Трудовое воспитание студентов непосредственным образом предполагает формирование у них творческого потенциала, порывов к познанию окружающей действительности. Трудовое воспитание как педагогическая категория представляет собой фундамент оптимального взаимодействия гражданского и нравственного воспитания, влияет на продуктивность студентов в рамках учебной деятельности, в физической культуре, в спортивной и художественной деятельности.
Трудовое воспитание студентов представляет собой комплексный процесс вовлечения обучающихся в различные социально полезные мероприятия, организованные в стенах учебного заведения. Вовлечение студентов в трудовую деятельность необходимо для формирования у них опыта практической производственной деятельности, трудовых умений и навыков, развития у них трудового мышления, а также трудолюбия и сознания рабочего человека.
Трудовое воспитание представляет собой многогранный, диалектический процесс, в результате которого подрастающее поколение перенимает у старших поколений трудовой и социальный опыт и тем самым практически, идейно и нравственно готовится к труду, общественной деятельности, к управлению государством и производством.
Проблема трудового воспитания студентов как одна из наиболее важных педагогических проблем исследовалась многими учёными. Среди исследователей трудового воспитания школьников необходимо выделить А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, Н.К. Крупскую, С.Л. Рубинштейна, а также К.Н. Вентцеля. Современными исследованиями в области трудового воспитания обучающихся профессиональных учебных заведений занимаются такие учёные, как Р.И. Купчинов, С.В. Куликова, А.Г. Краснопёрова, В.А. Петьков, Л.Г. Филиппова и Н.В. Лабутина.
Основой трудового воспитания являются теория и практика воспитательной деятельности, которые направлены на необходимость связывать процесс воспитания с современным образом жизни, а содержание процесса воспитания – с социальным прогрессом в соответствии с моралью общества.
Сущность трудового воспитания обучающихся заключается в практическом усвоении подрастающим поколением социальных ценностей общества, позволяющем всесторонне участвовать в его жизни на основе общественно полезного труда.
Н.В. Лабутина считает, что структуру трудовой деятельности студентов можно представить следующим образом:
- предмет трудовой деятельности (то, что необходимо преобразовать в рамках труда);
- цель трудовой деятельности (то, что должно в итоге получиться в результате непосредственного воздействия на предмет трудовой деятельности);
- средства трудовой деятельности (то, что применяется для достижения цели труда);
- сама непосредственно трудовая деятельность, ориентированная на достижение цели [1].
А.Г. Краснопёрова и В.А. Петьков выделяют иные структурные компоненты трудовой деятельности студентов, которые включают:
- анализ результатов трудовой деятельности;
- работа над ошибками и определение путей исправления этих ошибок;
- усовершенствование методов и способов осуществления трудовой деятельности;
- создание наиболее совершенных продуктов труда, изделий [2].
Профессионально-трудовая социализация студентов представляет собой целенаправленный процесс, который непосредственным образом обеспечивает их профессионально-личностное становление и первичное вовлечение в профессиональную среду. Далее необходимо выделить структурные компоненты профессионально-трудовой социализации студентов:
- социально-адаптивный;
- мотивационно-ценностный;
- когнитивный;
- практический;
- оценочно-рефлексивный;
- эмоционально-волевой [3].
Обобщая вышесказанное, можно резюмировать, что основой трудового воспитания студентов профессиональных учебных заведений являются теория и практика воспитательной деятельности, которые направлены на необходимость связывать процесс воспитания с современным образом жизни, а содержание процесса воспитания – с социальным прогрессом в соответствии с моралью общества. Структурные компоненты трудовой деятельности студентов представлены предметом и целью трудовой деятельности, средствами достижения имеющейся цели, а также непосредственно самой трудовой деятельностью. Структурные компоненты трудовой деятельности могут быть и иными. Следует отметить, что процесс профессионально-трудовой социализации студентов также включает в себя структурные компоненты.
Библиографический список
- Лабутина Н.В. Трудовое воспитание дошкольников. Дидактические материалы. / Н.В. Лабутина, А.А. Иванова, Н.П. Гусева. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 2360 c.
- Краснопёрова А.Г., Петьков В.А. Педагогическая поддержка профессионально-трудовой социализации студентов колледжа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. №3 (162).
- Труд – высший тип человеческой деятельности, имеющий общественный характер [Электронный ресурс] URL: http://www.p-lib.ru/pedagogika/pedagogika_selivanov/selivanov62.html, (дата обращения: 22.01.2021).