ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СМЕШИВАЕМЫХ ЗВУКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Бодрова Виктория Александровна
МБОУ "ООШ №15 г.Юрги"

Аннотация
В статье рассматриваются различные области применения интерактивных технологий, которые являются эффективным техническим средством в коррекции устной и письменной речи при дифференциации смешиваемых звуков, с помощью которых можно значительно разнообразить коррекционный процесс, стимулировать познавательную деятельность младших школьников и адаптировать к жизни в современном обществе.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Бодрова В.А. Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков с применением интерактивных технологий // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/06/46151 (дата обращения: 21.02.2024).

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи, и соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Ни для кого не секрет, что использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, вызывает интерес у детей, поддерживает их познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Основной целью логопедической службы образовательного учреждения, является коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся.

Нами было проведено экспериментальное исследование учащихся 2 класса общеобразовательной школы. В исследовании приняли участие 20 учеников в возрасте 7-9 лет. Основной целью исследования стало выявление уровня сформированности устной и письменной речи, определение, содержания методов и приемов логопедической работы по дифференциации смешиваемых звуков у младших школьников с нарушениями речи.

Экспериментальное исследование проходило в три этапа.

1 этап – констатирующий эксперимент, цель которого изучение уровня сформированности устной и письменной речи у младших школьников с нарушениями речи.

2 этап – формирующий эксперимент, цель которого – организация логопедической работы по дифференциации смешиваемых звуков с использованием интерактивных технологий для младших школьников с нарушениями речи.

3 этап – контрольный эксперимент, цель которого – анализ и оценка результатов логопедической работы.

Основные задачи эксперимента: исследовать и выявить нарушения устной и письменной речи у младших школьников (отсутствие или наличие специфических ошибок, их характер и степень выраженности).

Для решения задач констатирующего эксперимента в области изучения уровня сформированности устной и письменной речи у младших школьников, мы использовали диагностические материалы: Т.А. Фотековой.

Методика состоит из двух разделов. Первый, больший по объему, направлен на исследование особенностей устной речи, второй – на проверку письменной речи.

Раздел 1 Обследование устной речи

  1. Обследование звукопроизношения
  2. Обследование фонематического слуха,
  3. Обследование фонематического восприятия
  4. Состояние слоговой структуры слова

Раздел 2 Обследование письменной речи

  1. Диктант
  2. Контрольное списывание

Выбор этих разделов, определяется тем, что нарушение письма у младших школьников следует рассматривать в тесной взаимосвязи с состоянием устной речи.

После получения результатов исследования у младших школьников, в работах которых на письме были выявлены акустические ошибки, было проведено изучение фонематических процессов и состояния звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова.

Количество специфических ошибок, допущенных во всех трех видах письменных заданий, было суммировано у каждого ученика и определён уровень успешности выполнения задания.

Таблица 1. Характеристика навыков письма на формирующем этапе исследования

Письменные работы учащихся

Максимально возможное количество баллов

Средний балл, полученный детьми КГ

Средний балл, полученный детьми ЭГ

Диктант             45 22,5

30,5

Списывание             45 30,5

40

Анализируя полученные данные, при обследовании фонематического слуха, можно отметить, что у всех исследуемых детей отмечается недоразвитие фонематического слуха. Особую сложность представляют группы твердых/мягких и шипящих/свистящих, звуков, нарушения данных групп звуков составило по 30%, различение звонких и глухих нарушено у 70 % детей, нарушение различия сонорных звуков составило 30% детей.

Основные направления логопедической работы по коррекции нарушений письма и чтения, разработанными такими авторами как: Т.В. Ахутиной, Р.И. Лалаевой, А.Н. Корневым, А.В. Ястребовой, О.И. Кукушкиной и т.д., используются в логопедии  по настоящее время, но, с целью повышения эффективности обучения, мы предлагаем использование интерактивных технологий, которые предоставляют новые возможности в процессе обучения.

Преимущества интерактивных технологий в специальном образовании были отмечены О.И. Кукушкиной: повышение эффективности подачи материала; организация групповых работ; активизация учащихся; интерактивность  обучения; формирование у детей мотивации и интереса к занятиям.[2]

Интерактивные технологии становятся актуальными на современном этапе обучения и позволяют существенно расширить спектр логопедических средств новыми методическими приёмами.

Логопедическая работа по уточнению и закреплению дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный и др.).

Мы предположили, что включение заданий с использованием логопедических упражнений, в коррекционно-логопедическую работу по дифференциации смешиваемых звуков, выполненных в программе Microsoft Power Point будет способствовать усилению коррекционного процесса в преодолении нарушений в устной и письменной речи у обучающихся.

За основу разработки данного комплекса упражнений нами взята методика по коррекции письменных нарушений Л.Н. Ефименковой, практический материал которой может быть адаптирован к работе с интерактивной доской.

Интерактивная доска может выступать как современная инновационная технология, которая обладает следующими свойствами:

  1. Цвет, который можно использовать для концентрации внимания младших школьников, для обозначения  связи между схемами, рисунками, формулами и т.д.
  2. Звук и видеоклипы, улучшают наглядность и восприятие учебной информации на занятии.
  3. Программные средства, включающие в себя трафареты, подсветки – могут использованы в качестве выделения нужных областей. Части изображений можно вырезать, стирать, копировать, вставить, отменить или повторить действие. Такие возможности придают ученикам уверенности в своих силах, т.к. они могут исправить ошибку.
  4. Разделение экрана на две равные части, может быть полезно при сопоставлении процессов или сравнение каких-либо объектов. [3]

В основных этапах работы по дифференциации смешиваемых звуков можно выделить несколько упражнений:

-дифференциация изолированных звуков («Поймай звук», «Произнеси звук долго», «Сосчитай и столько же раз произнеси звук», «Дом для звука» и т.д.);

-дифференциация звуков в слогах («Поймай слог», «Построй дорожку из слогов», «Составь слог», «Измени слог»);

-дифференциация звуков в словах («Доскажи словечко», «Скажи наоборот»);

-дифференциация звуков во фразовой речи («Подружи слова»)

-дифференциация звуков в связной речи («Чистоговорки», «Пословицы», «Скороговорки»).

Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков осуществляется согласно следующей последовательности:

1.Дифференциация гласных а-я, о-ё, у-ю, э-е, ы-и, ё-ю, о-у, а-о.

2.Дифференциация звонких и глухих согласных [ж]-[ш],[з]-[с],[в]-[ф],[б]-[п],[д]-[т],[г]-[к], свистящих, шипящих, аффрикат ([з]-[ж],[л]-[р], [с]-[ц],[с]-[ш],[с]-[щ],[ть]-[ч],[ц]-[ч],[ш]-[ч]) выстраивается в следующей последовательности:

Использование интерактивных технологий в рамках коррекционных занятий показало свою эффективность и актуальность. Но необходимо помнить, что интерактивные технологии не заменят традиционных методик, а могут гармонично с ними сочетаться, тем самым повышая эффективность коррекционно-развивающего процесса.


Библиографический список
  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2, Часть 2. Дифференциация звонких глухих согласных / Л.Н. Ефименкова – М.: Книголюб, 2005. – с.128
  2. Кукушкина О.И. Текстовый редактор Microsoft Word и развитие письменной речи детей: помощь в трудных случаях: метод. пособие / О.И. Кукушкина; ИКП РАО. – М.: Сов. порт, 2004. – с. 58
  3. Фокина О.А. Использование компьютерных технологий в коррекции дисграфии / О.А. Фокина // Коррекционная педагогика, 2010, №4.


Все статьи автора «Бодрова Виктория Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: