Постоянная модернизация действующего законодательства остро затрагивает проблему осуществления трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации. С одной стороны, государственные органы стараются упростить для иностранцев процедуру оформления на работу, а с другой – вводят всё больше ограничений, таким образом, увеличивается документооборот.
Большинство работодателей привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан, особенно из стран СНГ, а именно граждан: Азербайджана, Молдавии, Таджикистана и Узбекистана. Использование труда иностранцев с экономической точки зрения крайне выгодно работодателям, ведь эти работники гораздо “дешевле” россиян, однако их законное привлечение к трудовой деятельности сопровождается достаточно сложным процессом. В результате создаются предпосылки нелегальных подходов, нарушения законодательства иностранными работниками и работодателями. Ниже рассмотрены основные особенности и проблемы, которые возникают в ходе привлечения к труду иностранцев на территории Российской Федерации.
Работодатель, при найме иностранных граждан или лиц без гражданства, обязан учитывать определенные нормы и правила, в целях соблюдения миграционного законодательства. Из – за несоблюдения данных правил к нарушителю применяются меры административной ответственности.
Статья 18.15 введена в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях с целью предупреждения работодателей, привлекающих и использующих труд иностранных работников, установления ответственности нанимателей за предусмотренные нарушения правил привлечения иностранного гражданина или апатрида к трудовой деятельности в России [2].
Независимо, в каком порядке (визовом или безвизовом) иностранный работник въехал в страну, работодатель обязуется привлекать и использовать труд иностранца только при наличии соответствующего разрешения на работу.
Иностранный работник может быть допущен к трудовой деятельности:
1) если работодатель заключил с иностранным гражданином трудовой договор;
2) если трудовой договор был оформлен ненадлежащим образом, однако работник приступил к работе по поручению работодателя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме;
3) если работодатель заключил с иностранным гражданином гражданско – правовой договор.
Для обеспечения домашних, индивидуальных, личных и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, работодатель имеет право привлекать к труду иностранного гражданина при наличии у него патента. Патент – это документ, свидетельствующий право иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, на временное осуществление трудовой деятельности на территории субъекта РФ. Он может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. Максимальный срок действия патента с учетом всех его продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня его выдачи. За его переоформление необходимо заплатить налог в виде фиксированного авансового платежа [1, с. 29 - 30].
Согласно ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» считается, что при наличии у работодателя соответствующего разрешения ему разрешается использовать и привлекать труд иностранных работников. Порядок и условия выдачи работодателям этого документа устанавливаются ФМС и территориальными органами. Он выдаётся на срок до одного года и не подлежат передаче другим работодателям. Этот правовой акт влечёт обязанность нанимателей использовать труд иностранных работников только в пределах того субъекта, на которое ему выдано разрешение. Стоит учесть тот факт, что некоторые высококвалифицированные иностранные работники могут получить разрешение на работу на территории нескольких субъектов, однако работать они могут в пределах тех субъектов, которые указаны в выданном документе [6].
Однако в КоАП РФ не предусмотрена административная ответственность за нарушение указанных норм. В связи с этим считаем необходимым внести изменения в КоАП РФ, дополнив статью 18.15.
За привлечение к труду в РФ иностранного гражданина или апатрида при отсутствии у него разрешения на работу либо патента, если таковые требуются в соответствии с Федеральным законом, на него будет наложен административный штраф.
За незаконное привлечение к трудовой деятельности двух и более иностранных граждан или апатрида административная ответственность возбуждается в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности [5].
Согласно статистическим данным ФМС России, за период с 2012 по 2017 гг. было составлено свыше 400 тысяч протоколов об административных правонарушениях, связанных с незаконным привлечением иностранных работников к труду в РФ [4].
Усовершенствование норм действующего по сей день законодательства будет способствовать их единообразному толкованию и унифицированному применению, что, в свою очередь, будет гарантировать справедливое и аргументированное привлечение правонарушителей к административной ответственности.
Иностранные работники – не редкость. Однако, привлекая к труду иностранцев, не все работодатели соблюдают миграционное и трудовое законодательство, так зачастую не оформляют трудовые отношения, устраивают на работу иностранцев, не имеющих на неё разрешения, не уведомляют ФМС, службу занятости и иные необходимые органы исполнительной власти и т. д. За такие действия работодателю грозит ответственность [3, с. 244].
Таким образом, работодателям желающим принять на работу иностранных граждан или лиц без гражданства необходимо убедиться в наличии действующих патентов, полученных в регионе в котором находиться организация нанимателя. Заключить трудовой договор, с соблюдением всех правовых норм, и в обязательном порядке осведомить об этом территориальное Управление Федеральной Миграционной Службы, иначе в отношении их может быть применена мера административного наказания в виде штрафа или приостановки деятельности.
Библиографический список
- Бурджуев Р.Ф., Севрюгин Г.Е. Коллизии административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. № 3 (29). С. 28 – 34.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” от 30.12.2001 N 195 – ФЗ
- Суслова Г.Н. Административная ответственность работодателей за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства // Вестник экономической безопасности. 2016. №1 . С. 243 – 245.
- Федеральная миграционная служба России: официальный сайт. URL: https: // ufms – russia.ru
- Федеральный закон “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)” от 05.11.2006 N 189 – ФЗ.
- Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” от 25.07.2002 N 115 – ФЗ “. URL: http: // http://www.consultant.ru / document / cons _ doc _ LAW _ 37868