ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кайнова Татьяна Васильевна
Кемеровский государственный университет

Аннотация
В статье рассматриваются возможности театрализованной деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Автор статьи указывает методики для исследования речи старших дошкольников и приводит результаты диагностики.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Кайнова Т.В. Возможности применения театрализованной деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/12/47582 (дата обращения: 21.02.2024).

Овладение родным языком, развитие речи  является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» [1].

Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; выделять звуки в словах; у ребенка складываются предпосылки к грамотности [8].

В решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста значительный вклад внесли Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, М. М. Конина, Э. П. Короткова, А. А. Леонтьев, А. М. Леушина Л. А. Пеньевская, С. Л. Рубинштейн, О. И. Соловьева, Е. И. Тихеева, Л. Н. Толстой,  К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина, В. Щерба, Д. Б. Эльконин и другие.

Психологи Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, в своих работах констатируют тесную связь  связной речи с речевым воспитанием детей [1;4;7].

В работе «Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста» В. С. Мухина говорит о том, что «формирование активной речи служит основой для всего психического развития ребенка» [5].

По мнению исследователей Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. В. Филичевой формирование регулирующей функции речи взаимосвязано с:  «развитием целенаправленного поведения, с развитием внутренней речи и возможности программированной интеллектуальной деятельности» [2;3].

В исследованиях отечественного психолога Г. Л. Розенгард-Пупко указывается, что: «Речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия. Без языка, например, выделение фигуры из фона было бы задержано. В предметной деятельности происходит развитие восприятия. Никакое развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные признаки предмета. Важно выделение в предмете свойств, которые ориентируют предметные действия. Происходит выделение пространственных отношений между предметами, что также важно для осуществления предметных действий» [6].

Многие исследователи указывают на связь между речевой недостаточностью и особенностью психического развития ребенка.  Например, Е. М. Мастюкова констатирует: «У ребенка с общим недоразвитием речи, наряду с патологией формирования всех ее сторон, могут отмечаться отклонения в его психическом развитии, темп его психического развития может замедлиться, развитие гностических мыслительных процессов, эмоционально волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом может проходить аномально» [3].

Таким образом, речь играет важную роль в психическом развитии ребенка.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. В связи с этим важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. По нашему мнению, в качестве ведущего средства, можно использовать театрализованную деятельность, так как она способствует развитию речи, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков и развитию ребенка в целом.

Экспериментальное исследование проводилось с целью изучения возможностей театрализованной деятельности в  развитии речи старших дошкольников.  Респондентами явились 24 дошкольника в возрасте 5-6 лет.

Для исследования уровня  развития речи старших дошкольников мы использовали следующие методики: Методика обследования импрессивной речи детей, методика диагностики состояния фонематических компонентов речи (устная речь) (Е. С. Зайцева, В. К. Шептунова); методика диагностики уровня речевого развития дошкольников 6 – 7лет (Безрукова О.А., Каленкова О.Н.).

Результаты исследования импрессивной речи следующие: высокий уровень выявлен у  5 (21%) испытуемых; средний уровень выявлен у 9 (38%) испытуемых; низкий уровень выявлен у 8 (33%) испытуемых; очень низкий уровень показали 2 (8%) испытуемых. Испытуемые показали средний уровень развития компонентов «пассивный словарь», «словоизменение», «понимание словосочетаний и предложений» и «понимание связной речи». Низкий уровень развития компонента «словообразование».

Результаты исследования развития фонематических компонентов речи следующие: 3 (13%) испытуемых с высоким уровнем фонематических компонентов речи; со средним уровнем развития фонематических компонентов речи выявлено 9 (38%) испытуемых;  с низким уровнем развития фонематических компонентов речи выявлено 11 (46%) испытуемых;

очень  низкий уровень развития фонематических компонентов выявлен у 1 (5%) испытуемого.

Результаты исследования уровня речевого развития старших дошкольников следующие: высокий уровень речевого развития выявлен у 3(13% ) испытуемых; средний уровень речевого развития выявлен у 11(46%) испытуемых; низкий уровень выявлен у 8 (33%) испытуемых; очень низкий уровень речевого развития выявлен у 2 (8%) испытуемых. Испытуемые показали средний уровень следующих параметров речевого развития «сформированность лексической системности», «грамматическая компетенция» и «сформированность связного речевого высказывания (текстовой деятельности)»; низкий уровень выявлен по параметру «Фонологические навыки и умения».

Таким образом, речь детей старшего дошкольного возраста характеризуется средним уровнем импрессивной речи, который проявляется  трудностях общения, в трудностях понимания словесных инструкций. Средним уровнем сформированность лексической системности, грамматической компетенции, фонологических навыков и умений и сформированности связного речевого высказывания (текстовой деятельности). Низким уровнем фонематических компонентов речи, который проявляется нарушениях слоговой структуры даже простых по структуре словах

Для развития речи детей старшего дошкольного возраста была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа. Программа направленна на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности и отличается практико-ориентированным, деятельностным характером. Направления программы реализуются через следующие формы: инсценировки, проигрывание речевых и пластических этюдов, элементы психогимнастки, работу с произведениями малых художественных и других форм литературного творчества, просмотры видеороликов и видеопрезентаций, инсценировки песен, придумывание историй, решение проблемных ситуаций, игры с движением, ролевые диалоги,  пантомимы, упражнения на воображение, тематические досуги, костюмированные праздники и многое другое. В ходе реализации программы у дошкольников функционируют и развиваются обе языковые функции – экспрессивная и коммуникативная. Таким образом, ознакомление старших дошкольников с различными видами театра и непосредственное участие их в театрализованной деятельности ведет к активизации речевого высказывания детей за счет комплексного аффективно-коммуникативного воздействия.

С целью отслеживания эффективности коррекционно-развивающей программы нами был проведено контрольное исследование с применением методик констатирующего этапа. Мы выявили, что у старших дошкольников в процессе коррекционно-развивающей работы с использованием театрализованной деятельности  отмечается положительная динамика в развитии речи. Дети старшего дошкольного возраста  стали чаще проявлять инициативу в общении, делиться впечатлениями со сверстниками и активно задавать вопросы. Общение стало носить ситуативный характер. Дошкольники стали более ясно и последовательно выражать свои мысли и пользоваться формами речевого этикета. В речи детей присутствует полнота лексики текста.

Полученные результаты свидетельствуют, что апробированная нами  коррекционно-развивающая программа, с использованием театрализованной деятельности, направленная на  развитие речи детей старшего дошкольного возраста эффективна.


Библиографический список
  1. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 2004. –  321 с.
  2. Жукова, Н. С. Формирование устной речи  [Текст] / Н. С. Жукова. – М.: Эскмо, 1994. – 308 с.
  3. Жукова Н. С. ЛОГОПЕДИЯ. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: Кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. –320 с.
  4. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1969. – 214 с.
  5. Мухина В. С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста [Текст] // Возрастная и педагогическая психология. – М.: 1973. – 145 с.
  6. Розенгарт-Пупко, Г  Л. Формирование речи у детей раннего возраста [Текст] / Г. Л. Розенгард-Пупко. – Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. – 96 с.
  7. Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи [Текст] //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 560с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013.


Все статьи автора «oksana751»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: