Эстетическое воспитание школьников представляет собой современную актуальную проблему. В настоящее время перед школой стоит задача, которая состоит в формировании активной личности школьника. В свою очередь, в рамках данного процесса значимую роль играет именно эстетическое воспитание. Оно заключается в развитии чувства прекрасного, формировании высоких эстетических вкусов, навыков понимания и оценке произведений искусства, а также памятников архитектуры.
И.М. Мамедова определяет эстетическое воспитание школьников в качестве воспитания способности восприятия и правильного видения прекрасного в рамках искусства, воспитании эстетических суждений и чувств, потребности в создании прекрасного в жизни и искусстве [3].
Ю.С. Любимова и В.В. Буткевич считают, что эстетическое воспитание ориентировано непосредственным образом на формирование всесторонне развитой высококультурной личности, способной ощущать и чувствовать прекрасное. Эстетическое отношение к окружающей действительности представляет собой в первую очередь не созерцание красоты, а стремление к творчеству по законам природной красоты [2].
Результат эстетического воспитания школьников состоит в формировании у них эстетических идеалов и вкусов, которые являются устойчивыми личностными свойствами, определёнными критериями эстетических оценок.
Эстетическое воспитание школьников начинается непосредственно в семье. Если родители с детства не привили ребёнку эстетических вкусов, потребности в созерцании прекрасного, из него вполне может вырасти циничный и равнодушный человек. Всё же, необходимо заметить, что прививание эстетики по своей сущности – достаточно сложный процесс, который базируется также на самовоспитании и саморазвитии. Поэтому необходимо, чтобы ребёнок сам ощущал в себе потребность в эстетике и любви к прекрасному.
Недостаток культуры, а также недостаточное эстетическое воспитание представляют собой достаточно большое упущение педагогов, скрывающих от своих воспитанников подлинную и истинную красоту. Если, к примеру, кабинет литературы украсить цитатами великих поэтов-классиков, кабинет географии фотографиями красивых пейзажей, кабинет истории фотографиями картин старины, то школьники рано или поздно начнут вчитываться и вглядываться в то, что их окружает. А это значит, что школьники научатся ценить искусство со временем.
В.И. Загвязинский выделяет следующие аспекты эстетического воспитания школьников:
- чувственно-эмоциональная отзывчивость на множество составляющих человеческого бытия: комическое и трагическое, героическое и пошлое, возвышенное и низменное;
- знание и правильное видение сущности эстетики, как в искусстве, так и во всём мире;
- умение и потребность выстраивать собственную жизнь по законам порядочности и нравственной чистоты [1].
Важнейшим мотивом приобщения современных школьников к прекрасному является наблюдение за пейзажами, переживание эстетически значимых ландшафтов, а также объектов живой и неживой природы. Посредством этого школьники начинают понимать значение самой жизни и важные гуманистические аспекты. Эстетическое воспитание детей в обязательном порядке предусматривает посещение краеведческих и художественных музеев, выставок скульптур и различных миниатюр. Вследствие всего этого школьники учатся не только ценить прекрасное, но и творить что-либо своими руками. По этой причине существуют выставки художественной самодеятельности, на которых представлено то, что дети сделали собственными руками.
В заключение следует отметить тот факт, что эстетическое воспитание детей является первостепенной задачей не только для государственной системы образования, но в первую очередь для родителей, которые хотят вырастить из своего ребенка полноценную личность.
Эстетическое воспитание детей включает в себя множество аспектов и в него входит формирование и развитие эстетического вкуса. Эстетическое воспитание предполагает не только развитие любви к прекрасному, но и формирование навыков образцового поведения и доброжелательного отношения ко всем окружающим людям и природе.
Эстетическое воспитание непосредственным образом способствует обогащению эмоциональной сферы личности и обогащению чувственного эмоционального опыта. Оно повышает познавательную активность, влияет на познание нравственной стороны окружающего мира и даже оказывает действие на физическое развитие школьников.
Библиографический список
- Загвязинский В.И. Российское образование: роль науки в его дальнейшем развитии // Народное образование. – 2014. – № 3. – С. 9-14.
- Любимова Ю.С., Буткевич В.В. Методика организации эстетического воспитания младших школьников : учеб.-метод. пособие для учителей нач. кл. – Минск : Пачатко-вая школа. – 2008. – 114 с.
- Мамедова, И.М. Эстетическое воспитание школьников / И.М. Мамедова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 790-792. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9060/ (дата обращения: 01.04.2021).