Нарушение лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня выражается в ограниченности словарного запаса, неправильном употреблении слов в вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, сложностях актуализации словаря.
Работа по коррекции лексической стороны речи начинается с уточнения словаря. Обогащение словаря детей с общим недоразвитием речи может идти через организацию семантических полей.
Слова, которые мы говорим всегда соотносятся с каким-то предметом, качеством, действием. Поэтому слова принимают форму существительного, прилагательного или глагола.
Слово актуализирует целый комплекс ассоциаций, называемый семантическим полем. Наличие «семантического поля» позволяет человеку быстро производить отбор слов в процессе общения. У детей с общим недоразвитием речи III уровня отбор слов в процессе высказывания затруднён. В русском языке слово может иметь не одно, а несколько значений (острый нож, острый ум).
Формирование семантического поля происходит постепенно. Дети вначале учатся моделировать небольшое поле, но затем постепенно его расширяют.
В результате работы над расширением семантического поля ребёнок уже может актуализировать много слов на одном занятии. Дети умеют систематизировать слова абстрактного значения (жара, сладость).
У детей существенно увеличивается словарь, создаются условия для структурирования словосочетаний, предложений.
Всё это положительно влияет на развитие таких психических процессов как память, внимание, мышление, восприятие.
Одновременно с расширением «семантического поля» развивается способность словоизменения.
Обогащение словаря детей через расширение и формирование «семантических полей» может происходить целенаправленно при изучении конкретной темы. Модель «семантического поля» при изучении определённой темы может изучаться следующим образом:
ЖИВОТНЫЕ
1. Классификация животных: домашние, дикие
2. Эпитеты, характеризующие предмет:
А) по внешнему виду (серый, белый, пушистый)
Б) по повадкам (быстрый, ловкий, трусливый)
3. Название действий6 бегать, прыгать, ходить, стоять, лежать (около 30 глаголов)
4. Словообразование (глаголы с приставками): вбежал, убежал, забежал…
5. Выделение признаков: Зубы острые у волка, шерсть мягкая у кошки.
6. Наречия: Медведь рычит как? (громко).
7. Подбор однокоренных слов: тигр, тигрица, тигровый.
8. Сложные слова: землеройка, носорог, муравьед.
9. Подбор сравнений: белый как снег, чёрный как уголь.
10. Работа над многозначностью слов: иглы у ежа, иглы у сосны; быстрый гепард, быстрый самолёт.
Далее представлено занятие, направленное на развитие лексики.
Логопедическое занятие по теме «Развитие лексики через расширение «семантического поля» с использованием слова-доминанты «Цветы»».
ЦЕЛИ:
1.Образовательные:
1.1. Расширение семантического поля, развитие валентностей слов.
2.Коррекционные:
2.1. Применение слова-доминанты в предложениях, связной речи.
2.2. Развитие восприятия.
2.3. Расширение словаря через формирование семантического поля слова «цветы».
2.4. Развитие функции словоизменения.
3. Воспитательные:
3.1. Воспитание любви к природе, цветам.
1. Организационный момент. Выделение главного слова.
Здравствуйте ребята! Сегодня мы будем с вами говорить о цветах. Ведь цветы – это самые удивительные создания природы. Вы согласны? А почему они так красивы, как вы думаете? (ответы детей). С давних пор цветы восхищают люди восхищаются изящной красотой и ароматами цветов. Цветы повышают настроение!
Какие цветы растут в лесу?
Какие цветы растут в поле?
Какие цветы растут в саду?
Какие цветы растут дома?
А вы любите цветы?
2. Однокоренные слова.
Давайте окружим их словами – родственниками.
Цветник. Клумба для выращивания цветов.
Цветной. Рисунок
Цветущий. Куст.
Цветастое. Платье.
Цветочница. Продавец цветов.
Цвета. Голубой, розовый, белый и т.д.
3. Игра «Назови цветы?».
Однажды садовник посадил цветы невиданной красоты и все семена перемешал. Весной семена взошли! Вот такие цветы выросли у садовника! Астророзы, одуванлилии, ромашландыши, фиалгладиолусы, колокогвоздики, тюльпамаки.
- Вы поняли, какие цветы вырастил садовник? Ребята, давайте постараемся разобраться и назвать их!
- Асторозы – какие семена смешал садовник? Семена астр и роз.
- Одуванлилии – какие семена смешал садовник?
- Ромашландыши – какие семена смешал садовник?
- Фиалгладиолусы – какие семена смешал садовник?
- Колокогвоздики – какие семена смешал садовник?
- Тюльпамаки – какие семена смешал садовник?
4. Игра с мячом «Какой? Какая? Что делает?»
Мы будем кидать друг другу мяч и говорить о том какие цветы. Например, ароматные, красивые, розовые, маленькие, лекарственные….
- А теперь давайте расскажем, что делают цветы? Например, распускаются, цветут, пахнут, растут….
5. Игра «Какой нектар»
На доске выставляются изображения василька, одуванчика, ромашки, медуницы, мака, крапивы.
- Пчелка хочет собрать нектар с этих ароматных цветов. Ребята, расскажите какой нектар собирает пчёлка?
Логопед по очереди «сажает» пчёлку на цветы, дети составляют предложения. Например, Пчёлка собрала васильковый нектар…
6. Итог занятия
Итак, о чём мы сегодня говорили?
Применение занятий, направленных на расширение лексики посредством организации семантических полей слов у детей качественно и количественно обогащается словарь признаков. У детей активизируется словарь. Связная речь характеризуется развёрнутостью предложений.
Библиографический список
- Бухарина К.Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6-7 лет с ОНР и ЗПР: методическое пособие. / К.Е. Бухарина. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2020.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М., 2004.
- Репина З. А., Васильева Т.В, Ведерникова А. Д. Поле речевых чудес. Е.: УИФ «Наука», 1996.