СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Дубровин Никита Алексеевич1, Грибина Галина Александровна1, Жидков Алексей Андреевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Воронцов Александр Максимович1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В данной статье анализируется структура профессиональной педагогической компетентности педагога. Рассматривается понятие профессиональной педагогической компетентности, выделяются её признаки. Также авторы статьи характеризуют виды педагогической компетентности и стадии формирования и развития профессиональной педагогической компетентности.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Дубровин Н.А., Грибина Г.А., Жидков А.А., Гордеев К.С., Воронцов А.М. Структура профессиональной педагогической компетентности // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/02/40298 (дата обращения: 06.11.2024).

Проблема определения структуры профессионально педагогической компетентности в настоящее время вызывает много дискуссий и является достаточно актуальной. Сегодня ещё  не выработано единого подхода к определению понятия профессиональной педагогической компетентности. Исследователь В.А. Адольф определяет её в качестве сложного образования, которое включает в себя комплекс знаний, умений, свойств и личностных качеств, обеспечивающих оптимальность, эффективность и вариативность организации образовательного [1, с. 67].

Ключевыми признаками профессиональной педагогической компетентности можно считать следующие:

-                   наличие знаний для осуществления эффективной педагогической деятельности, понимание значения этих теоретических знаний для практики;

-                   качественное выполнение профессиональных задач;

-                   владение коммуникативными навыками;

-                   владение операционными навыками;

-                   творческий подход к работе;

-                   умение оперативно разрешать возникающие в ходе образовательного процесса проблемы;

-                   способность педагога поддерживать собственный профессиональный  уровень квалифицированной подготовки.

В.Ю. Кричевский выделяет четыре типа профессиональной педагогической компетентности:

-                   социальная компетентность, которая непосредственно предполагает наличие интегративных и коммуникативных навыков;

-                   интеллектуальная компетентность, которая выражается в навыках аналитического мышления и осуществления комплексного подхода к выполнению профессиональных задач;

-                   функциональная компетентность, которая характеризуется профессиональными теоретическими знаниями и навыками их реализации на практике.

-                   ситуативная компетентность, которая даёт возможность педагогу действовать в соответствии со сложившейся ситуацией [3].

С.А. Дружилов выделяет четыре ключевые стадии, которые характеризуют становление профессиональной педагогической компетентности в процессе профессионального обучения и последующей профессиональной деятельности.

Первая стадия – это бессознательная некомпетентность. У будущего педагога ещё нет необходимых знаний, умений и навыков, и он не знает, об их отсутствии.

Вторая стадия – это сознательная некомпетентность. Будущий педагог понимает, что ему не хватает профессиональных знаний, умений, навыков

По мнению исследователя тут вероятны два исхода:

-                   возникновение у педагога чувства неуверенности в себе, психологического дискомфорта, что мешает дальнейшей профессиональной подготовке;

-                   осознание преподавателем своих ошибок и недочётов, что непосредственно способствует повышению его мотивации к дальнейшему профессиональному обучению и развитию собственной личности и профессионального мастерства.

Третья стадия – это сознательная компетентность. Будущий педагог уже знает содержание собственных профессиональных знаний, умений и навыков и может их эффективно использовать на практике.

Четвёртая стадия – бессознательная компетентность. В рамках данной стадии профессиональные умения и навыки полностью интегрированы, встроены в бессознательное поведение преподавателя, профессионализм является частью личности педагога [2].

Тем самым, рассматривая подходы к определению структуры и содержания профессиональной педагогической компетентности, создаются предпосылки для её формирования как в условиях профессиональной подготовки, так и в процессе самообразования уже в условиях профессионально – педагогической деятельности.


Библиографический список
  1. Адольф, В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: монография. – Красноярск, 1998.
  2. Дружилов, С.А. Обучение и стадии профессиональной компетентности I Непрерывное образование как условие развития творческой личности: сборник трудов Фестиваля педагогического творчества. – Новокузнецк, 2001.
  3. Кричевский, В.Ю. Профессиограмма директора школы II Проблемы повышения квалификации руководителей школ. – М., 1987.


Все статьи автора «Дубровин Никита Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: