятельности в сфере образования и находит свое отражение в современном российском законодательстве.

Так, в законе «Об образовании в Российской Федерации», на наш взгляд, прямо отмечена необходимость продуктивного характера инновационной деятельности в образовании, которая должна иметь своей целью «совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования». [1]

Под инновационной деятельностью в сфере образования также следует понимать определенную систему мер по обеспечению процессов развития образовательной системы общества на различных уровнях — от отдельных образовательных учреждений до всей системы образования в целом. При этом «степень инновационной деятельности учреждений зависит от видов учреждений, их направленности, спонсорской помощи и прочего» [3, с. 40], что также в определенных формах нашло свое отражение в российском законодательстве.

Законодательством также установлено, что инновационная деятельность в системе образования осуществляется в двух своих основных формах — через реализацию инновационных проектов и осуществление инновационных программ. Соответственно, в качестве субъектов инновационной деятельности выступают организации, осуществляющие образовательную деятельность, а также иные, действующие в сфере образования организации и их объединения.

Особо следует отметить, что внедрение инноваций в деятельность образовательных учреждений высшего профессионального образования в реальной практике стало приводить к возникновению противоречий между имеющийся общественными потребностями к их внедрению и готовностью преподавателей вузов практически осуществлять инновационную деятельность. «Устоявшиеся стереотипы, которые существуют в сознании людей и относящиеся к привычному образу жизни, очень трудно поколебать. Люди негативно влияют на малейшие изменения в своей комфортной зоне, таким образом, блокируя инновации в сфере современного образования и мешая обновлению всех видов и форм обучения». [4, с. 59]

В этом отношении необходимо и постоянное развитие профессиональной компетентности самих педагогов, осуществляемое на основе их периодической переподготовки в системе повышения квалификации.  На наш взгляд, это является необходимым элементом непрерывного образования как постоянного процесса, направленного на удовлетворение образовательных запросов человека в процессе всей его жизни. При этом необходима также перестройка взаимоотношений между участниками образовательной деятельности, в результате которой основной задачей педагога становится не просто передача знаний обучающимся, а оказание помощи им в приобретении необходимых в будущем профессиональных знаний посредством современных информационных технологий. Названные процессы наиболее все более отчетливо проявляют себя в системе российского высшего профессионального образования, которая, как мы уже отмечали, является в определенном смысле завершающей стадией всей образовательной системы страны.

В целом же, закрепленные в российском законодательстве различные аспекты инновационной деятельности в сфере образования, с одной стороны, отражают собственно российский практический опыт в этой важнейшей сфере общественной жизни, с другой стороны — то, что эти особенности не существуют изолированно от общемировых процессов, то есть без влияния на эту сферу прогрессивных тенденций, относящихся к внедрению инноваций в систему образования в развитых странах.

В этом отношении следует также особо отметить и подчеркнуть, что важность и своевременность внедрения инноваций в системе образования состоит не только в обновлении знаний и внедрении новых знаний в образовательный процесс, но и в технологиях, которые помогают усваивать и осваивать полученные новые знания. В этом и состоит основная отличительная черта инноваций в современной российской системе образования в процессе формирования информационного общества.


Библиографический список
  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Справочно-правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.09.2021).
  2. Ходырева Е.А. Инновационная деятельность в образовании: основные тенденции и приоритеты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2016/76010.htm (дата обращения: 12.09.2021).
  3. Сысоева Е.В. Инновационная деятельность образовательного учреждения // Современное педагогическое образование. 2018. № 6. С. 40-45.
  4. Дьяконов М.Ю., Кузнеченкова А.В. Современные инновации в образовании // Системные технологии. 2017. № 24. С. 58–61.


Все статьи автора «v.taktaev»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)