ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИТЕРНЕТ–ПРОСТРАНСТВА КАК НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Лутошкина Виктория Николаевна
Центр Инновационного проектирования и развития
кандидат педагогических наук

Аннотация
В статье анализируется проблема использования интернет – пространства в образовательном процессе начальной школы в контексте современных вызовов. Проведенное исследование позволило определить ключевые преимущества и возможности использования среды интернета как новой образовательной реальности, позволяющей учителю решать вопросы обновления форм, методов и технологий организации образовательного процесса в начальной школе с ориентацией на личность младшего школьника, учитывая его индивидуальные и базовые потребности.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Лутошкина В.Н. Исследование возможностей итернет–пространства как новой образовательной среды начальной школы в условиях пандемии // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/07/46526 (дата обращения: 25.02.2024).

Взрывоподобное развитие современной сети Интернет в условиях пандемии, цифровая трансформация технологий, связанных с ней, привело к тому, что цифровое – пространство стало ведущим средством массовой информации и важнейшим информационным ресурсом, обеспечивающим функционирование всех структур общества.

В сферу образования входит новое поколение учеников, родившихся и сформировавшихся в сетевом обществе, получающих информацию из любых современных цифровых источников и инструментов в режиме «on-line». Представить жизнь современных младших школьников без смартфона и планшета сегодня просто невозможно. Социальные сети настолько заполонили умы юных учеников, что их гораздо больше привлекают не учебные материалы, а развлекательные сайты, игровые приложения.

Сегодня перед начальной школой с особой остротой стоит вопрос о возможности использования интернета и социальных сетей, которые позволили бы учителю эффективно решать вопросы обновления педагогических технологий, учитывая не только тенденции развития информационного общества, но и потребности современных младших школьников.

Исследование преимущества и возможностей использования социальных сетей в образовательном процессе начальной школы проводилось с опорой  на  подходы к анализу социальной сети, как части информационно-образовательной среды школы, как средства обучения и взаимодействия участников образовательного процесса, деятельностный подход к организации образовательного процесса, технологию развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов). Методология исследования строилась как проекция «эталонного» образовательного процесса школы развивающего обучения на возможности Интернет – пространства.

В нашем исследовании интернет – пространство рассматривается как открытое целостное образование, не имеющее четких границ, создаваемое взаимодействующими индивидами, факторами, социальными группами и организациями, объединенными опосредованными социальными взаимосвязями и отношениями при помощи компьютерных и аналогичных им, коммуникационных технологий и соответствующих средств поддержки.

Как известно педагогическое сообщество разделилось на тех, кто относится к социальным сетям категорически негативно, и тех, кто видит за ними будущее.

Отвечая на сомнения скептиков, в первую очередь были определены преимущества использования социальной сети в образовательном процессе начальной школы.

Ключевым преимуществом является тот факт, что Интернет – это среда, которая комфортна и привычна для младших школьников, ведь они, как нередко говорят, родились «со смартфоном в руках». Поэтому у учителя нет необходимости обучать младших школьников работе в сети. Более того, для многих учеников обучение и общение в Интернете гораздо комфортнее классно-урочного пространства.

Такой вывод был сделан на основе анализа результатов опроса, в котором приняло участие 250 учеников начальных школ Октябрьского и Советского районов г.Красноярска.

82% учащихся отметили, что им «легко учиться» в интернете, в социальных сетях, и только  65% учащихся ответили, что им  «легко учиться» в классе на уроке.

«Легкость учения» в интернете они комментировали следующим образом:

- можно сидеть (лежать) на кровати, не надевать форму

- можно остановить работу и сделать что-то нужное, съесть конфету,

-можно посмотреть решение в интернете, узнать у одноклассников, у мамы,

-там не нужно писать ручкой, не нужен красивый почерк.

Другим значимым плюсом социальных сетей является широкий диапазон, предоставляемых возможностей и форм взаимодействия, разнообразия форм коммуникаций для всех субъектов образовательного процесса.

Кроме того, использование социальной сети в образовательном процессе, обеспечивает социальную доступность учителя для коммуникации с младшими школьниками, в том числе и по их инициативе.

Это особенно важно для тех учащихся, которым нужна обратная связь со стороны педагога, кто жалуется родителям, что его «опять не спросили на уроке».

Учебное взаимодействие «ученик-ученик» «ученик-учитель», выйдя за рамки школьного кабинета, позволяет строить продуктивные коммуникации в ходе решения учебных задач.

«Прозрачность» социальных сетей дает учителю возможность сопровождать процесс развития младшего школьника с учетом его индивидуальных траекторий.

Большинство исследователей рассматривает социальные сети – как платформы, на базе которых, ее участники могут строить отношения друг с другом. Интернет-сеть – это интерактивная многопользовательская среда, обладающая такими качествами, как:

−                  содержание, то есть «контент» сети создают его пользователи;

−                  интернет – это автоматизированная среда, в которой пользователи могут создавать связи с другими участниками;

−                  пользователи сети имеют возможность получать актуальную динамическую информацию об объектах, существующих в данной среде;

−                  пользователям доступны функции коммуникации с другими пользователями и социальными объектами.

Проведенное исследование позволило выявить ряд ключевых характеристик социальной сети, дающих возможность использовать интернет-пространство как новой образовательной среды начальной школы в условиях пандемии (таблица 1).

 

Таблица 1 – Возможности использования социальных сетей в образовательном процессе начальной школы

Преимущества социальных сетей

Характеристика возможностей использования социальных сетей в образовательном процессе начальной школы

Социальные сети имеют широкий диапазон возможностей и форм взаимодействия субъектов образовательного процесса Социальные сети, Вики-страницы, форумы, опросы, голосования, комментарии, отправка персональных сообщений и другое обеспечивают возможности совместной работы учащихся между собой и взаимодействия по линии «учитель-ученик», учитель-родитель».
Открытая идентификации ученика как пользователя социальной сети, используемой в образовательном процессе начальной школы Возможность к открытой и однозначной идентификации  пользователя социальной сети, связана с тем, что в общешкольной социальной сети школьники чаще всего выступают под своим именем и фамилией, и очень редко под «ником», в отличие от других Интернет-сервисов.
Понимание и учет учителем особенностей, интересов младших школьников. Социальная сеть позволяет учителю лучше понять учащихся, узнать их реальные интересы и разработать задания с учетом зоны ближайшего развития, а значит — обеспечить развитие с учетом индивидуальных особенностей младших школьников.
Возможность организации непрерывного обучения Возможность постоянного взаимодействия учеников и педагога в сети в удобное для них время обеспечивает непрерывность учебного процесса. Задачи и обсуждения, начатые в ходе урока или во внеурочной деятельности, могут быть продолжены в социальной сети, это позволяет  удерживать познавательные учебные задачи, и обеспечивает  активную позицию в процессе обучения.
Информационная поддержка учебно-воспитательного процесса в социальной сети Информационная поддержка учебно-воспитательного процесса в социальной сети позволяет детям, пропустившим занятие, не выпадать из образовательного процесса, принимать участие в обсуждениях и выполнять задания дома.
Демонстрационные возможности социальных сетей Обучение с использованием социальных сетей позволяет преодолеть технические трудности оснащения учебных кабинетов необходимым оборудо­ванием для демонстрации наглядных материалов в электронном виде.

 

Безопасное использование социальной сети в ходе специально организованного обучения – еще одно достоинство интернет – пространства как новой образовательной среды начальной школы.

Использование социальных сетей в образовательном процессе дает возможность фильтрации информации, которая поступает к младшим школьникам, предотвращает конфликты и заспамленность, характерные для интернета.

Значимым преимуществом является тот факт, что социальные сети позволяют учителю строить сопровождение процесса развития младшего школьника, следующим образом:

- учитель может контролировать и отслеживать действия учащихся,

- родители получают информацию о траектории развития их ребенка, не прибегая к помощи учителя,

- у младших школьников появляется возможность быть в курсе всех изменений, происходящих в процессе учебной деятельности, отслеживать свои образовательные достижения, определять границу своего знания и незнания, ставя перед собой новые задачи.

В ходе исследования были также выявлены широкие возможности совместной деятельности в интернет – пространстве:

- совместное планирование и наполнение учебного контента, собственных электронных образовательных ресурсов,

- возможность поделиться тем, чему они научились и тем, что обнаружили интересного в сети в ходе совместной работы со своими одноклассниками и учителем.

Выявленные преимущества и возможности итернет – пространства как новой образовательной среды в условиях пандемии, позволяют учителю решать вопросы обновления форм, методов и технологий организации образовательного процесса в начальной школе с ориентацией на личность младшего школьника, учитывая его индивидуальные и базовые потребности.


Библиографический список
  1. Абрамова О. М. Использование социальных сетей в образовательном процессе // Молодой ученый. 2016. №9.
  2. Андреева О. С. Социальные сети как пространство для репрезентации повседневности современного человека // News of Science and Education. 2017. Т. 5. № 3.
  3. Андрамонова В. В. Социальные сети в контексте развития современного общества // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2.
  4. Белов Ф. А. Об условиях реализации принципа информационной насыщенности образовательного процесса // В мире научных открытий. 2014. №. 11.
  5. Бехтерева Л. Г., Марголис Н. Ю., Никитенко В. А. Возможности использования социальных сетей в современном образовательном процессе в вузах // Молодой ученый. 2015. №6. С. 575 – 578.


Все статьи автора «Лутошкина Виктория Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: