ВЛИЯНИЕ АВТОРИТЕТА ПЕДАГОГА НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Дубровин Никита Алексеевич1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Жидков Алексей Андреевич1, Илюшина Елена Сергеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент

Аннотация
В статье рассмотрена проблема влияния авторитета педагога на становление личности учащихся. Авторы статьи характеризуют значимость авторитета учителя для успешной организации учебно-воспитательного процесса, выделяют виды ложного авторитета и подчёркивают важность настоящего педагогического авторитета.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Дубровин Н.А., Ермолаева Е.Л., Жидков А.А., Илюшина Е.С. Влияние авторитета педагога на становление личности учащихся // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/06/43717 (дата обращения: 28.02.2024).

Педагогическая деятельность представляет собой специфический вид профессиональной деятельности, базирующийся на коммуникации и взаимодействии её участников. Можно сказать, что решающее значение в достижении целей учебно-воспитательного процесса играют именно личностные качества учителя – его авторитет перед учениками. Авторитетный педагог – это педагог, владеющий профессиональным мастерством.

Учитель и учащийся представляют собой две главные фигуры в образовательном процессе. Они являются двумя личностями, коммуникация и взаимодействия которых в рамках общеобразовательной организации напрямую определяют результат педагогической деятельности. Успешная коммуникация и взаимодействие между учителем и учащимся создают благоприятную атмосферу для обучения и воспитания.

С.С. Чабанова в своей работе «Авторитет учителя: генезис педагогических подходов» отмечает, что влияние авторитета педагога на становление личности учащихся крайне высоко. Авторитет учителя в первую очередь представляет собой эффективное средство воспитательного воздействия. Когда можно сказать, что педагог является авторитетом для учащихся, ему приписывается компетентность в различных областях и авансируется успех в любых собственных начинаниях [2].

По мнению О.Н. Черноштана, авторитет педагога является сложным комплексным явлением, которое представляет собой качественный показатель личностного отношения учеников к учителю. Так, к авторитетному учителю учащиеся относятся наиболее эмоционально положительно. Чем выше авторитет учителя, тем интереснее для учащихся науки, основы которых он преподаёт. Если учитель имеет высокий авторитет перед учениками, то требования, которые он к ним предъявляет и замечания, которые он им делает, кажутся ученикам наиболее обоснованными [3].

Характер учителя, а также его качества личности – это крайне значимый педагогический фактор в рамках организации процессов обучения и воспитания. Чёрствый характер, а также повышенная активность учителя приводят к подавлению спонтанности учащихся, что делает их наиболее равнодушными, менее инициативными. Всё же, вялый характер учителя, пассивность к педагогической деятельности приводят к отсутствию элементарной дисциплины на учебных занятиях.

А.И. Парабучев отмечает, что работа учителя предполагает такие формы проявления и развития дисциплины и демократии в воспитательном процессе, которые могут быть реализованы только специально подготовленной личностью, которая обладает высоким авторитетом перед окружающими людьми. Ученики чаще следуют за тем учителем, который вызывает у них искреннее уважение. В других случаях коммуникация и взаимодействие между учителем и учащимися держатся на скорее формальных требованиях и основаниях [1].

Настоящий авторитет учитель может заполучить только посредством упорной работы над собой. Существует точка зрения, что сама должность учителя может обеспечить ему авторитет среди учеников. Всё же, это совсем не так, так как в настоящее время личностный авторитет перевешивает должностной авторитет (проблема власти авторитета и авторитета власти). Авторитет, который учитель получает посредством своей должности как таковой, не может длиться долго, если он не подкреплен властью самой личности, которая влечёт за собой добровольное признание учениками профессионального мастерства педагога.

Не секрет, что стремление каждого учителя – это завоевать авторитет перед учениками. Но, не работая над собой, некоторые учителя идут к завоеванию авторитета ложными путями. А это, неизбежно ведёт к приобретению непосредственно ложного авторитета.

Ложный авторитет имеет множество видов. Ложный авторитет представляет собой такое отношение учеников к учителю, которое даёт им основание быть активными или пассивными потребителями готового социального опыта. Ключевая цель ложного авторитета состоит в стремлении учителя добиться покорности от учащихся.

Следует проанализировать виды ложного авторитета, которые могут встречаться у учителя.

Авторитет педантизма, в рамках которого учитель часто придирается к детям, так как у него существует целая система собственных никому не нужных мелочных условностей.

Авторитет мнимой доброты чаще всего встречается у молодых и неопытных учителей, считающих, что ученики оценят их доброту и ответят на неё в первую очередь послушанием и вниманием.

Авторитет подавления, который учитель стремится заполучить посредством демонстрации собственного превосходства в правах удерживать учащихся в полном страхе перед наказанием.

Авторитет резонерства заключается в постоянном поучении учителем своих учащихся. Педагог в данном случае считает, что единственное средство обучения и воспитания – это нотации.

Авторитет расстояния достигается посредством стремления учителя держать своих учеников на дистанции, вступая с ними сугубо в официальный формальный контакт.

Обобщая вышесказанное, следует заметить, что только настоящий авторитет учителя показывает реальное положение дел. Только настоящий педагогический авторитет побуждает учеников к активной творческой образовательной деятельности, развивает в них инициативность и самостоятельность, вызывает у них интерес к учёбе.


Библиографический список
  1. Парабучев А.И. Учитель в эпоху общественных трансформаций – к автопортрету профессии / А.И. Парабучев // Вопросы образования. – 2005. – №4. – С. 246-260.
  2. Чабанова С.С. Авторитет учителя: генезис педагогических подходов / С.С. Чабанова // Знание. Понимание. Умение. – 2009. –№3. – С. 202-205.
  3. Черноштан О.Н. Кризис авторитета педагога в российской системе среднего и высшего образования: монография / О.Н. Черноштан. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. – 98 с.


Все статьи автора «candy»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: