Взрывоподобное развитие современной сети Интернет в условиях пандемии, цифровая трансформация технологий, связанных с ней, привело к тому, что цифровое – пространство стало ведущим средством массовой информации и важнейшим информационным ресурсом, обеспечивающим функционирование всех структур общества.
В сферу образования входит новое поколение учеников, родившихся и сформировавшихся в сетевом обществе, получающих информацию из любых современных цифровых источников и инструментов в режиме «on-line». Представить жизнь современных младших школьников без смартфона и планшета сегодня просто невозможно. Социальные сети настолько заполонили умы юных учеников, что их гораздо больше привлекают не учебные материалы, а развлекательные сайты, игровые приложения.
Сегодня перед начальной школой с особой остротой стоит вопрос о возможности использования интернета и социальных сетей, которые позволили бы учителю эффективно решать вопросы обновления педагогических технологий, учитывая не только тенденции развития информационного общества, но и потребности современных младших школьников.
Исследование преимущества и возможностей использования социальных сетей в образовательном процессе начальной школы проводилось с опорой на подходы к анализу социальной сети, как части информационно-образовательной среды школы, как средства обучения и взаимодействия участников образовательного процесса, деятельностный подход к организации образовательного процесса, технологию развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов). Методология исследования строилась как проекция «эталонного» образовательного процесса школы развивающего обучения на возможности Интернет – пространства.
В нашем исследовании интернет – пространство рассматривается как открытое целостное образование, не имеющее четких границ, создаваемое взаимодействующими индивидами, факторами, социальными группами и организациями, объединенными опосредованными социальными взаимосвязями и отношениями при помощи компьютерных и аналогичных им, коммуникационных технологий и соответствующих средств поддержки.
Как известно педагогическое сообщество разделилось на тех, кто относится к социальным сетям категорически негативно, и тех, кто видит за ними будущее.
Отвечая на сомнения скептиков, в первую очередь были определены преимущества использования социальной сети в образовательном процессе начальной школы.
Ключевым преимуществом является тот факт, что Интернет – это среда, которая комфортна и привычна для младших школьников, ведь они, как нередко говорят, родились «со смартфоном в руках». Поэтому у учителя нет необходимости обучать младших школьников работе в сети. Более того, для многих учеников обучение и общение в Интернете гораздо комфортнее классно-урочного пространства.
Такой вывод был сделан на основе анализа результатов опроса, в котором приняло участие 250 учеников начальных школ Октябрьского и Советского районов г.Красноярска.
82% учащихся отметили, что им «легко учиться» в интернете, в социальных сетях, и только 65% учащихся ответили, что им «легко учиться» в классе на уроке.
«Легкость учения» в интернете они комментировали следующим образом:
- можно сидеть (лежать) на кровати, не надевать форму
- можно остановить работу и сделать что-то нужное, съесть конфету,
-можно посмотреть решение в интернете, узнать у одноклассников, у мамы,
-там не нужно писать ручкой, не нужен красивый почерк.
Другим значимым плюсом социальных сетей является широкий диапазон, предоставляемых возможностей и форм взаимодействия, разнообразия форм коммуникаций для всех субъектов образовательного процесса.
Кроме того, использование социальной сети в образовательном процессе, обеспечивает социальную доступность учителя для коммуникации с младшими школьниками, в том числе и по их инициативе.
Это особенно важно для тех учащихся, которым нужна обратная связь со стороны педагога, кто жалуется родителям, что его «опять не спросили на уроке».
Учебное взаимодействие «ученик-ученик» «ученик-учитель», выйдя за рамки школьного кабинета, позволяет строить продуктивные коммуникации в ходе решения учебных задач.
«Прозрачность» социальных сетей дает учителю возможность сопровождать процесс развития младшего школьника с учетом его индивидуальных траекторий.
Большинство исследователей рассматривает социальные сети – как платформы, на базе которых, ее участники могут строить отношения друг с другом. Интернет-сеть – это интерактивная многопользовательская среда, обладающая такими качествами, как:
− содержание, то есть «контент» сети создают его пользователи;
− интернет – это автоматизированная среда, в которой пользователи могут создавать связи с другими участниками;
− пользователи сети имеют возможность получать актуальную динамическую информацию об объектах, существующих в данной среде;
− пользователям доступны функции коммуникации с другими пользователями и социальными объектами.
