К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ СТЕРТОЙ ФОРМЫ ДИЗАРТРИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Гребнева Екатерина Александровна
Томский государственный педагогический университет
магистрант

Аннотация
В данной статье рассматриваются основные проблемы изучения стертой формы дизартрии у дошкольников на современном этапе. Автор статьи анализирует подходы к определению «стертая форма дизартрия» с точки зрения разных исследователей. В статье определены причины появления стертой формы дизартрии, рассмотрены формы двигательных недостатков у детей со стертой форме дизартрии и дана характеристика нарушений органов артикуляции при данном расстройстве.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Гребнева Е.А. К проблеме изучения стертой формы дизартрии у дошкольников // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/05/44426 (дата обращения: 23.02.2024).

В настоящее время прослеживается тенденция увеличения детей с проблемами в речевом развитии. По результатам научных исследований наиболее часто встречающимися речевыми нарушениями являются общее недоразвитие речи (далее-ОНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее – ФФНР). Среди группы детей с ОНР до 50% составляют дети со стертой формой дизартрии. А среди детей с ФФНР до 35% [8].

Проблемами изучения проблемы расстройств дизартрического характера занимались отечественные и зарубежные исследователи Е. Ф. Архипова, Г. В. Гуровец, И. Б. Карелина, А. Куссмауль, У. Литтль, Л. В. Лопатина, С. И. Маевская, Р. И. Мартынова, Л. В.Мелехова, Н. В. Серебрякова, Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская.

В отечественной логопедии термин «стертая дизартрия» был введен О. А. Токаревой в 50-60 гг. прошлого столетия. Автор констатирует, что дети, с данным нарушением в бытовой речи большинство звуков произносят правильно, но испытывают трудности в автоматизации и дифференциации [8]. В зарубежной науке невролог Литтль первым применил научный подход к исследованию проблемы дизартрии и описал речевые расстройства характерные для данного расстройства.

Зарубежный учёный Б. Ж. Монделарес определяет стёртую дизартрию как «речевую или артикуляционную диспраксию развития». Данный дефект он определяет как нарушение контроля за речевыми движениями. «Диспраксия – это расстройство речи нейрогенного происхождения, но в отличие от дизартрии это расстройство связано не только с двигательными нарушениями» [12]. Природа двигательных нарушений при стертой дизартрии остается недостаточно раскрытой, вследствие чего исследователи для её обозначения предлагают различные термины: артикуляторная диспраксия (Морлей, 1957), центральная, органическая или усложненная дислалия (Зееман М., 1961) [15].

Рассмотрим подходы к определению «стертая форма дизартрия» с точки зрения разных исследователей. По мнению Е. Ф. Архиповой: «Стертая дизартрия – нарушение речи, которое проявляется в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникает вследствие невыраженного микро органического поражения головного мозга» [1]. М.П. Давыдова определяет стертую дизартрию как: «нарушения звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата, а также слабостью и вялостью артикуляционной мускулатуры, которые можно отнести к легкой псевдобульбарной дизартрии» [5].

Л. В. Лопатина рассматривает стертую дизартрию с точки зрения «речевой патологии, проявляющейся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающей вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга» [9].

А. Н. Корнев определяет данное расстройство как: «избирательные, негрубые, стойкие нарушения звукопроизношения, сопровождающиеся легкими, своеобразными проявлениями иннервационной недостаточности артикуляционных органов». Для этого типа нарушения речи автор использует термин «вербальная диспраксия» [7].

Н. В. Серебрякова рассматривает стёртую дизартрию с точки зрения нарушения произносительной стороны речи, причиной которых выступает недостаточная иннервацией речевого аппарата. Также данное нарушение имеет лёгкую степень выраженности в результате минимальных органических повреждений центральной нервной системы. Другими словами – минимальное дизартрическое расстройство [14].

В данной исследовании мы будем использовать определение Н. В. Серебряковой, так как оно, на наш взгляд объединяет все вышеперечисленные определения и не противоречит им. Рассмотрим причины появления стертой формы дизартрии. (Рисунок 1).


Рис.1. Причины стертой формы дизартрии

Отечественные исследователи И. Б. Карелина и А. Корнев ввели новый термин, объясняющий стертую дизартрию как минимальные дизартрические расстройства [6].

Е.Ф. Соботович, Л. В. Лопатина, А. Ф. Чернопольская распределили детей со стертой дизартрией на группы [9;15] (Рисунок 2)


Рис.2. Группы детей со стертой дизартрией

Отечественные исследователи Е. Ф. Архипова, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова выявили общие признаки стертой формы дизартрии. К ним относятся: нарушение звукопроизношения, нарушение артикуляционной моторики, нарушение и изменение речевого дыхания, нарушение просодической стороны речи и фонации [1].

В исследованиях О. Г. Приходько дана характеристика дизартрических нарушений. Также автор отмечает, что при стертой дизартрии имеется стойкое нарушение звукопроизношения у детей и трудности автоматизации и дифференциации звуков [13].

Исследователи О. И. Мартынова, Л. В. Мелехова, С. И. Маевская констатируют, что у детей со стертой дизартрией имеются нарушения фонетической стороны речи и недоразвитие лексики [15].

В исследованиях Р.А. Беловой-Давид, Г.В. Гуравец, С. И. Маевской, Р.И. Мартыновой, Л.В. Мелеховой отмечаются ведущие признаки неврологического характера, объясняющие специфику речевого нарушения и характеризующие дифференциальные симптомы дизартрии [3;4;10]. Выраженное ослабление мышечных сокращений, паретичность речевого аппарата, трудности удерживания позы закрытого рта, отсутствие выраженного напряжения в мышце губ, языка.

В качестве симптомов рассматривают: особенности общей и мелкой моторики; особенности артикуляционного аппарата; особенности звукопроизносительной и просодической сторона речи и особенности речевого развития. Рассмотрим данные симптомы более подробно.

Дети со стертой дизартрией моторно неловки, при функциональных нагрузках выражены нарушения координации движений. На рисунке 3 представлены формы двигательной недостаточности при стертой дизартрии.


Рис.3. Формы двигательной недостаточности при стертой дизартрии.

Для детей со стертой дизартрией характерны следующие нарушения артикуляционного аппарата: паретичность, спастичность мышц, гиперкинезы, апраксия, девиация и гиперсаливация. В таблице 1 представлена характеристика данных нарушений.

Таблица 1. Характеристика нарушений органов артикуляции при стертой дизартрии.

Нарушения артикуляционного аппарата

Характеристика нарушений

Паретичность мышц

Гипомимичность и вялость мышц лица при проведении пальпации. Вялость жевательной мускулатуры, губ и языка. Язык мало активен, располагается на дне полости рта. При функциональных нагрузках мышечная слабость увеличивается.

Спастичность мышц

При пальпации мышцы лица твердые и напряженные. Отмечается амимичность лица. Губы упорно располагаются в полуулыбке, где верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Язык нередко подвержен изменениям: толстый, без выраженного кончика, малоподвижен.

Гиперкинезы

Дрожание, тремор языка и голосовых связок при функциональных пробах и нагрузках. По окончании проб, проявляется легкий цианоз (синюшность) или беспокойство языка (невозможность удержания языка вне полости рта). Выражен повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата.

Апраксия

Значительные трудности в выполнении и переключении движений. При кинетической апраксии нарушен переход движений. При кинестетической апраксии производятся хаотические движения, по обнаружению необходимой артикуляционной позы.

Девиация

Отклонение языка от средней линии при проведении артикуляционных проб и при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носогубной складки.

Гиперсаливация

Выявляется только во время речи.

При стертой дизартрии выражено нарушение произношения свистящих и шипящих звуков. При произношении искажаются, смешиваются артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, а также акустически противопоставленные звуки [15]. Возникаю трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, особенно при стечении согласных.

В просодической характеристике речи можно отметить понижение интонационно-выразительной окраски речи. При стертой дизартрии страдает голос, голосовые модуляции, резко ослабляется речевой выдох. Тембр речи нарушен и имеет назальный оттенок. Темп речи зачастую ускоренный.

В результате анализа научно литературы, мы можем резюмировать, что к особенностям речевого развития детей со стертой дизартрией относятся: трудности при усвоении, различении и воспроизведении предлогов; трудности при словообразовании, недостаточное развитие активного и пассивного словаря; трудности при связном высказывании.

Таким образом, в исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при стертой форме дизартрии, отмечается, что нарушение звукопроизношения и просодики являются стойкими и требуют коррекционного воздействия. Данные нарушения оказывают негативное влияние на когнитивное развитие ребенка в дошкольном возрасте.


Библиографический список
  1. Архипова, Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2014. – 320 с.;
  2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с
  3. Белова-Давид, Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи [Текст] / Р.А.Белова-Давид // Нарушения речи у дошкольников.- М.: Просвещение, 1972.- С.32-81.
  4. Гуровец, Г.В. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой дизартрией и ринофонией и методы коррекционного воздействия [Текст] / Г.В. Гуровец, С.И. Маевская // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых.-М.: МГПИ им.Ленина, 1981. – С. 103-114.
  5. Давыдова, М.П. Коррекция речи у детей с дизартрией [Текст] / М.П. Давыдова. – Курск: Курский областной институт усовершенствования учителей, 1991.- 19 с.
  6. Карелина, И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии [Текст] / И.Б. Карелина // Дефектология,-1996.-№5. -С.10-15.
  7. Корнев, А.Н. О нейропсихологических механизмах звуковых нарушений при артикуляторной апраксии [Текст] / А.Н. Корнев // Патология речи: история, изучение, диагностика, преодоление.- С/Пб.:Образование, 1992.- С.30-39.
  8. Лавская, Н.С. Актуальные вопросы изучения и коррекции стертой дизартрии у детей [Текст] / Н.С. Лавская // Молодой ученый. – 2014. – № 17 (76). – С. 512-514.
  9. Лопатина, Л.В. Особенности моторных функций у дошкольников со стертой формой дизартрии [Текст] / Л.В. Лопатина // Нарушение речи. Методы изучения и коррекции. – СПб.: Образование, 1993.- С.3-11.
  10. Мартынова, Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией [Текст] / Р.И. Мартынова // Расстройства речи и методы их устранения.- М.: Знание, 1975.-С.79-92.
  11. Мелехова, Л.В. Дифференциация дислалий [Текст]: Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Владос.-Т. 1997.- С.29-33.
  12. Монделаерс, Б.Ж. Исследование и коррекция вербальной диспраксии у детей [Текст] / Б.Ж. Монделаерс // Вопросы практической фониатрии.-М.: Материалы Международного симпозиума,1997.- 193 с.
  13. Приходько, О.Г. Логопедическое обследование детей с нарушениями речи [Текст] / О.Г .Приходько // Специальное образование. – 2010. – № 3. – С. 82-87.].
  14. Серебрякова, Н.В. Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников со стертой формой дизартрии [Текст] / Н. В. Серебрякова Г.В. Гуровец, С.И. Маевская.- С/Пб.: Нева,1996.- 242с.
  15. Соботович, Е.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики [Текст] / Е.В. Соботович, А.Ф. Чернопольская// Дефектология.-1974.-№4 -С.20-21.


Все статьи автора «oksana751»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: