В настоящее время общеобразовательная организация выполняет не только функцию обучения, но также и функцию воспитания, социализации ребёнка. Школьники готовятся к тому, чтобы занять своё место в современном социуме. Крайне большую роль для социализации детей в школе играет детское самоуправление, которое является некоторой моделью взрослой, реальной ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений. Следовательно, ни родителям, ни педагогам не нужно недооценивать роль детского самоуправления в развитии ребёнка. Детское самоуправление позволяет включить ребёнка в ситуации, которые непосредственным образом формируют определённый образ социального поведения, и дают не только новые знания, но и способы осуществления деятельности.
А.Н. Тубельский определяет самоуправление в качестве одного из ключевых принципов деятельности школьного коллектива. Сущность самоуправления состоит в реальном участии детей в управлении делами общеобразовательной организации. Процесс самоуправления предполагает, что его непосредственные органы не только обладают правами, но и несут реальную ответственность за свою деятельность [3].
По мнению М.В. Богуславского, сущность детского самоуправления состоит в том, что с его помощью дети получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация общеобразовательной организации, так и через собственную активность в управлении процессами внутри школы. Детское самоуправление делает жизнь в школе предметом активной совместной творческой деятельности всех её участников [1].
Участвуя в процессе детского самоуправления, школьники приобретают множество полезных навыков и привычек, знаний и умений. У детей формируются значимые черты характера и положительные нравственные качества.
Необходимо понимать, что сущность детского самоуправления состоит не в управлении одних детей другими школьниками, а в воспитании во всех детях основ демократических общественных отношений в обществе, управления собственной жизнью, распределения своего времени. Деятельность школьников в рамках детского самоуправления представляет собой способ социализации, самореализации школьников, а также инструмент защиты их прав, свобод и интересов в пределах школьной жизни.
Целью детского управления является реализация права детей на участие в управлении жизнью общеобразовательной организации с учётом их потребностей и интересов посредством приобретения опыта социального партнёрства и демократичного поведения.
А.С. Прутченков, И.В. Калиш, Т.Г. Новикова отмечают, что детское самоуправление как процесс формируется в три ключевых этапа.
1 этап – это этап воздействия, в рамках которого личность ребёнка получает определённое удовлетворение от опыта совместной творческой деятельности. Также в рамках этого этапа формируются активные группы.
2 этап – это этап взаимодействия, в рамках которого осуществляется пробуждение интересов личности к деятельности в сфере управления, непосредственно создание органов детского самоуправления.
3 этап – это этап совместного развития, который предполагает направленность на личность учащихся, а также создание интегративной целостной модели детского самоуправления [2].
В рамках детского самоуправления ребёнок получает возможность непосредственно влиять на содержание обучения, а также на процесс реализации локальных НПА общеобразовательной организации, удовлетворенность актуальные интересы и потребности в самоутверждении и самовыражении.
Детское самоуправление представляет собой необходимый компонент содержания учебно-воспитательного процесса. Посредством детского самоуправления создаются определённые условия, которые непосредственным образом способствуют непрерывному личностному росту ребёнка.
Детское самоуправление позволяет школьникам раскрыть и реализовать собственные творческие и организаторские способности, ощутить свою значимость и причастность к решению проблем школы.
Структуру детского самоуправления можно разделить на три уровня:
- ребёнок;
- ребёнок-класс;
- ребёнок-школа.
1 уровень дает возможность ребёнку раскрыться как личности, испытав на себе различные социальные роли. В рамках данной системы ролей у школьников формируется разнообразный опыт социальных отношений.
2 уровень предполагает деятельность органов детского самоуправления на уровне классного коллектива.
3 уровень предполагает самоуправление коллектива учащихся школы – школьное самоуправление.
Таким образом, необходимо заметить, что сущность детского самоуправления состоит в реальном участии детей в управлении делами класса и школы.
В качестве вывода можно резюмировать, что детское самоуправление даёт возможность школьникам:
- приобрести полезный опыт ведения предвыборной и выборной кампании;
- раскрыть и реализовать свои организаторские и творческие способности;
- ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем общеобразовательной организации.
Библиографический список
- Богуславский М.В. Детское движение в России: между прошлым и будущим. – Тверь: Золотая буква, 2007.
- Прутченков А.С., Калиш И.В., Новикова Т.Г. Организация ученического самоуправления в образовательном учреждении: региональные модели. – М., 2005.
- Тубельский А.Н. Формирование опыта демократической культуры поведения у школьников и учителей: Методическое пособие. – М., 2001.
Количество просмотров публикации: Please wait