В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи, и соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Ни для кого не секрет, что использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, вызывает интерес у детей, поддерживает их познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Основной целью логопедической службы образовательного учреждения, является коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся.
Нами было проведено экспериментальное исследование учащихся 2 класса общеобразовательной школы. В исследовании приняли участие 20 учеников в возрасте 7-9 лет. Основной целью исследования стало выявление уровня сформированности устной и письменной речи, определение, содержания методов и приемов логопедической работы по дифференциации смешиваемых звуков у младших школьников с нарушениями речи.
Экспериментальное исследование проходило в три этапа.
1 этап – констатирующий эксперимент, цель которого изучение уровня сформированности устной и письменной речи у младших школьников с нарушениями речи.
2 этап – формирующий эксперимент, цель которого – организация логопедической работы по дифференциации смешиваемых звуков с использованием интерактивных технологий для младших школьников с нарушениями речи.
3 этап – контрольный эксперимент, цель которого – анализ и оценка результатов логопедической работы.
Основные задачи эксперимента: исследовать и выявить нарушения устной и письменной речи у младших школьников (отсутствие или наличие специфических ошибок, их характер и степень выраженности).
Для решения задач констатирующего эксперимента в области изучения уровня сформированности устной и письменной речи у младших школьников, мы использовали диагностические материалы: Т.А. Фотековой.
Методика состоит из двух разделов. Первый, больший по объему, направлен на исследование особенностей устной речи, второй – на проверку письменной речи.
Раздел 1 Обследование устной речи
- Обследование звукопроизношения
- Обследование фонематического слуха,
- Обследование фонематического восприятия
- Состояние слоговой структуры слова
Раздел 2 Обследование письменной речи
- Диктант
- Контрольное списывание
Выбор этих разделов, определяется тем, что нарушение письма у младших школьников следует рассматривать в тесной взаимосвязи с состоянием устной речи.
После получения результатов исследования у младших школьников, в работах которых на письме были выявлены акустические ошибки, было проведено изучение фонематических процессов и состояния звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова.
Количество специфических ошибок, допущенных во всех трех видах письменных заданий, было суммировано у каждого ученика и определён уровень успешности выполнения задания.
Таблица 1. Характеристика навыков письма на формирующем этапе исследования
Письменные работы учащихся |
Максимально возможное количество баллов |
Средний балл, полученный детьми КГ |
Средний балл, полученный детьми ЭГ |
Диктант | 45 | 22,5 |
30,5 |
Списывание | 45 | 30,5 |
40 |
Анализируя полученные данные, при обследовании фонематического слуха, можно отметить, что у всех исследуемых детей отмечается недоразвитие фонематического слуха. Особую сложность представляют группы твердых/мягких и шипящих/свистящих, звуков, нарушения данных групп звуков составило по 30%, различение звонких и глухих нарушено у 70 % детей, нарушение различия сонорных звуков составило 30% детей.
Основные направления логопедической работы по коррекции нарушений письма и чтения, разработанными такими авторами как: Т.В. Ахутиной, Р.И. Лалаевой, А.Н. Корневым, А.В. Ястребовой, О.И. Кукушкиной и т.д., используются в логопедии по настоящее время, но, с целью повышения эффективности обучения, мы предлагаем использование интерактивных технологий, которые предоставляют новые возможности в процессе обучения.
Преимущества интерактивных технологий в специальном образовании были отмечены О.И. Кукушкиной: повышение эффективности подачи материала; организация групповых работ; активизация учащихся; интерактивность обучения; формирование у детей мотивации и интереса к занятиям.[2]
Интерактивные технологии становятся актуальными на современном этапе обучения и позволяют существенно расширить спектр логопедических средств новыми методическими приёмами.
Логопедическая работа по уточнению и закреплению дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный и др.).
Мы предположили, что включение заданий с использованием логопедических упражнений, в коррекционно-логопедическую работу по дифференциации смешиваемых звуков, выполненных в программе Microsoft Power Point будет способствовать усилению коррекционного процесса в преодолении нарушений в устной и письменной речи у обучающихся.
За основу разработки данного комплекса упражнений нами взята методика по коррекции письменных нарушений Л.Н. Ефименковой, практический материал которой может быть адаптирован к работе с интерактивной доской.
Интерактивная доска может выступать как современная инновационная технология, которая обладает следующими свойствами:
- Цвет, который можно использовать для концентрации внимания младших школьников, для обозначения связи между схемами, рисунками, формулами и т.д.
- Звук и видеоклипы, улучшают наглядность и восприятие учебной информации на занятии.
- Программные средства, включающие в себя трафареты, подсветки – могут использованы в качестве выделения нужных областей. Части изображений можно вырезать, стирать, копировать, вставить, отменить или повторить действие. Такие возможности придают ученикам уверенности в своих силах, т.к. они могут исправить ошибку.
- Разделение экрана на две равные части, может быть полезно при сопоставлении процессов или сравнение каких-либо объектов. [3]
В основных этапах работы по дифференциации смешиваемых звуков можно выделить несколько упражнений:
-дифференциация изолированных звуков («Поймай звук», «Произнеси звук долго», «Сосчитай и столько же раз произнеси звук», «Дом для звука» и т.д.);
-дифференциация звуков в слогах («Поймай слог», «Построй дорожку из слогов», «Составь слог», «Измени слог»);
-дифференциация звуков в словах («Доскажи словечко», «Скажи наоборот»);
-дифференциация звуков во фразовой речи («Подружи слова»)
-дифференциация звуков в связной речи («Чистоговорки», «Пословицы», «Скороговорки»).
Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков осуществляется согласно следующей последовательности:
1.Дифференциация гласных а-я, о-ё, у-ю, э-е, ы-и, ё-ю, о-у, а-о.
2.Дифференциация звонких и глухих согласных [ж]-[ш],[з]-[с],[в]-[ф],[б]-[п],[д]-[т],[г]-[к], свистящих, шипящих, аффрикат ([з]-[ж],[л]-[р], [с]-[ц],[с]-[ш],[с]-[щ],[ть]-[ч],[ц]-[ч],[ш]-[ч]) выстраивается в следующей последовательности:
Использование интерактивных технологий в рамках коррекционных занятий показало свою эффективность и актуальность. Но необходимо помнить, что интерактивные технологии не заменят традиционных методик, а могут гармонично с ними сочетаться, тем самым повышая эффективность коррекционно-развивающего процесса.
Библиографический список
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2, Часть 2. Дифференциация звонких глухих согласных / Л.Н. Ефименкова – М.: Книголюб, 2005. – с.128
- Кукушкина О.И. Текстовый редактор Microsoft Word и развитие письменной речи детей: помощь в трудных случаях: метод. пособие / О.И. Кукушкина; ИКП РАО. – М.: Сов. порт, 2004. – с. 58
- Фокина О.А. Использование компьютерных технологий в коррекции дисграфии / О.А. Фокина // Коррекционная педагогика, 2010, №4.