Создание альтернативных и вариативных форм дошкольного образования направлено на повышение его доступности и охвата, создание благоприятных условий для детей разных возрастных групп в получении воспитания, обучения, образования, присмотра и ухода, обеспечение равных возможностей при поступлении в школу.
Традиционная форма дошкольного образования (детский сад полного дня) сменяется альтернативными, различающиеся временными режимами посещения. Такие формы ДОУ, создаются для обеспечения всестороннего развития дошкольников и их социализации [3].
Вариативные формы дошкольных учреждений – это вариации образовательных дошкольных учреждений, представляющие собой государственные или муниципальные структурные единицы системы дошкольного образования. Вариативные формы дошкольных учреждений осуществляют образовательную деятельность и реализуют общеобразовательные программы дошкольного образования.
Разделяют следующие виды вариативных форм дошкольных учреждений:
- группы кратковременного пребывания;
- центр игровой поддержки ребенка;
- консультативный пункт;
- лекотеки;
- группы ранней помощи и семейного детского сада (семейная воспитательная группа).
В таких формах дошкольных учреждений дети в зависимости от состояния и возможностей здоровья могут прибывать в разных по времени режимах. Для оптимизации системы дошкольного образования, кроме вариативных форм, популяризируются и альтернативные формы дошкольных учреждений.
Альтернативные формы дошкольных учреждений – это негосударственные (частные), нетрадиционные формы реализация дошкольных воспитательных и образовательных услуг. Альтернативные формы дошкольных учреждений, предоставляют услуги для детей, которые не ходят в дошкольные образовательные учреждения. В зависимости от услуг учреждений, интересов ребенка и требований родителей, ими самостоятельно выбирается частное дошкольное учреждение [1].
Говоря об альтернативных организационных формах дошкольных учреждений, выделим такую организационную единицу, как «дошкольная образовательная группа». Такие группы могут создаваться как в дошкольных образовательных учреждениях, так и на базе культурно-образовательных центров и центров дополнительного образования детей (библиотек, музеев, клубов, домов детского творчества и т.п.). Режим работы дошкольных образовательных групп должен быть вариативным (с полным или неполным днем пребывания, каждодневные или несколько дней в неделю), удовлетворяя тем самым разные запросы населения [2].
Дошкольные образовательные группы представляют собой самостоятельные структурные подразделения общеобразовательных учреждений. Их главная цель – всестороннее развитие детей дошкольного возраста, реализация программы дошкольного образования в полном объеме. Такие группы не должны рассматриваться как подготовительные курсы для поступления в школу.
Основной задачей дошкольных образовательных групп является диагностическая работа детей 5-6 лет для определения уровня и особенностей их развития, а также консультирование родителей с целью выбора дифференцированных педагогических условий, необходимых для развития, подготовки к школе и выбора модели обучения.
Разнообразные дошкольные группы способствуют широкому использованию культурного потенциала общества в дошкольном образовании детей. Организационная форма дошкольной образовательной группы в отличие от детского сада полного дня – мобильнее и дешевле [2].
С помощью современных педагогических методов проводится подготовка детей младшего возраста к поступлению в дошкольное учреждение, а старшего дошкольного возраста – к обучению в школе. К вариативным формам дошкольного образования относятся группы:
- для детей раннего возраста;
- по присмотру и уходу за детьми;
- семейные группы;
- круглосуточного и кратковременного пребывания;
- комбинированной, компенсирующей и оздоровительной направленности [3].
Группы комбинированной направленности совместно посещают как здоровые дети, так и дети с ограниченными возможностями здоровья. Так осуществляется образовательная программа инклюзивного обучения, учитывающая особенности психофизического развития и индивидуальные возможности, а также корректирующая нарушения развития.
Группы компенсирующей направленности осуществляют воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, а также проводят работу по социальной адаптации детей, консультативно-методической поддержке их семей.
Группы оздоровительной направленности посещают дети с туберкулезной интоксикацией, часто болеющие, а также дети, которым необходимо длительное лечение и проведение определенных лечебно-оздоровительных процедур.
Семейные дошкольные группы, предназначенные для детей разных возрастов, реализуют образовательные программы и деятельность по присмотру и уходу за детьми.
Группы круглосуточного пребывания детей функционируют на базе дошкольных образовательных учреждений, чтобы отвечать запросам родителей по оказанию помощи в воспитании и обучении, организации присмотра и ухода. В таких группах создаются комфортные условия, позволяющие детям чувствовать себя как в семье [3].
Из-за социально-экономического положения в стране, сложившегося в последние годы, появился разрыв между потребностями в услугах дошкольных образовательных учреждений и реальными возможностями их получения. Развитие частного сектора образовательных услуг расширит их доступность, снизит нагрузку на бюджет в регионах и муниципальных структурах [4].
Количество мест в учреждениях дошкольного образования увеличивается за счет развития альтернативных и вариативных форм дошкольного образования и более гибкой системы режимов посещения детей ДОУ. С 1999 года вместе с традиционными дошкольными учреждениями полного (до двенадцати часов) дня начали функционировать группы кратковременного (до пяти часов) пребывания детей, различные центры дошкольного образования: физкультурно-оздоровительные, ранней коррекции развития ребенка и др. Развитие альтернативных и вариативных форм дошкольного образования повышает доступность ДОУ для различных категорий граждан [4].
Развитие инклюзивной среды в дошкольном образовании способствует развитию возможности по реализации образовательными организациями специализированных программ. Развитие альтернативных форм дошкольного образования, в частности групп по вариативным направлениям образования способствует повышению доступности и охвата дошкольным образованием детей разных возрастных групп и возможностей здоровья [3]. Таким образом, частные дошкольные учреждения разнообразны и предлагают множество воспитательно-образовательных услуг, оставляя право выбора за родителями. На сегодняшний день получает свое развитие такая альтернативная форма дошкольного учреждения, как негосударственное дошкольное образовательное учреждение (НДОУ) [1].
Библиографический список
- Альтернативные системы и программы дошкольного образования. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2020/02/05/alternativnye-sistemy-i-programmy-doshkolnogo (дата обращения: 11.12.2021).
- Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании. URL: https://www.art-talant.org/publikacii/27441-alyternativnye-formy-obucheniya-v-doshkolynom-obrazovanii (дата обращения: 11.12.2021).
- Вариативные формы дошкольного образования и их роль в повышении доступности. URL: https://www.hse.ru/data/2020/07/28/1598428181/Выпуск%204-2020%20Вариативные%20формы%20дошкольн..их%20роль%20в%20повышении%20доступности.pdf (дата обращения: 11.12.2021).
- Баллаева Елена Александровна Проблемы развития альтернативных форм дошкольного образования // Народонаселение. 2013. №1 (59). URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2020/02/05/alternativnye-sistemy-i-programmy-doshkolnogo (дата обращения: 11.12.2021). 2. Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании. URL: https://www.art-talant.org/publikacii/27441-alyternativnye-formy-obucheniya-v-doshkolynom-obrazovanii (дата обращения: 11.12.2021). 3. Вариативные формы дошкольного образования и их роль в повышении доступности. URL: https://www.hse.ru/data/2020/07/28/1598428181/Выпуск%204-2020%20Вариативные%20формы%20дошкольн..их%20роль%20в%20повышении%20доступности.pdf (дата обращения: 11.12.2021). 4. Баллаева Елена Александровна Проблемы развития альтернативных форм дошкольного образования // Народонаселение. 2013. №1 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-alternativnyh-form-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 11.12.2021).” target=”_blank”>https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-alternativnyh-form-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 11.12.2021).