ЭТАПЫ И КРИТЕРИИ ПОИСКА И ВЫБОРА ПОСТАВЩИКА

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Дубровин Никита Алексеевич1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В данной статье характеризуются этапы и критерии поиска и выбора поставщика. Авторы выделяют два направления организации поиска и выбора поставщика, а также этапы организации данного процесса. Также в статье анализируются различные критерии поиска и выбора потенциального поставщика.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Жидков А.А., Илюшина Е.С., Ермолаева Е.Л., Дубровин Н.А. Этапы и критерии поиска и выбора поставщика // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/03/42104 (дата обращения: 22.02.2024).

Поиск и выбор необходимого поставщика – одна из наиболее значительных задач предприятия. Часто менеджеры недооценивают важность данного процесса, но эффективная работа предприятия напрямую от него зависит.

Существуют два основных направления организации поиска и выбора поставщика.

Первое направление заключается в выборе предприятием поставщика из числа тех поставщиков, которые уже работали с данными предприятием. То есть с этим поставщиком уже ранее были договорные отношения. Это в некоторой мере облегчает выбор предприятия, так как оно уже имеет прошлый опыт работ с данным поставщиком.

Второе направление является наиболее сложным для предприятия и состоит в поиске и выборе нового поставщика, что является комплексной и сложной работой. Специалисты по закупкам анализируют новый рынок, либо рынок, с которым предприятие уже работает. Для осуществления данной деятельности нужно много ресурсов и времени. Из этого можно сделать вывод, что лучше оценивать поставщиков, которые являются вполне реальными кандидатами к сотрудничеству.

Выбор поставщика является комплексным и сложным процессом, который состоит из определённых этапов.

Первый этап – это непосредственно поиск новых поставщиков. Поиск может осуществляться при помощи изучения различных материалов рекламного характера, посещения выставок и ярмарок, проведения тендеров, объявлений в СМИ, непосредственной переписки с потенциальными поставщиками.

Второй этап включает в себя анализ потенциальных поставщиков. Составленный специалистами перечень новых поставщиков анализируется на основании специально разработанных критериев. Количество разработанных критериев может достигать больше шестидесяти, но на практике часто критерии ограничиваются надёжностью поставок, качеством продукции и её приемлемой для предприятия ценой.

Для повышения уровня объективности выбора поставщика предприятия часто обращаются к специальным агентствам, которые готовят необходимую информацию о поставщиках. К такой информации относится чистая прибыль, финансовое положение, кредитоспособность, оборачиваемость, ликвидность и др.

В свою очередь, тендеры – это конкурсные торги, которые являются достаточно популярной и используемой формой поиска и выбора поставщиков. Тендеры проводят, когда планируется осуществить закупку на большую сумму, они выгодны, как предприятию, так и поставщикам. Поставщику удобно то, что он получает точную информацию об условиях работы с предприятием. Руководство предприятия, в свою очередь, имеет возможность выбрать наиболее подходящего поставщика и решает проблемы получения товара, который необходим для производства.

Конкурсные торги проводятся в рамках следующих этапов: реклама, разработка необходимой документации и её последующая публикация, приёмка и оценка тендерных предложений, подтверждение квалификации участников тендера, предложение и последующее присуждение контракта.

Также следует отметить, что наиболее важными критериями поиска и выбора потенциального поставщика являются следующие:

1.      Качество выпускаемой продукции и обслуживания покупателей.

2.      Географическое расположение.

3.      Степень осуществления затрат на хранение и доставку.

4.      Наличие резервных мощностей.

5.      Непосредственная цена продукции.

6.      Сроки и качество упаковки продукции.

7.      Выгодные условия и финансовая стабильность.

8.      Соответствие поставок финансовой стратегии предприятия, сроки выполнения экстренных и текущих поставок.

9.      Непосредственная готовность осуществлять поставку.

10.    Лидерство на рынке определённой продукции.

11.    Способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставленного оборудования.

12.    Конкурентные преимущества.

13.    Гибкость поставок, а также соблюдение существующего графика осуществления поставок.

14.    Готовность к длительному сотрудничеству.

15.    Информационные возможности.

16.    Опыт работы поставщика.

17.    Имидж, роль, репутация в рамках своей отрасли.

18.    Инвестиционная привлекательность поставщика.

19.    Психологический климат в трудовом коллективе поставщика.

20.    Оформление продукции.

21.    Кредитоспособность поставщика.

22.    Различные дополнительные услуги [2].

Установление системы критериев поиска и выбора потенциальных поставщиков зависит от финансовой стратегии каждого предприятия. Нужно также понимать то, что система критериев представляет собой динамичную и изменяющуюся систему.

Майклом Р. Линдерсом и Харольдом Е. Фироном предлагается другая шкала критериев: качество продукции, своевременность доставки, цена, обслуживание, повторные предложения по разработке продукции или услуги по снижению цены, техническая, инженерная и производственная мощности, оценка дистрибуторских возможностей, детальная оценка финансов и управления [3, c. 229].

Данная шкала применяется множеством иностранных предприятий при предварительном отборе потенциальных поставщиков определённых ресурсов.

Наиболее значимые критерии, на которых рекомендуется строить систему выбора поставщика: качество выпускаемой продукции, надёжность поставщика, приемлемая цена, непосредственное качество обслуживания, географическое местоположение, условия платежа.

Практика показывает, что в большинстве случаев данной системе критериев соответствуют одновременно несколько поставщиков. В этом случае необходимо их ранжировать, опираясь на влияние непосредственных контактов с представителями поставщиков.

Если говорить об источниках информации, в которых можно найти необходимую информацию о поставщиках во время их поиска и отбора, то они выглядят следующим образом.

Обычные источники информации – это торговые регистры, торговые журналы, каталоги, торговые представительства, сеть Интернет.

Торговые регистры являются источниками информации, в которых размещаются списки ключевых производителей материальных ресурсов. Туда включается информация об адресах их местоположения, филиалах, выпускаемой продукции, количестве отделений, месте в продажах, а также об их финансовом положении.

Торговые журналы содержат в себе рекламу, а также информацию о различных новых товаров, появляющуюся у поставщиков.

Каталоги в основном содержат информацию о перечне товаров, которые имеются в наличии у различных поставщиков, производственных источниках, средних ценах, предоставляемых поставщиками скидках, а также о различных выгодных предложениях.

Торговые представительства в некоторой мере наиболее значимыми источниками информации о поставщиках, качестве производимых ими материальных ресурсов. Они также содержат в себе информацию об общей ситуации на рынке снабжения.

Важное место среди источников информации о поставщиках занимает сеть Интернет. В настоящее время сеть Интернет в России всё чаще используется в качестве платформы для поиска поставщиков, а также потенциальных партнёров.

Критерии оценки и отбора поставщиков материальных ресурсов зависят от требований потребителей логистической системы и могут быть различными. [1, c. 129].


Библиографический список
  1. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 389 с.
  2. Сербин В.Д. Основы логистики / Учебное пособие.- Таганрог.: Изд-во ТРТУ. – 2019. – 484с.
  3. Управление закупками и поставками: Учебник для студентов вузов / М. Линдерс, Ф. Джонсон, А. Флинн, Г. Фирон; пер. с англ. М., 2017. 751 с.


Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: