В военных вузах в настоящее время актуальной проблемой считается подготовка выпускников к эффективной профессиональной деятельности. В этом аспекте предпринимаются следующее: привлечение войсковых офицеров к подготовке курсантов, увеличение времени на практику и стажировку, расширение заочных форм обучения, усиление зависимости карьерного роста офицеров от результатов практической деятельности и др.
Для решения данной проблемы в военной педагогике определен военно-педагогический процесс, разработана многоуровневая методология, сформированы положения компетентностного и личностно-социально-деятельностного подходов. Но вместе с тем, практика показывает, что предпринятые действия не могут обеспечить необходимый уровень готовности курсантов к профессиональной готовности, соответствующей современным потребностям. Таким образом, необходим поиск путей повышения эффективности процесса формирования профессиональной готовности курсантов военных вузов. На наш взгляд создание необходимых психолого-педагогических условий может решить данную проблему в полной мере.
А. А. Довганенко отмечает, что повышение эффективности профессиональной готовности курсантов реализуется в проведении различных видов занятий, которые имеют разную направленность (Рис.1)
Рисунок 1 –Основные направления повышения профессиональной готовности студентов
В.С. Емец утверждает, что эффективное обучение тактике можно достичь путём выработки и развития следующих профессиональных способностей:
–мыслить и действовать в условиях ограниченного лимита времени, огромных физических и психологических нагрузок;
–принимать решения связанные с риском для жизни подчинённых;
– управлять подчинёнными в условиях сложных и неожиданных ситуаций;
–осваивать знания, умения и навыки профессиональной деятельности;
–анализировать и обобщать данные и информацию;
– достигать успех в бою;
–доводить начатое дело до конечного (положительного) результата;
–выявлять и решать внезапно возникающих ситуационных задач.
М. М. Арсланбеков отмечает, что для эффективной психолого-педагогической подготовки курсантов в военном вузе очень важным является аспект создания соответствующей мотивации.
Мотивацию, направленную на освоение психолого-педагогических знаний и умений, необходимо формировать следующими способами, которые представлены в Таблице 1.
Таблица 1. Способы формирования профессиональной готовности курсантов
Среди эффективных путей формирования профессиональной готовности курсантов отмечают поэтапное использование форм и методов, которое основывается на психолого-педагогическом воздействии в совокупности с методами морального стимулирования.
Эффективным путём формирования у курсантов мотивации к занятиям по тактике, будет являться поэтапное использование форм и методов, в основе которых лежит психолого-педагогическое воздействие с методами морального стимулирования. Собственно психолого-педагогическое воздействие заключается в том, что преподаватель, используя в процессе обучения ряд способов и методов, и применяя примеры из личного опыта профессиональной деятельности, будет способствовать развитию мотивации курсантов к обучению, формированию профессиональной готовности и выработке необходимых профессиональных качеств курсантов.
В процессе формирования профессиональной готовности курсантов военного вуза решаются следующие задачи, представленные на Рис. 2
Рисунок 2 –Основные задачи формирования профессиональной готовности курсантов
В ходе решения вышеуказанных задач психолого-педагогической направленности курсанты вырабатывают и совершенствуют способности, необходимые для профессиональной деятельности в будущем.
В процессе формирования профессиональной готовности курсантов целесообразно использовать учебные практики и войсковую стажировку, включающие изучение специфических особенностей, исполнение курсантами различных должностей (командира отделения, заместителя командира взвода, командира взвода, командира роты). Все вышеперечисленные направления деятельности способствуют усилению мотивации формирования профессиональных навыков и способствуют приобретению практического опыта по выполнению профессиональных обязанностей в войсках.
Для формирования профессиональной готовности курсантов необходимо создание следующих мероприятий: организация учебных практик и войсковой стажировки; внедрение курсантов в реальную профессиональную деятельность воинских подразделений; включение курсантов в подготовку и проведение различных видов занятий; включение в руководство воинскими коллективами. В процессе участия в этих мероприятиях курсанты получат возможность применения в практической деятельности полученных профессиональных знаний, умений и навыков.
Анализ литературы по проблеме исследования позволяет нам определить психолого-педагогические условия формирования профессиональной готовности курсантов высших учебных заведений (Рис. 3).
Рисунок 3 – Психолого-педагогические условия формирования профессиональной готовности курсантов высших учебных заведений
Таким образом, основой формирования профессиональной готовности курсантов военного вуза выступают рассмотренные выше психолого-педагогические условия и практическая подготовка, представляющая собой организованную в рамках образовательного процесса военного вуза деятельность курсантов по решению учебно-профессиональных задач, соответствующих по уровню сложности, содержанию и условиям решения осваиваемой в настоящий момент профессиональной роли.
Библиографический список
-
Арсланбеков, М.М. Организация психолого-педагогической подготовки курсантов военных вузов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2017. – № 43-2.
-
Барабанщиков, А. В. Азы военной психологии и педагогики [Текст] / А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, Н.Ф. Феденко.- М.: Просвещение, 1988. – 269 с.
-
Довганенко, А.А. Военно-профессиональная подготовка курсантов – будущих офицеров – воспитателей в военном вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2008.
-
Емец B.C. Улучшение педагогической системы формирования профессионально-ценностных ориентаций у курсантов образовательных учреждений ФСБ России пограничного профиля: Дис. д-ра пед. наук. М., 2007.
-
Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие. – М., 2006.
-
Катаева, М.Л. Организация профессиональной деятельности в процессе подготовки будущего учителя в педагогическом колледже. – Пермь, 2007.
-
Немова, А.С. Использование тренинговых технологий в обучении / А.С. Немова, М.В. Мащенко // Материалы V Международной студенческой электронной науч. конф. «Студенческий научный форум», 2013.
-
Зеер, Э.Ф., Заводчиков Д. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем / Высшее образование в России. 2007. -№11.
-
Масягин, В.П. Военно-профессиональная подготовка офицеров ВМФ России: Учебно-методическое пособие. Калининград: БГАРФ, 2002.-62с.