ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Николаев Сергей Александрович
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
магистрант

Аннотация
В статье дается обоснование психолого-педагогических условий формировании профессиональной готовности курсантов высших учебных заведений. Автор определил основные направления формирования профессиональной готовности курсантов и их содержание.
В статье предлагаются способы формирования профессиональной готовности и их основные условия.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Николаев С.А. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной готовности курсантов военного вуза // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/02/39617 (дата обращения: 24.02.2024).

В военных вузах в настоящее время актуальной проблемой считается подготовка выпускников к эффективной профессиональной деятельности. В этом аспекте предпринимаются следующее: привлечение войсковых офицеров к подготовке курсантов, увеличение времени на практику и стажировку, расширение заочных форм обучения, усиление зависимости карьерного роста офицеров от результатов практической деятельности и др.

Для решения данной проблемы в военной педагогике определен военно-педагогический процесс, разработана многоуровневая методология, сформированы положения компетентностного и личностно-социально-деятельностного подходов. Но вместе с тем, практика показывает, что предпринятые действия не могут обеспечить необходимый уровень готовности курсантов к профессиональной готовности, соответствующей современным потребностям. Таким образом, необходим поиск путей повышения эффективности процесса формирования профессиональной готовности курсантов военных вузов. На наш взгляд создание необходимых психолого-педагогических условий может решить данную проблему в полной мере.

А. А. Довганенко отмечает, что повышение эффективности профессиональной готовности курсантов реализуется в проведении различных видов занятий, которые имеют разную направленность (Рис.1)

Рисунок 1 –Основные направления повышения профессиональной готовности студентов

В.С. Емец утверждает, что эффективное обучение тактике можно достичь путём выработки и развития следующих профессиональных способностей:

–мыслить и действовать в условиях ограниченного лимита времени, огромных физических и психологических нагрузок;

–принимать решения связанные с риском для жизни подчинённых;

– управлять подчинёнными в условиях сложных и неожиданных ситуаций;

–осваивать знания, умения и навыки профессиональной деятельности;

–анализировать и обобщать данные и информацию;

– достигать успех в бою;

–доводить начатое дело до конечного (положительного) результата;

–выявлять и решать внезапно возникающих ситуационных задач.

М. М. Арсланбеков отмечает, что для эффективной психолого-педагогической подготовки курсантов в военном вузе очень важным является аспект создания соответствующей мотивации.

Мотивацию, направленную на освоение психолого-педагогических знаний и умений, необходимо формировать следующими способами, которые представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Способы формирования профессиональной готовности курсантов


Среди эффективных путей формирования профессиональной готовности курсантов отмечают поэтапное использование форм и методов, которое основывается на психолого-педагогическом воздействии в совокупности с методами морального стимулирования.

Эффективным путём формирования у курсантов мотивации к занятиям по тактике, будет являться поэтапное использование форм и методов, в основе которых лежит психолого-педагогическое воздействие с методами морального стимулирования. Собственно психолого-педагогическое воздействие заключается в том, что преподаватель, используя в процессе обучения ряд способов и методов, и применяя примеры из личного опыта профессиональной деятельности, будет способствовать развитию мотивации курсантов к обучению, формированию профессиональной готовности и выработке необходимых профессиональных качеств курсантов.

В процессе формирования профессиональной готовности курсантов военного вуза решаются следующие задачи, представленные на Рис. 2

Рисунок 2 –Основные задачи формирования профессиональной готовности курсантов

В ходе решения вышеуказанных задач психолого-педагогической направленности курсанты вырабатывают и совершенствуют способности, необходимые для профессиональной деятельности в будущем.

В процессе формирования профессиональной готовности курсантов целесообразно использовать учебные практики и войсковую стажировку, включающие изучение специфических особенностей, исполнение курсантами различных должностей (командира отделения, заместителя командира взвода, командира взвода, командира роты). Все вышеперечисленные направления деятельности способствуют усилению мотивации формирования профессиональных навыков и способствуют приобретению практического опыта по выполнению профессиональных обязанностей в войсках.

Для формирования профессиональной готовности курсантов необходимо создание следующих мероприятий: организация учебных практик и войсковой стажировки; внедрение курсантов в реальную профессиональную деятельность воинских подразделений; включение курсантов в подготовку и проведение различных видов занятий; включение в руководство воинскими коллективами. В процессе участия в этих мероприятиях курсанты получат возможность применения в практической деятельности полученных профессиональных знаний, умений и навыков.

Анализ литературы по проблеме исследования позволяет нам определить психолого-педагогические условия формирования профессиональной готовности курсантов высших учебных заведений (Рис. 3).


Рисунок 3 – Психолого-педагогические условия формирования профессиональной готовности курсантов высших учебных заведений

Таким образом, основой формирования профессиональной готовности курсантов военного вуза выступают рассмотренные выше психолого-педагогические условия и практическая подготовка, представляющая собой организованную в рамках образовательного процесса военного вуза деятельность курсантов по решению учебно-профессиональных задач, соответствующих по уровню сложности, содержанию и условиям решения осваиваемой в настоящий момент профессиональной роли.


Библиографический список
  1. Арсланбеков, М.М. Организация психолого-педагогической подготовки курсантов военных вузов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2017. – № 43-2.
  2. Барабанщиков, А. В. Азы военной психологии и педагогики [Текст] / А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, Н.Ф. Феденко.- М.: Просвещение, 1988. – 269 с.
  3. Довганенко, А.А. Военно-профессиональная подготовка курсантов – будущих офицеров – воспитателей в военном вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2008.
  4. Емец B.C. Улучшение педагогической системы формирования профессионально-ценностных ориентаций у курсантов образовательных учреждений ФСБ России пограничного профиля: Дис. д-ра пед. наук. М., 2007.
  5. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие. – М., 2006.
  6. Катаева, М.Л. Организация профессиональной деятельности в процессе подготовки будущего учителя в педагогическом колледже. – Пермь, 2007.
  7. Немова, А.С. Использование тренинговых технологий в обучении / А.С. Немова, М.В. Мащенко // Материалы V Международной студенческой электронной науч. конф. «Студенческий научный форум», 2013.
  8. Зеер, Э.Ф., Заводчиков Д. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем / Высшее образование в России. 2007. -№11.
  9. Масягин, В.П. Военно-профессиональная подготовка офицеров ВМФ России: Учебно-методическое пособие. Калининград: БГАРФ, 2002.-62с.


Все статьи автора «oksana751»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: