Привычка к труду, понимание его острой необходимости, трудовые умения и навыки формируются в повседневных практических делах, в разнообразных видах социальной полезной деятельности. Внеучебная трудовая деятельность даёт возможность придать трудовому воспитанию обучающихся характер непрерывности, а также приобщить их к выполнению постоянных трудовых обязанностей.
Трудовая деятельность, отношение к труду – одна из основных форм нравственной деятельности. Важно заложить убеждение в том, что труд является обязанностью каждого человека, воспитать интерес к труду, стремление быть трудолюбивым.
Следует проанализировать ключевые понятия трудового воспитания.
При рассмотрении сущности трудового воспитания в основном используют три понятия: трудовое воспитание, трудовое обучение и профессиональная ориентация. Эти понятия являются родственными, но каждое из них имеет свою специфику.
Необходимо заметить, что трудовое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования у обучающихся потребности в разнообразной трудовой деятельности (учебной, трудовой, общественной), глубокого уважения к труду человека, бережливого отношения к материальным и духовным ценностям, созданным трудом людей, осознанного и добросовестного отношения к своей работе и обязанностям.
Исследователь С.В. Куликова отмечает, что трудовое воспитание обучающихся профессиональных учебных заведений представляет собой целенаправленный процесс формирования сознательного поведения и склонности к труду как ключевой потребности в жизни, развития привычки к активной трудовой деятельности [1].
В свою очередь, трудовое обучение выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими предметами того или иного вида труда, на формирование и совершенствование трудовых знаний, умений и навыков.
А.А. Вайсбург отмечает, что профессиональная ориентация как педагогическая категория обозначает процесс ознакомления обучающихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе их будущей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями [2].
Сопоставляя эти три педагогические категории, следует отметить, что понятие «трудовое воспитание» является более широким по сравнению с трудовым обучением и профессией. Последние выступают как его составные. Но, выполняя свои специфические роли, все эти три процесса взаимосвязаны.
По мнению Л.Г. Филипповой, труд представляет собой наиболее значимое средство развитие нравственных и психических личностных установок обучающихся. Без активной трудовой деятельности невозможно всестороннее развитие личности. В свою очередь, процесс трудового воспитания напрямую взаимосвязан с решением следующих задач:
- формирование у обучающихся основ интеллектуального и физического труда;
- формирование у обучающихся позитивных установок по отношению к активной трудовой деятельности как значимой жизненной ценности;
- развитие у обучающихся стремления реализации собственных знаний на практики и потребности в творчестве;
- воспитание у обучающихся таких личностных качеств, как ответственность, честность, трудолюбие, чувство долга, предприимчивость;
- формирование у обучающихся значимых умений и навыков трудового характера [3].
Если говорить о понятии труда, то он представляет собой практическую деятельность, которая полезна по своему значению и содержательна по своему характеру. Важность воздействия труда заключается ещё и в том, что он ускоряет общественное становление личности. В процессе труда ребёнок гораздо увереннее берётся за дело, он наиболее настойчив в преодолении трудностей. Детям ближе и понятнее труд взрослых, они глубже осознают цену всего того, что создано трудом человека.
Ещё одно обстоятельство делает труд незаменимым и своеобразным фактором воспитательного влияния – труд выступает в качестве способа познания, объекта использования знаний и в качестве критерия их необходимости. В трудовых действиях ребёнка одновременно проявляются знания, умения и методы их проверки.
Трудовое воспитание как явление содержит в себе содержательную основу, которая в себя включает ключевые виды труда – учебный и общественно полезный труд.
Учебный труд непосредственным образом предполагает умственный и физический труд. Умственный труд требует немалых волевых усилий, терпения, усидчивости, а также целеустремленности. Если дети привыкли к умственному труду, это отразится и на положительном опыте физического труда.
Физический труд в образовательной организации представлен в работе детей в учебных мастерских и на пришкольном участке. Это и труд по самообслуживанию в школе и дома, бытовой труд дома, уход за школьными насаждениями, летний труд на полях и в стройотрядах.
Необходимо также сказать и про производительный труд, который представляет собой начальный этап производственных отношений и ориентирован на создание материальных ценностей.
Улучшение трудового воспитания студентов непосредственно связано с совершенствованием организации труда, использованием его воспитательных возможностей на каждом этапе: в ходе подготовки, процессе труда и подведении его итогов. Полнее применять эти возможности, добиваться чёткой организации каждого вида трудовой деятельности – важная задача педагога.
Таким образом, воспитывать готовность обучающихся к труду – это значит, опираясь на приобретенные в процессе обучения знания умения и навыки формировать способность активизировать и использовать их в общественно-трудовой деятельности; формировать у них устойчивую потребность в добросовестном и творческом труде как социально мотивированной деятельности.
Библиографический список
- Куликова С.В. Трудовое воспитание как основа обучения будущих инженеров // МНКО. 2018. №5 (72).
- Вайсбург А.А. Организация профориентационной работы школы, ПТУ, предприятия : пособие для учителя Текст / А.А. Вайсбург; под ред. М.И. Махмутова. – М. : Просвещение, 2012.
- Филиппова Л.Г. Проблемы трудового воспитания в современной школе // Вестник Марийского государственного университета. 2015.