Изобразительное искусство как предмет учебной деятельности является одним из самых древнейших видов человеческого искусства. Оно является также средством для выражения свих мыслей посредством использования наглядной формы. Изображение предметов, а также явлений и вещей окружающей нас среды при помощи рисунков и картин дают возможность для того, чтобы человек смог выстроить своё представление о них. Также изобразительное искусство как явление человеческого бытия является не только средством познания, но и средством обучения и воспитания. Вместе с уроками физической культуры, музыки и пения, оно активным образом влияет на то, что у личности происходит формирование духовного опыта.
К глубокому сожалению, достаточно полный анализ опыта учителей начальных классов показывает статистику, говорящую о том, что преподаванию, а также организации, проведению и анализу данного вида рабочей деятельности в настоящее время не уделяется внимания должным образом. Кроме этого, опыт передовых педагогических работников, показывает то, что такие занятия вполне могут выступать достаточно сильным средством для выполнения данной цели – эстетического воспитания обучающихся.
Таджикский академик М. Лутфуллоев считает, что в числе учебных предметов, которые преподаются в средней школе и имеют достаточно родственную связь с эстетическим воспитанием, ключевое место принадлежит непосредственным образом изобразительному искусству и труду, правильное и своевременное преподавание которых необходимо в младших классах школы среднего звена [1].
В своей книге «Актуальные проблемы современной педагогики» известный таджикский академик Ф. Шарифзаде говорит о переходе к информационному обществу, который заставляет задуматься о том, готовы ли выпускники образовательных организаций к своей дальнейшей жизни и к труду в современном обществе, то есть в реалиях настоящего времени [3].
Эти основные задачи в конечном счёте и ставятся перед такой учебной дисциплиной, как Изобразительное искусство. Так, искусство всегда было и будет оставаться одним из наиболее любимых увлечений для человечества. Ещё в самом начале появления человеческого общества, которое происходило в пещерах, где когда-то жили первобытные люди, точнее именно на стенах пещер, можно наблюдать огромное количество искусств, в которых были изображены предметы окружающего древних людей мира. Следует также отметить, что и искусство появилось гораздо раньше, чем письменность. Кроме этого, первые примеры письменности содержали в своей совокупности и рисунки, которые имеют такое название, как иероглифы. Изобразительное искусство в возрасте детей является одним из ключевых в своём значении видов интеллектуальной деятельности.
В.А. Сухомлинский также придавал ключевое значение дисциплине изобразительного искусства. В возрасте детей самым первый объект изобразительного искусства – это предметы природы, потому что природа о своей сути наиболее близка натуре ребёнка, ведь он видит красоту природы гораздо раньше, нежели красоту в других формах проявления. Эстетическая ценность среды природы наиболее удобным образом доступна процессу эстетического воспитания. Осознавая всю красоту природы, ребёнок со временем понимает всю её красоту и в совсем иных формах её эстетического проявления. Следовательно, этот период становления ребёнка необходимо использовать рациональным образом. Рисование различного рода природных вещей и явлений со временем осуществляет формирование настоящей любви к природе родного края, что по своей сути является также главнейшей причиной нахождения экологической культуры на высоком уровне. Миры растений и животных неповторимым образом красивы, и являются доступными для детского понимания [2].
Таким образом, изобразительное искусство является умственным освоением окружающей среды. С этого аспекта рассмотрения вопроса искусство представляет собой результат ознакомления с предметами и явлениями окружающей среды. Любой человек воспринимает предметы и явления окружающей среды по-своему, то есть индивидуально. И дети не являются исключением. У них также имеется свое видение предметов, а также явлений окружающей среды. Их возрастные особенности оставляют свой отпечаток в изобразительном искусстве. Для рационального использования изобразительного искусства в духовном развитии ребенка, нужно вооружить его методикой изобразительного искусства.
Так, по сути почти любым видом деятельности людей можно заниматься рациональным образом и при этом добиваться значительных результатов в этом деле. Но это представляется возможным лишь только в том случае усвоения техники, то есть технологии данного вида деятельности людей. Кроме этого, обучение различного рода элементам основ профессиональной культуры нужно осуществлять с детского возраста. С такой точки воззрения изобразительное искусство является своеобразным сочетанием формы и содержания. Здесь конечно же речь идёт о непосредственно форме и содержании вещей и явлений окружающего нас мира. Следовательно, сначала надо ознакомлять ребёнка с ключевыми средствами изобразительного искусства. Сознательное применение средств искусства ребенку даёт прекрасную возможность наиболее разумно и серьёзно относиться к изображению. Знание и умение в искусстве находится в прямой зависимости от усвоения техники изображении. Таким образом, основными средствами изобразительного искусства являются знание и умение использования каждого из данных видов средств, которые позволяют профессионально оформить изображение предмета искусства. Крайне важно с дидактической точки зрения, чтобы дети усваивали сущность и формы проявления средств и методов изобразительного искусства.
Вот почему так необходимо с психолого-педагогической точки зрения усвоение основ дисциплины изобразительного искусства, в частности, основ изображения.
С этой целью и осуществляется достаточно полное формирование эстетического осознания, эстетического отношения, эстетического вкуса и других аналогичных понятий эстетического характера.
Библиографический список
- Лутфуллоев, М.К. Возрождение педагогики Аджама / М.К. Лутфуллоев. – Душанбе: Дониш, 2017. – 150 с.
- Сухомлинский, В.А. О воспитании (Сост. и авт. вступит. очерков С.Соловейчик) / В.А. Сухомлинский – М.: Политиздат, 1985. – 270 с.
- Шарифзода, Ф.К. Педагогика: курс лекций/ Ф.К. Шарифзода, И.Х. Каримова. – Душанбе: Ирфон, 2018. – 284 с.