Проведенное исследование позволило выявить ряд ключевых характеристик социальной сети, дающих возможность использовать интернет-пространство как новой образовательной среды начальной школы в условиях пандемии (таблица 1).
Таблица 1 – Возможности использования социальных сетей в образовательном процессе начальной школы
Преимущества социальных сетей |
Характеристика возможностей использования социальных сетей в образовательном процессе начальной школы |
Социальные сети имеют широкий диапазон возможностей и форм взаимодействия субъектов образовательного процесса | Социальные сети, Вики-страницы, форумы, опросы, голосования, комментарии, отправка персональных сообщений и другое обеспечивают возможности совместной работы учащихся между собой и взаимодействия по линии «учитель-ученик», учитель-родитель». |
Открытая идентификации ученика как пользователя социальной сети, используемой в образовательном процессе начальной школы | Возможность к открытой и однозначной идентификации пользователя социальной сети, связана с тем, что в общешкольной социальной сети школьники чаще всего выступают под своим именем и фамилией, и очень редко под «ником», в отличие от других Интернет-сервисов. |
Понимание и учет учителем особенностей, интересов младших школьников. | Социальная сеть позволяет учителю лучше понять учащихся, узнать их реальные интересы и разработать задания с учетом зоны ближайшего развития, а значит — обеспечить развитие с учетом индивидуальных особенностей младших школьников. |
Возможность организации непрерывного обучения | Возможность постоянного взаимодействия учеников и педагога в сети в удобное для них время обеспечивает непрерывность учебного процесса. Задачи и обсуждения, начатые в ходе урока или во внеурочной деятельности, могут быть продолжены в социальной сети, это позволяет удерживать познавательные учебные задачи, и обеспечивает активную позицию в процессе обучения. |
Информационная поддержка учебно-воспитательного процесса в социальной сети | Информационная поддержка учебно-воспитательного процесса в социальной сети позволяет детям, пропустившим занятие, не выпадать из образовательного процесса, принимать участие в обсуждениях и выполнять задания дома. |
Демонстрационные возможности социальных сетей | Обучение с использованием социальных сетей позволяет преодолеть технические трудности оснащения учебных кабинетов необходимым оборудованием для демонстрации наглядных материалов в электронном виде. |
Безопасное использование социальной сети в ходе специально организованного обучения – еще одно достоинство интернет – пространства как новой образовательной среды начальной школы.
Использование социальных сетей в образовательном процессе дает возможность фильтрации информации, которая поступает к младшим школьникам, предотвращает конфликты и заспамленность, характерные для интернета.
Значимым преимуществом является тот факт, что социальные сети позволяют учителю строить сопровождение процесса развития младшего школьника, следующим образом:
- учитель может контролировать и отслеживать действия учащихся,
- родители получают информацию о траектории развития их ребенка, не прибегая к помощи учителя,
- у младших школьников появляется возможность быть в курсе всех изменений, происходящих в процессе учебной деятельности, отслеживать свои образовательные достижения, определять границу своего знания и незнания, ставя перед собой новые задачи.
В ходе исследования были также выявлены широкие возможности совместной деятельности в интернет – пространстве:
- совместное планирование и наполнение учебного контента, собственных электронных образовательных ресурсов,
- возможность поделиться тем, чему они научились и тем, что обнаружили интересного в сети в ходе совместной работы со своими одноклассниками и учителем.
Выявленные преимущества и возможности итернет – пространства как новой образовательной среды в условиях пандемии, позволяют учителю решать вопросы обновления форм, методов и технологий организации образовательного процесса в начальной школе с ориентацией на личность младшего школьника, учитывая его индивидуальные и базовые потребности.
Библиографический список
- Абрамова О. М. Использование социальных сетей в образовательном процессе // Молодой ученый. 2016. №9.
- Андреева О. С. Социальные сети как пространство для репрезентации повседневности современного человека // News of Science and Education. 2017. Т. 5. № 3.
- Андрамонова В. В. Социальные сети в контексте развития современного общества // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2.
- Белов Ф. А. Об условиях реализации принципа информационной насыщенности образовательного процесса // В мире научных открытий. 2014. №. 11.
- Бехтерева Л. Г., Марголис Н. Ю., Никитенко В. А. Возможности использования социальных сетей в современном образовательном процессе в вузах // Молодой ученый. 2015. №6. С. 575 – 578.