ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Барсукова Анастасия Евгеньевна1, Воронцов Александр Максимович1, Дубровин Никита Алексеевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Аннотация
В данной статье характеризуется такое явление как трудовое воспитание обучающихся профессиональных учебных заведений. Авторы определяют значимость трудового воспитания для становления личности обучающихся. Также авторами проводится анализ ключевых понятий в рамках данной проблематики: трудовое воспитание, трудовое обучение и профессиональная ориентация. Сопоставляя эти три педагогические категории, следует отметить, что понятие «трудовое воспитание» является более широким по сравнению с трудовым обучением и профессией. Также в статье дано определение труда, охарактеризованы виды трудовой деятельности обучающихся.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Барсукова А.Е., Воронцов А.М., Дубровин Н.А., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А. Трудовое воспитание обучающихся профессиональных учебных заведений // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/07/46563 (дата обращения: 26.02.2024).

Привычка к труду, понимание его острой необходимости, трудовые умения и навыки формируются в повседневных практических делах, в разнообразных видах социальной полезной деятельности. Внеучебная трудовая деятельность даёт возможность придать трудовому воспитанию обучающихся характер непрерывности, а также приобщить их к выполнению постоянных трудовых обязанностей.

Трудовая деятельность, отношение к труду – одна из основных форм нравственной деятельности. Важно заложить убеждение в том, что труд является обязанностью каждого человека, воспитать интерес к труду, стремление быть трудолюбивым.

Следует проанализировать ключевые понятия трудового воспитания.

При рассмотрении сущности трудового воспитания в основном используют три понятия: трудовое воспитание, трудовое обучение и профессиональная ориентация. Эти понятия являются родственными, но каждое из них имеет свою специфику.

Необходимо заметить, что трудовое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования у обучающихся потребности в разнообразной трудовой деятельности (учебной, трудовой, общественной), глубокого уважения к труду человека, бережливого отношения к материальным и духовным ценностям, созданным трудом людей, осознанного и добросовестного отношения к своей работе и обязанностям.

Исследователь С.В. Куликова отмечает, что трудовое воспитание обучающихся профессиональных учебных заведений представляет собой целенаправленный процесс формирования сознательного поведения и склонности к труду как ключевой потребности в жизни, развития привычки к активной трудовой деятельности [1].

В свою очередь, трудовое обучение выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими предметами того или иного вида труда, на формирование и совершенствование трудовых знаний, умений и навыков.

А.А. Вайсбург отмечает, что профессиональная ориентация как педагогическая категория обозначает процесс ознакомления обучающихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе их будущей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями [2].

Сопоставляя эти три педагогические категории, следует отметить, что понятие «трудовое воспитание» является более широким по сравнению с трудовым обучением и профессией. Последние выступают как его составные. Но, выполняя свои специфические роли, все эти три процесса взаимосвязаны.

По мнению Л.Г. Филипповой, труд представляет собой наиболее значимое средство развитие нравственных и психических личностных установок обучающихся. Без активной трудовой деятельности невозможно всестороннее развитие личности. В свою очередь, процесс трудового воспитания напрямую взаимосвязан с решением следующих задач:

-                   формирование у обучающихся основ интеллектуального и физического труда;

-                   формирование у обучающихся позитивных установок по отношению к активной трудовой деятельности как значимой жизненной ценности;

-                   развитие у обучающихся стремления реализации собственных знаний на практики и потребности в творчестве;

-                   воспитание у обучающихся таких личностных качеств, как ответственность, честность, трудолюбие, чувство долга, предприимчивость;

-                   формирование у обучающихся значимых умений и навыков трудового характера [3].

Если говорить о понятии труда, то он представляет собой практическую деятельность, которая полезна по своему значению и содержательна по своему характеру. Важность воздействия труда заключается ещё и в том, что он ускоряет общественное становление личности. В процессе труда ребёнок гораздо увереннее берётся за дело, он наиболее настойчив в преодолении трудностей. Детям ближе и понятнее труд взрослых, они глубже осознают цену всего того, что создано трудом человека.

Ещё одно обстоятельство делает труд незаменимым и своеобразным фактором воспитательного влияния – труд выступает в качестве способа познания, объекта использования знаний и в качестве критерия их необходимости. В трудовых действиях ребёнка одновременно проявляются знания, умения и методы их проверки.

Трудовое воспитание как явление содержит в себе содержательную основу, которая в себя включает ключевые виды труда – учебный и общественно полезный труд.

Учебный труд непосредственным образом предполагает умственный и физический труд. Умственный труд требует немалых волевых усилий, терпения, усидчивости, а также целеустремленности. Если дети привыкли к умственному труду, это отразится и на положительном опыте физического труда.

Физический труд в образовательной организации представлен в работе детей в учебных мастерских и на пришкольном участке. Это и труд по самообслуживанию в школе и дома, бытовой труд дома, уход за школьными насаждениями, летний труд на полях и в стройотрядах.

Необходимо также сказать и про производительный труд, который представляет собой начальный этап производственных отношений и ориентирован на создание материальных ценностей.

Улучшение трудового воспитания студентов непосредственно связано с совершенствованием организации труда, использованием его воспитательных возможностей на каждом этапе: в ходе подготовки, процессе труда и подведении его итогов. Полнее применять эти возможности, добиваться чёткой организации каждого вида трудовой деятельности – важная задача педагога.

Таким образом, воспитывать готовность обучающихся к труду – это значит, опираясь на приобретенные в процессе обучения знания умения и навыки формировать способность активизировать и использовать их в общественно-трудовой деятельности; формировать у них устойчивую потребность в добросовестном и творческом труде как социально мотивированной деятельности.


Библиографический список
  1. Куликова С.В. Трудовое воспитание как основа обучения будущих инженеров // МНКО. 2018. №5 (72).
  2. Вайсбург А.А. Организация профориентационной работы школы, ПТУ, предприятия : пособие для учителя Текст / А.А. Вайсбург; под ред. М.И. Махмутова. – М. : Просвещение, 2012.
  3. Филиппова Л.Г. Проблемы трудового воспитания в современной школе // Вестник Марийского государственного университета. 2015.

 



Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: