СУЩНОСТЬ ДЕТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Ермолаева Екатерина Львовна1, Илюшина Елена Сергеевна1, Дубровин Никита Алексеевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В данной статье анализируется сущность детского самоуправления. Авторы характеризуют понятие детского самоуправления, определяют его цель, выделяют этапы его формирования в школе, а также уровни его структуры.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Ермолаева Е.Л., Илюшина Е.С., Дубровин Н.А., Гордеев К.С., Жидков А.А. Сущность детского самоуправления // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/05/44097 (дата обращения: 27.02.2024).

В настоящее время общеобразовательная организация выполняет не только функцию обучения, но также и функцию воспитания, социализации ребёнка. Школьники готовятся к тому, чтобы занять своё место в современном социуме. Крайне большую роль для социализации детей в школе играет детское самоуправление, которое является некоторой моделью взрослой, реальной ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений. Следовательно, ни родителям, ни педагогам не нужно недооценивать роль детского самоуправления в развитии ребёнка. Детское самоуправление позволяет включить ребёнка в ситуации, которые непосредственным образом формируют определённый образ социального поведения, и дают не только новые знания, но и способы осуществления деятельности.

А.Н. Тубельский определяет самоуправление в качестве одного из ключевых принципов деятельности школьного коллектива. Сущность самоуправления состоит в реальном участии детей в управлении делами общеобразовательной организации.  Процесс самоуправления предполагает, что его непосредственные органы не только обладают правами, но и несут реальную ответственность за свою деятельность [3].

По мнению М.В. Богуславского, сущность детского самоуправления состоит в том, что с его помощью дети получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация общеобразовательной организации, так и через собственную активность в управлении процессами внутри школы. Детское самоуправление делает жизнь в школе предметом активной совместной творческой деятельности всех её участников [1].

Участвуя в процессе детского самоуправления, школьники приобретают множество полезных навыков и привычек, знаний и умений. У детей формируются значимые черты характера и положительные нравственные качества.

Необходимо понимать, что сущность детского самоуправления состоит не в управлении одних детей другими школьниками, а в воспитании во всех детях основ демократических общественных отношений в обществе, управления собственной жизнью, распределения своего времени. Деятельность школьников в рамках детского самоуправления представляет собой способ социализации, самореализации школьников, а также инструмент защиты их прав, свобод и интересов в пределах школьной жизни.

Целью детского управления является реализация права детей на участие в управлении жизнью общеобразовательной организации с учётом их потребностей и интересов посредством приобретения опыта социального партнёрства и демократичного поведения.

А.С. Прутченков, И.В. Калиш, Т.Г. Новикова отмечают, что детское самоуправление как процесс формируется в три ключевых этапа.

1 этап – это этап воздействия, в рамках которого личность ребёнка получает определённое удовлетворение от опыта совместной творческой деятельности. Также в рамках этого этапа формируются активные группы.

2 этап – это этап взаимодействия, в рамках которого осуществляется пробуждение интересов личности к деятельности в сфере управления, непосредственно создание органов детского самоуправления.

3 этап – это этап совместного развития, который предполагает направленность на личность учащихся, а также создание интегративной целостной модели детского самоуправления [2].

В рамках детского самоуправления ребёнок получает возможность непосредственно влиять на содержание обучения, а также на процесс реализации локальных НПА общеобразовательной организации, удовлетворенность актуальные  интересы и потребности в самоутверждении и самовыражении.

Детское самоуправление представляет собой необходимый компонент содержания учебно-воспитательного процесса. Посредством детского самоуправления создаются определённые условия, которые непосредственным образом способствуют непрерывному личностному росту ребёнка.

Детское самоуправление позволяет школьникам раскрыть и реализовать собственные творческие и организаторские способности, ощутить свою значимость и причастность к решению проблем школы.

Структуру детского самоуправления можно разделить на три уровня:

-                   ребёнок;

-                   ребёнок-класс;

-                   ребёнок-школа.

1 уровень дает возможность ребёнку раскрыться как личности, испытав на себе различные социальные роли. В рамках данной системы ролей у школьников формируется разнообразный опыт социальных отношений.

2 уровень предполагает деятельность органов детского самоуправления на уровне классного коллектива.

3 уровень предполагает самоуправление коллектива учащихся школы – школьное самоуправление.

Таким образом, необходимо заметить, что сущность детского самоуправления состоит в реальном участии детей в управлении делами класса и школы.

В качестве вывода можно резюмировать, что детское самоуправление даёт возможность школьникам:

-                   приобрести полезный опыт ведения предвыборной и выборной кампании;

-                   раскрыть и реализовать свои организаторские и творческие способности;

-                   ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем общеобразовательной организации.


Библиографический список
  1. Богуславский М.В. Детское движение в России: между прошлым и будущим. – Тверь: Золотая буква, 2007.
  2. Прутченков А.С., Калиш И.В., Новикова Т.Г. Организация ученического самоуправления в образовательном учреждении: региональные модели. – М., 2005.
  3. Тубельский А.Н. Формирование опыта демократической культуры поведения у школьников и учителей: Методическое пособие. – М., 2001.


Все статьи автора «Ермолаева Екатерина Львовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: