Российские компании с каждым годом выходят на мировую арену, тем самым показывая, что их деятельность приносит всё больше результатов. Чтобы добиться эффективности в работе, необходимо правильно распределить рычаги и методы регулирования над деятельностью сотрудников предприятий. Одним из главных методов является – лидерство.
Лидерство – качество управляющего человека, позволяющее скорректировать работу людей для получения эффективной деятельности компании. Лидер должен обладать умением правильно замотивировать сотрудников, а также, создать благоприятные условия труда, которые направлены на улучшение трудоспособности и желание развиваться на своем рабочем месте.
Лидерство является неотъемлемой частью в управлении организацией не только в Америке и Европе, но и стало играть ключевую роль в России. Российские руководители поняли значимость этого определения в сфере управления и предпринимательства.
Было проведено огромнейшее количество исследований, которые не раз доказывали, что данная тема является актуальной в наши дни.
Объектом исследования выступает менеджмент и его неотъемлемая часть – лидерство. Следовательно, предметом исследования является тактика лидерства в российских организациях.
В 19-20 вв. были осуществлены исследования по данной теме. Главным исследованием является эксперимент в университете штата Огайо, целью которого было выделить главные бихевиористские стили лидерства:
- Внимание к сотрудникам. В данном случае, человеку присуще коммуникабельность и открытость в общении. Управленец, непосредственно, направляет свой интерес на эмоциональное состояние и потребности своих подчиненных.
- Инициирование структуры. В этой ситуации, лидеру свойственно стратегически мыслить и разрабатывать пошаговый план и график работы для каждого рабочего. Управляющий направляет свою работу и работу своих подчиненных на получение эффективных результатов, не учитывая эмоциональный фон работников.
Хочется отметить, что понятие менеджера и лидера, не являются близкими по значению, не смотря на взаимодополняющую значимость в управлении организацией. Компания может быть под руководством, но без хорошего лидера, что в конечном итоге может привести к потере мотивации и регрессу. А может быть и наоборот: есть продуктивный и сильный лидер, но не имеет хорошего менеджера, такая компания может хорошо работать в начале своей деятельности, но продержаться с высокими показателями и превосходными позициями, долго не сможет, поскольку без должного управления организация существовать не может.
По нашему мнению, качества менеджера и лидера, соответственно, тоже должны отличаться друг от друга. Лидер должен проявлять, в первую очередь, такие качества как: инициативность, новаторство, решительность, преобладание над собой, гуманность, умение вдохновлять подчиненных. В свою очередь менеджер же должен обладать: компетентностью, коммуникабельностью, стрессоустойчивостью, а также, честность, порядочность и принципиальность.
Существует несколько типов лидерства [2] :
- Харизматический
Данный тип лидеров имеют большое влияние и возможность в управлении , тем самым направить деятельность сотрудников в необходимом направлении. Чаще всего отношения между руководителем и подчиненными строится на взаимопонимании.
- Трансформирующие лидеры
Руководители, имеющие большой потенциал к быстрому исполнению любых изменений, старающиеся испробовать новые методы в управлении. Мотивацией служит: новые идеи и предложения, а также внутренние принципы и ценности
- Интерактивные лидеры
Значение состоит в том что лидеры данного типа всегда пытаются найти «золотую середину», а также заинтересовать в работе большее количество рабочих. В свою очередь не обходится без помощи в получении запланированных задач. Таким образом, напрашивается вывод, что такой тип лидерства больше характерен для руководителей женского пола [4]
- Сервисные лидеры
Главной целью считается мотивирование сотрудников на качественное выполнение работы, а также достижение установленных целей. При этом, руководитель старается поспособствовать в исполнении нужд подчиненных, которые способствовали бы к результативности работы. [1]
В ходе исследований российских компаний у эффективных лидеров были выделены следующие тактики в управлении персоналом:
1. Не навязывать идею своим сотрудникам
2. Принятие в коллектив новых сотрудников и новых идей для развития плюрализма и укрепления новаторства
3. Для разрешения спора в вопросе относительно какого-либо рабочего (например, когда управляющий считает рабочего не достаточно квалифицированным и выполняющим работу должным образом, а другие сотрудники считают иначе) , необходимо устроить проверку, в ходе которой решится спор
4. Без раздумий и сожалений исключать идеи, которые не пользуются эффективностью и результативностью для компании
В России с каждым годом всё больше реализуется и модернизируется система лидерства, но несмотря на это по прежнему возникают проблемы при ее формировании. [3] А именно:
1. Безразличие и незаинтересованность рабочих в задачах и целях деятельности компаний
2. Недостаточность навыков рабочих для реализации поставленных задач
3. Недостаток новейших способов реализации старых задач
Для того чтобы изучить ситуацию лидерства в организации управления отечественными компаниями, стоит обратиться к опросам и полученным данным.
Проведя исследования и опросив беспричастных людей, получились следующие результаты:
В ходе исследования, людям были представлены личные качества лидера, которые они должны были расположить в порядке убывания, по собственному мнению (от самых важных, заканчивая наименее важными). Возрастная категория респондентов 22-32 года. Все опрашиваемые имеют стабильную работу на территории нашего государства. То, что ответили респонденты можно увидеть в представленной диаграмме.
Рисунок 1. Важные черты лидера в организации управления компанией
Во второй части нашего исследования были опрошены два человека, которые работают в российских компаниях. Возраст респондентов, около 40 лет. Перед ними были поставлены такие вопросы как: «По вашему мнению, с какими проблемами может столкнуться российская организация при определении стратегии лидерства? Какой путь(-и) их решения могут быть?». Нами были получены следующие ответы:
Сергей В., старший менеджер в компании по продаже мебели: «По моему мнению, в нашей стране отсутствует взаимопонимание между лидером и сотрудником. При наличии данной проблемы, лидеру почти не удастся повлиять на подчиненного с тем же успехом, если бы этой проблемы не существовало. Чтобы её решить, руководители должны в первую очередь, научиться доверять своим подчиненным, а также наделять их какими-либо преимуществами»
Олег И., начальник отдела продаж фирмы по реализации металлоконструкций: «Самой главной проблемой в системе лидерства является недостаточность квалифицированных руководителей, т.е нет достаточного опыта на практике, чтобы руководить другими людьми. Путь решения я вижу таким: не смотря на индивидуальность каждой организации, управленцы всегда могут посещать курсы по повышению своей квалификации и получению дополнительных навыков. Тем самым, это может помочь стать не только грамотным лидером, но и повысить результативность и эффективность деятельности своей компании».
Степень лидерства в российских компаниях, в данный момент считается не значительным, но с каждым годом компании пытаются модернизировать и сделать более эффективными стратегии и лидерства внутри каждой организации. Следовательно, можно повысить результативность деятельность фирмы, тем самым повысив организацию в мировом рейтинге.
Проведенный опрос показал главные черты лидера в компании. Тем самым подчеркнув всю важность понятия лидерства не только в мировых, но и в российских компаниях.
Библиографический список
- Ковалева Т. Лидерство как стиль управления современной компанией //Режим доступа: http://www.ippnou.ru – сайт НОУ Институт проблем предпринимательства (Дата обращения: 15.05. 2021). – 2004.
- Беляцкий Н. П. Менеджмент. Основы лидерства //Российский журнал менеджмента. – 2007. – Т. 5. – №. 4. – С. 91-100.
- Евтихов О. В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика //СПб.: Речь. – 2007.
- Чирикова А. Е. Женщина во главе фирмы //Социология: теория, методы, маркетинг. – 2004. – №. 2. – С. 146-155.