РОЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

Жирных Марина Александровна
МБОУ "Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100"
воспитатель

Аннотация
На современном этапе вопросы нарушения общения ребенка с ДЦП со сверстниками, сложности адаптации в группе сверстников имеют огромное социальное значение. Для полноценного психического развития школьников с двигательными нарушениями актуален не только сам процесс общения с взрослым, особенно с родителями, но также важна и роль общения со сверстниками. Рассматривая в качестве субъектов общения и межличностного взаимодействия детей и подростков с ДЦП, следует выделить ряд особенностей. В статье рассматриваются особенности развития общения детей с ДЦП.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Жирных М.А. Роль внеурочной деятельности в формировании нравственных качеств младших школьников с ОВЗ // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/03/41140 (дата обращения: 25.02.2024).

На современном этапе развития образования основой работы педагога  при организации нравственного воспитания младшего школьника является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания» [Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондраков, В. А.  Тишков.- М.: Просвещение,  2014. – 24 с.].

1. Основные положения этой концепции представлены и в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее- ФГОС ОВЗ НОО). Данный документ рассматривает нравственные качества, которые должны быть воспитаны у младшего школьника.]. Одной из основных задач образования обучающихся с ОВЗ, на решение которой направлен ФГОС ОВЗ НОО, является: «…формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; формирование основ учебной деятельности» [ФГОС]. Наиболее сенситивным периодом для усвоения нравственных основ является младший школьный возраст, так как имеет большие возможности для систематической и последовательной реализации образовательного процесса

Авторы С.В. Баштырева, Ю.В. Науменко, П.Л. Трошин в своих исследованиях констатируют, что современный педагог должен владеть не только знанием методик преподавания предметов, но и владеть умениями нацелить свою деятельность на нравственное воспитание детей. В полной мере реализовать требования к нравственному воспитанию младших школьников, сформулированные во ФГОС ОВЗ НОО, позволяет внеурочная деятельность [].

Внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества.

Основной целью внеурочной деятельности является создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность [32].

Структура внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

  • учебный план образовательного учреждения;
  • дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
  • классное руководство.

Внеурочная деятельность учащихся включает в себя все виды деятельности учащихся, кроме учебной, которые решают вопросы воспитания и социализации. Одним из пяти направлений основным является духовно-нравственное, которое способствует решению задач нравственного воспитания и обеспечивает развитие общекультурных интересов [Григорьева, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение,   2010.- 178 с.].

Содержание внеурочной деятельности соответствует 5 направлениям формирования нравственной культуры младшего школьника:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма.
  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
  3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
  4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
  5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному.

В основе нравственного воспитание заложены следующие  принципы:

1. Принцип ориентации на идеал.

2. Аксиологический принцип.

3. Принцип следования нравственному примеру.

4.  Принцип диалогического общения.

5. Принцип идентификации.

6.  Принцип полисубъектности воспитания.

7. Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем.

 

2.    Принцип системно-деятельностной организации воспитания. [Адамова,  А. Г., О путях нравственного воспитания молодого поколения [Текст] А. Г. Адамова,  С. Т Шацкий С.Т. // Совершенствование педагогического процесса в условиях модернизации системы образования в России. –2005. – № 4 (72).- С. 192–196.].

Внеурочная деятельность является фактором формирования нравственных качеств  младших школьников с ОВЗ и выступает как ведущая основа формирования их духовно-нравственной воспитанности. По сравнению с учебной деятельностью, внеурочная имеет расширенное временное пространство и обеспечивает включение большего числа участников того или иного вида деятельности. Также, внеурочная деятельность обладает (при определенных условиях) большими  возможностями, так как предоставляет целью несколько сфер деятельности младших школьников, где школьники могут быть успешными, где они имеют возможность заниматься самовоспитанием, в соответствии со своей шкалой ценностей.

Таким образом, для формирования нравственных качеств у младших школьников с ОВЗ необходимо создание педагогических условий для осуществления процесса духовно-нравственное развития. Одним из основных условий является духовно-нравственное воспитание, которое формирует нравственные качества личности.

Процесс развития нравственных качеств осуществляется в различных формах с помощью разнообразных методов и средств.

Виды внеурочной деятельности, используемые в духовно-нравственном воспитании младших школьников с ОВЗ разнообразны и классифицируются  по разным основаниям:

По формам организации: ученическое самоуправление, объединения детей по интересам и др.

По числу участников: массовые, групповые и индивидуальные.

Рассмотрим подробно возможности различных направлений внеурочной деятельности в решении задач формирования нравственных качеств младших школьников [Григорьева]:

Познавательная деятельность. Развивающие занятия направлены на формирование и приобретение социальных знаний и позитивного отношения к базовым национальным ценностям. В этом направлении актуальными являются детские исследовательские проекты, внешкольные акции (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны), направленные на приобретение учащимися социально-значимых знаний гуманитарной, экологической, здоровьесберегающей направленности.

Познавательные экскурсии, организуемые в рамках существующей в каждом классе программы экскурсионной деятельности, направлены не только на развитие познавательных интересов школьников, но и на приобщение их к культурным ценностям прошлого и настоящего, воспитание ценностного отношения к культуре и истории нашей страны.

Проблемно-ценностное общение. Цикл этических бесед, регулярно проводимый для учеников младших классов, направлен на воспитание ответственного поведения ребенка в школе; на развитие представлений школьников о добре и зле, на воспитание их ценностного отношения к людям, к жизни вообще, на освоение детьми правил современного этикета; на формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции, воспитание любви к Родине, преданности своему Отечеству, стремления служить его интересам и готовности к его защите.

Игровая деятельность. Подвижные игры средней и малой подвижности на переменах, прогулке в группе продленного дня – организуемая игровая деятельность позволяет формировать интерес к истории народных игр, воспитывать культуру совместно выполняемых двигательных упражнений, чувство коллективизма, расширять кругозор учащихся.

Трудовая деятельность. Дежурство по школе и классу, индивидуальные и коллективные поручения, организуемые в школе, формируют у воспитанников опыт самостоятельного общественного действия, позитивное отношение к труду как базовой ценности. Общественно-полезная деятельность совместно с родителями и педагогами школы, направленная на преобразование окружающей действительности, сезонные субботники по уборке школьной территории, шефство над братской могилой становятся основой духовно-нравственных качеств личности младшего школьника.

Художественное творчество. Данное направление внеурочной деятельности предполагает не только знакомство с азами ручного труда разработку и реализацию воспитанниками индивидуальных проектов, но и воспитание уважительного отношения к труду, духовно-нравственное развитие и воспитание школьников через организацию социально ориентированных акций, например, «Мы дарим Добро».

Спортивно-оздоровительная деятельность. Занятия по программам данного направления внеурочной деятельности направлены на воспитание высоконравственных и волевых качеств личности ученика начальной школы, на физическое развитие и оздоровление школьников, воспитание у них силы воли, ответственности, чувства уважения к другим людям [Григорьва].

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что внеурочная деятельность важна в процессе формирования нравственных качеств, так как способствует более  глубокому  глубоко воспитывать нравственные качества младших школьников.

Существует широкий спектр  методов и средств, которые педагоги  могут использовать в своей работе, создавая условия для формирования нравственных качеств младших школьников.

На наш взгляд наиболее эффективным средством воспитания нравственных качеств младших школьников является внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность важна в процессе развития нравственных качеств. Так как во внеурочной деятельности, возможно, более глубоко воспитывать нравственные качества младших школьников, раскрыть детям смысл этих качеств, например, на основе каких – либо произведений. При правильном выборе педагогических условий можно наблюдать за положительным влиянием  данных  занятий на духовный мир ребенка.

3. Программа духовно-нравственного развития (или нравственного развития), указанная в приложениях NN 1 – 8 к настоящему Стандарту, воспитания обучающихся с ОВЗ при получении НОО (далее – программа духовно-нравственного (нравственного) развития) должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного (нравственного) развития обучающихся с ОВЗ в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе организации, семьи и других институтов общества.


Библиографический список
  1. Адамова,  А. Г., О путях нравственного воспитания молодого поколения [Текст] А. Г. Адамова,  С. Т Шацкий С.Т. // Совершенствование педагогического процесса в условиях модернизации системы образования в России. –2005. – № 4 (72).- С. 192–196.
  2. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондраков, В. А.  Тишков.- М.: Просвещение,  2014. – 24 с.
  3. Григорьева, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение,   2010.- 178 с.
  4. Баштырева С.В. Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 527-529.
  5. Ю.В.Науменко, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г.Волгоград Разработка программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ОВЗ // Управление начальной школой. – 2015. №8.
  6. Трошин П.Л. Методы формирования нравственности у детей с ограниченными возможностями здоровья // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 54.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)


Все статьи автора «Жирных Марина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: