Проблема определения структуры профессионально педагогической компетентности в настоящее время вызывает много дискуссий и является достаточно актуальной. Сегодня ещё не выработано единого подхода к определению понятия профессиональной педагогической компетентности. Исследователь В.А. Адольф определяет её в качестве сложного образования, которое включает в себя комплекс знаний, умений, свойств и личностных качеств, обеспечивающих оптимальность, эффективность и вариативность организации образовательного [1, с. 67].
Ключевыми признаками профессиональной педагогической компетентности можно считать следующие:
- наличие знаний для осуществления эффективной педагогической деятельности, понимание значения этих теоретических знаний для практики;
- качественное выполнение профессиональных задач;
- владение коммуникативными навыками;
- владение операционными навыками;
- творческий подход к работе;
- умение оперативно разрешать возникающие в ходе образовательного процесса проблемы;
- способность педагога поддерживать собственный профессиональный уровень квалифицированной подготовки.
В.Ю. Кричевский выделяет четыре типа профессиональной педагогической компетентности:
- социальная компетентность, которая непосредственно предполагает наличие интегративных и коммуникативных навыков;
- интеллектуальная компетентность, которая выражается в навыках аналитического мышления и осуществления комплексного подхода к выполнению профессиональных задач;
- функциональная компетентность, которая характеризуется профессиональными теоретическими знаниями и навыками их реализации на практике.
- ситуативная компетентность, которая даёт возможность педагогу действовать в соответствии со сложившейся ситуацией [3].
С.А. Дружилов выделяет четыре ключевые стадии, которые характеризуют становление профессиональной педагогической компетентности в процессе профессионального обучения и последующей профессиональной деятельности.
Первая стадия – это бессознательная некомпетентность. У будущего педагога ещё нет необходимых знаний, умений и навыков, и он не знает, об их отсутствии.
Вторая стадия – это сознательная некомпетентность. Будущий педагог понимает, что ему не хватает профессиональных знаний, умений, навыков
По мнению исследователя тут вероятны два исхода:
- возникновение у педагога чувства неуверенности в себе, психологического дискомфорта, что мешает дальнейшей профессиональной подготовке;
- осознание преподавателем своих ошибок и недочётов, что непосредственно способствует повышению его мотивации к дальнейшему профессиональному обучению и развитию собственной личности и профессионального мастерства.
Третья стадия – это сознательная компетентность. Будущий педагог уже знает содержание собственных профессиональных знаний, умений и навыков и может их эффективно использовать на практике.
Четвёртая стадия – бессознательная компетентность. В рамках данной стадии профессиональные умения и навыки полностью интегрированы, встроены в бессознательное поведение преподавателя, профессионализм является частью личности педагога [2].
Тем самым, рассматривая подходы к определению структуры и содержания профессиональной педагогической компетентности, создаются предпосылки для её формирования как в условиях профессиональной подготовки, так и в процессе самообразования уже в условиях профессионально – педагогической деятельности.
Библиографический список
- Адольф, В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: монография. – Красноярск, 1998.
- Дружилов, С.А. Обучение и стадии профессиональной компетентности I Непрерывное образование как условие развития творческой личности: сборник трудов Фестиваля педагогического творчества. – Новокузнецк, 2001.
- Кричевский, В.Ю. Профессиограмма директора школы II Проблемы повышения квалификации руководителей школ. – М., 1987.