КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ СЕМАНТИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ

Гришина Наталья Евгеньевна
Томский государственный педагогический университет
магистр факультета психолого-педагогического и специального образования, кафедры дефектологии

Аннотация
В данной статье описывается логопедическая работа по развитию лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня посредством организации семантических полей. Приводится пример работы со словом-доминантой.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Гришина Н.Е. Коррекция лексической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня посредством организации семантических полей // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/06/46117 (дата обращения: 23.02.2024).

Нарушение лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня выражается в ограниченности словарного запаса, неправильном употреблении слов в вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, сложностях актуализации словаря.

Работа по коррекции лексической стороны речи начинается с уточнения словаря. Обогащение словаря детей с общим недоразвитием речи может идти через организацию семантических полей.

Слова, которые мы говорим всегда соотносятся с каким-то предметом, качеством, действием. Поэтому слова принимают форму существительного, прилагательного или глагола.

Слово актуализирует целый комплекс ассоциаций, называемый семантическим полем. Наличие «семантического поля» позволяет человеку быстро производить отбор слов в процессе общения. У детей с общим недоразвитием речи III уровня отбор слов в процессе высказывания затруднён. В русском языке слово может иметь не одно, а несколько значений (острый нож, острый ум).

Формирование семантического поля происходит постепенно. Дети вначале учатся моделировать небольшое поле, но затем постепенно его расширяют.

В результате работы над расширением семантического поля ребёнок уже может актуализировать много слов на одном занятии. Дети умеют систематизировать слова абстрактного значения (жара, сладость).

У детей существенно увеличивается словарь, создаются условия для структурирования словосочетаний, предложений.

Всё это положительно влияет на развитие таких психических процессов как память, внимание, мышление, восприятие.

Одновременно с расширением «семантического поля» развивается способность словоизменения.

Обогащение словаря детей через расширение и формирование «семантических полей» может происходить целенаправленно при изучении конкретной темы. Модель «семантического поля» при изучении определённой темы может изучаться следующим образом:

ЖИВОТНЫЕ

1. Классификация животных: домашние, дикие

2. Эпитеты, характеризующие предмет:

А) по внешнему виду (серый, белый, пушистый)

Б) по повадкам (быстрый, ловкий, трусливый)

3. Название действий6 бегать, прыгать, ходить, стоять, лежать (около 30 глаголов)

4. Словообразование (глаголы с приставками): вбежал, убежал, забежал…

5. Выделение признаков: Зубы острые у волка, шерсть мягкая у кошки.

6. Наречия: Медведь рычит как? (громко).

7. Подбор однокоренных слов: тигр, тигрица, тигровый.

8. Сложные слова: землеройка, носорог, муравьед.

9. Подбор сравнений: белый как снег, чёрный как уголь.

10. Работа над многозначностью слов: иглы у ежа, иглы у сосны; быстрый гепард, быстрый самолёт.

Далее представлено занятие, направленное на развитие лексики.

Логопедическое занятие по теме «Развитие лексики через расширение «семантического поля» с использованием слова-доминанты «Цветы»».

ЦЕЛИ:

1.Образовательные:

1.1. Расширение семантического поля, развитие валентностей слов.

2.Коррекционные:

2.1. Применение слова-доминанты в предложениях, связной речи.

2.2. Развитие восприятия.

2.3. Расширение словаря через формирование семантического поля слова «цветы».

2.4. Развитие функции словоизменения.

3. Воспитательные:

3.1. Воспитание любви к природе, цветам.

1. Организационный момент. Выделение главного слова.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы будем с вами говорить о цветах. Ведь цветы – это самые удивительные создания природы. Вы согласны? А почему они так красивы, как вы думаете? (ответы детей). С давних пор цветы восхищают люди восхищаются изящной красотой и ароматами цветов. Цветы повышают настроение!

Какие цветы растут в лесу?

Какие цветы растут в поле?

Какие цветы растут в саду?

Какие цветы растут дома?

А вы любите цветы?

2. Однокоренные слова.

Давайте окружим их словами – родственниками.

Цветник. Клумба для выращивания цветов.

Цветной. Рисунок

Цветущий. Куст.

Цветастое. Платье.

Цветочница. Продавец цветов.

Цвета. Голубой, розовый, белый и т.д.

3. Игра «Назови цветы?».

Однажды садовник посадил цветы невиданной красоты и все семена перемешал. Весной семена взошли! Вот такие цветы выросли у садовника! Астророзы, одуванлилии, ромашландыши, фиалгладиолусы, колокогвоздики, тюльпамаки.

- Вы поняли, какие цветы вырастил садовник? Ребята, давайте постараемся разобраться и назвать их!

- Асторозы – какие семена смешал садовник? Семена астр и роз.

- Одуванлилии – какие семена смешал садовник?

- Ромашландыши – какие семена смешал садовник?

- Фиалгладиолусы – какие семена смешал садовник?

- Колокогвоздики – какие семена смешал садовник?

- Тюльпамаки – какие семена смешал садовник?

4. Игра с мячом «Какой? Какая? Что делает?»

Мы будем кидать друг другу мяч и говорить о том какие цветы. Например, ароматные, красивые, розовые, маленькие, лекарственные….

- А теперь давайте расскажем, что делают цветы? Например, распускаются, цветут, пахнут, растут….

5. Игра «Какой нектар»

     На доске выставляются изображения василька, одуванчика, ромашки, медуницы, мака, крапивы.

- Пчелка хочет собрать нектар с этих ароматных цветов. Ребята, расскажите какой нектар собирает пчёлка?

Логопед по очереди «сажает» пчёлку на цветы, дети составляют предложения. Например, Пчёлка собрала васильковый нектар…

6. Итог занятия

Итак, о чём мы сегодня говорили?

Применение занятий, направленных на расширение лексики посредством организации семантических полей слов у детей качественно и количественно обогащается словарь признаков. У детей активизируется словарь. Связная речь характеризуется развёрнутостью предложений.


Библиографический список
  1. Бухарина К.Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6-7 лет с ОНР и ЗПР: методическое пособие. / К.Е. Бухарина. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2020.
  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М., 2004.
  3. Репина З. А., Васильева Т.В, Ведерникова А. Д. Поле речевых чудес. Е.: УИФ «Наука», 1996.


Все статьи автора «Гришина Наталья Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: