РАБОТА С АНИМАЦИОННЫМИ ФИЛЬМАМИ НА ПРЕДВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ РКИ (НА ПРИМЕРЕ СЕРИИ «БУМ-БУМ, ШАКА-ТАКА!» МУЛЬТСЕРИАЛА «БАРБОСКИНЫ»)

Филитова Ольга Николаевна
ФГБОУ ВО Дальневосточный государственный аграрный университет
cтарший преподаватель

Аннотация
Статья посвящена рассмотрению анимационного фильма «Бум-бум, шака-така!» с точки зрения его использования для формирования межкультурной и языковой компетенций иностранных учащихся. В статье предлагаются конкретные упражнения и задания, которые могут быть с высокой степенью эффективности использованы на предвузовском этапе обучения РКИ.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Филитова О.Н. Работа с анимационными фильмами на предвузовском этапе обучения РКИ (на примере серии «Бум-бум, шака-така!» мультсериала «Барбоскины») // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/12/47532 (дата обращения: 23.02.2024).

В современном обществе возросла роль знания иностранных языков, в том числе и потому, что многие люди предпочитают получать образование за границей. Большое количество иностранцев, обучающихся на территории РФ, – это будущие переводчики, врачи, экономисты, инженеры, военные и т.д. От того насколько хорошо они знают русский язык зависит дальнейшее овладение профессией. Чтобы иностранные учащиеся смогли полноценно осваивать выбранную ими специальность, важно заложить прочный языковой фундамент на предвузовском этапе обучения.

Преподаватели иностранных языков, в том числе русского как иностранного, постоянно ищут методы и способы совершенствования своей работы. Один из путей повышения эффективности языкового образования – применение аудиовизуальных материалов, лучшим из которых на начальном этапе обучения являются мультфильмы. Во-первых, отечественные анимационные фильмы всегда ориентированы на нравственные вопросы и просвещение, они создают положительный образ страны изучаемого языка. Во-вторых, длительность современных мультфильмов в большинстве случаев не превышает 10 минут. В-третьих, этот аудиовизуальный материал очень разнообразен: можно выбрать мультфильм с большим количеством диалогов, а можно – почти «немой», можно выбрать мультфильм с преобладанием определённой лексики (например, анимационный сериал «Волшебная кухня» изобилует кулинаронимами), можно выбрать музыкальный мультфильм и т.д. Кроме того, современные российские мультфильмы очень ярки и позитивны, что положительно отражается на эмоциональной обстановке в аудитории.

Признавая эффективность использования аудиовизуального метода на занятиях РКИ, автор статьи ни в коем случае не призывает отказываться от традиционной работы с текстом. Лучшие результаты даёт разумное сочетание печатных и видеотекстов, что мы и продемонстрируем в данной статье.

Перед просмотром серии «Бум-бум, шака-така!» [1] мультсериала «Барбоскины» иностранные учащиеся должны иметь определённый словарный запас и некоторые представления о взаимоотношении девушек и юношей в русской культуре. Поэтому работу над анимационным фильмом можно проводить после изучения темы «В кино, в театре, в музее», в рамках которой, в частности, рассматривается ситуация приглашения на фильм, спектакль, выставку.

Просмотр мультфильма «Бум-бум, шака-така!» логично впишется в изучение проблемы отношений полов. Предварить просмотр мультфильма можно текстами из пособия И.В. Курловой «Начинаем читать по-русски»: текстом «Спасибо Интернету!» [2, с. 23], диалогом «Только ты!» [2, с. 38] и текстом «Какие мы разные!» [2, с. 39]. В тексте «Какие мы разные» рассказывается о том, что больше всего нравится юношам и девушкам, и о том, что они больше всего не любят. Переходом от текста к мультфильму станет следующее задание:

Упражнение 1. Продолжите предложения.

Все девушки любят …………………………………………..

Все юноши любят ……………………………………………..

Девушкам не нравятся …………………………………………

Юношам не нравятся…………………………………………..

Всем девушкам нравятся ……., ……, ……. юноши.

Юноши любят …….., ………., …………. девушек.

Идеальная девушка – ……………………………………………

Идеальный юноша – ……………………………………………..

Важно, чтобы при выполнении первого задания учащиеся высказывали свою точку зрения, а не цитировали прочитанный ранее текст. В дальнейшем, при анализе идейного содержания российского мультфильма, учащиеся смогут сравнить идеалы юноши и девушки в родной и русской культуре, что будет способствовать формированию межкультурной компетенции.

Следующее упражнение направлено на формирование грамматических навыков учащихся, оно актуализирует уже изученные глаголы и вводит новые. Важно, чтобы грамматические упражнения имели выход в речь, поэтому обязательным элементом их выполнения является составление собственных предложений с изучаемыми глаголами:

Упражнение 2. Прочитайте глаголы. Составьте предложения с ними.

приглашать – пригласить + кого (4) + куда (4)

Молодой человек пригласил девушку в кино.

Антон пригласил Анну на выставку.

стесняться + чего (2) / что (с)делать

Ребёнок стесняется незнакомых людей.

Маша стесняется выступать на сцене.

переодеваться – переодеться + во что (4)

Невеста переоделась в традиционное китайское платье ципао.

обращать – обратить внимание + на кого/ на что (4)

Юноша сразу обратил внимание на эту красивую и скромную девушку.

нравиться – понравиться + кому (3)

Длинноволосая красавица сразу понравилась ему.

Третье упражнение представляет собой разыгрывание ситуации. Поскольку ранее учащиеся уже читали и составляли подобные диалоги, им необходимо будет активизировать в своей памяти слова и речевые клише по данной теме:

Упражнение 3. У вас есть 2 билета в кино/ в театр/ на выставку/ на футбол. Пригласите друга / подругу пойти туда с вами (составьте диалог).

Часто иностранные учащиеся затрудняются при назывании лица по признаку пола и возраста. Чтобы преодолеть эти трудности, мы предлагаем студентам выполнить следующее упражнение:

Упражнение 4. Прочитайте слова. Соотнесите слова с картинками. Составьте с ними словосочетания.

Малыш – мальчик – юноша (молодой человек, парень) – мужчина – старик (дедушка)

Малышка – девочка – девушка – женщина – старуха (бабушка).

Маленький – юный – молодой – взрослый – зрелый – пожилой – старый.

На слайдах учащимся демонстрируются фото людей разного возраста, им нужно обозначить каждого человека, используя лексику из четвёртого упражнения.

Повторению темы согласование прилагательных с существительными в роде и числе посвящено следующее задание (кроме того, оно знакомит учащихся с некоторыми новыми словами):

Упражнение 5. Соедините прилагательные с существительными. Прилагательные поставьте в правильную форму.

Таблица 1. Согласование прилагательных с существительными

нерешительный сериалы
крутой внешность
модный костюм
странный юноша
мексиканский рэпер

Следующее упражнение представляет собой решение проблемной ситуации. Это задание направлено на формирование неподготовленной устной речи учащихся:

Упражнение 6. Ваш друг стесняется познакомиться с девушкой, дайте ему совет, как это лучше сделать.

Ни для кого не секрет, что иностранцы, даже хорошо владеющие русским языком, испытывают определённые трудности в употреблении русских идиом в своей речи. Во-первых, очень ограничено количество известных им оборотов; во-вторых, даже известные фразеологизмы употребляются не всегда к месту. Поэтому важно постепенно и систематично вводить фразеологизмы в речь иностранных учащихся, начиная с элементарного уровня обучения РКИ.

Упражнение 7. В какой ситуации можно произнести эти выражения: быть самим собой; всё в твоих руках; дела как сажа бела?

Далее мы предлагаем выполнить дифференцированные задания: упражнение 8 представляет собой задание для юношей, а упражнение 9 – задание для девушек.

Упражнение 8. Посмотрите афиши и скажите, куда вы пригласите Машу? Аргументируйте свой ответ.

Вам нравится Маша. Она умная, красивая и воспитанная девушка. Маша учится в аграрном университете на экономическом факультете. Она хорошо говорит по-английски и по-китайски. Маша любит современную английскую музыку и классическую русскую литературу.

Таблица 2. Афиши

Концерт современной эстрадной музыки

в

Амурской областной филармонии

Впервые в Благовещенске

Концерт самого популярного российского РЭП-исполнителя ТИМАТИ

Выставка современного искусства

 

в Благовещенском выставочном центре

Поэтический вечер, посвящённый лирике А.С. Пушкина

 

Амурская областная библиотека

Спектакль «Река любви»

 

в Амурском областном театре драмы

«Гончарное свидание»

 

в гончарной мастерской «Фантазия»

Упражнение 9. Антон приглашает вас в кафе, но вам не нравится Антон. Вежливо откажите ему (составьте диалог).

После выполнения предпросмотровых заданий, учащиеся готовы к восприятию мультфильма. Перед просмотром анимационного фильма студенты получают задание – посмотрите мультфильм и скажите, как зовут персонажей мультфильма?

После просмотра и называния имён персонажей учащимся необходимо пройти небольшой тест, который покажет, насколько хорошо они поняли событийную сторону мультфильма:

Упражнение 10. Ответьте на вопросы утвердительно или отрицательно.

Таблица 3. Тестовое задание

1 Тимоха хочет пригласить Розу в кино. да нет
2 Он хочет пойти с ней на фильм ужасов. да нет
3 У Тимохи есть брат Дружок. да нет
4 Дружок увлекается спортом. да нет
5 Дружок любит рэп. да нет
6 Тимоха умеет играть на гитаре и петь. да нет
7 Роза не обращает внимание на Тимоху. да нет
8 Роза тоже любит петь. да нет
9 Роза постоянно смотрит телевизор. да нет
10 Роза любит мексиканские сериалы. да нет

Затем нужно уточнить мотивировку действий персонажей. Это позволит выяснить, знают ли иностранные учащиеся особенности русской культуры: кто может проявлять инициативу в отношениях, а кто должен быть пассивным, какие качества ценятся русским народом и т.д.

Упражнение 11. Ответьте на вопросы:

  • Что хочет сделать Тимоха в самом начале мультфильма?
  • Почему Тимоха сразу не пригласил Розу в кино?
  • К кому Тимоха обратился за помощью?
  • Какой совет Дружок дал Тимохе?
  • Понравился ли Розе рэп Тимохи?
  • Понравился ли девочке гитарист в белом костюме?
  • Почему Тимоха переоделся в костюм мексиканца?
  • Почему мальчик снял костюм мексиканца?
  • Какие парни нравятся Розе?
  • Куда Роза пошла вместе с Тимохой?

В мультфильме каждый персонаж наделён характером, имеет свой речевой портрет. Тренировать навыки аудирования, внимание, формировать межкультурную компетенцию поможет следующее задание:

Упражнение 12. Выразительно прочитайте высказывания. Кому из героев принадлежат эти слова?

1. – Вот, например, у меня есть друг. И мне, то есть ему…ну, этому другу… нравится одна девочка. А она не обращает на моего друга никакого внимания… Ну вот что ему делать?

2. – Ага, ага! Минуточку… Привет, Тимоха. Дружок дома, проходи! Ага, слушаю… Да ты что?!

3. – Тимоха, всё будет нормально. Ну, не любит она рэп. Кто ж знал-то?! О! Сейчас выясним, чем увлекается моя сестрёнка.

4. – А твой друг, случайно, не в кепке ходит? А его, случайно, не Тимоха зовут? Ха-ха-ха! Передай своему другу, девчонкам нравятся крутые и модные парни! А сегодня в моде рэп!

5. – Роза, пойдём в кино!

6. – Можно потише, а? Даже по телефону спокойно поговорить не могу!

Задание 12 помогает учащимся понять, что речь очень многое говорит о человеке. Высказывания персонажей мультфильма «Барбоскины» позволяют судить об их характере. Учащимся необходимо составить связный рассказ небольшого объёма о характере того или иного персонажа, аргументировав свои выводы:

Упражнение 13. Как вы думаете, какой характер у Розы? У Тимохи? А у Дружка?

Следующее задание творческое, оно позволяет учащимся проявить актёрский талант. Кроме того, оно даёт повод поразмышлять о музыке, сравнить, какие песни больше нравятся юношам, а какие – девушкам:

Упражнение 14. Выразительно прочитайте или спойте песни, которые пел Тимоха Розе. Какая песня вам понравилась больше? Почему?

Я парень крутой,

Модный такой,

Зовут Тимоха,

Накачан неплохо,

Девчонки за мной бегут толпой!

 

Йоу, сестричка, как дела?

А у меня – как сажа бела.

Я не унываю никогда,

С меня всё, как с гуся вода. Йоу!

***

Ты наполняешь мою жизнь,

Ангел мой.

Я буду петь тебе вечно –

Будь со мной.

Если четырнадцатое задание в большей степени было развлекательным, то следующее упражнение достаточно трудное и серьёзное. Однако все предыдущие упражнения уже подготовили учащихся к его успешному выполнению.

Перед составлением плана и пересказом можно продемонстрировать мультфильм ещё раз.

Упражнение 15. Расположите эпизоды мультфильма по порядку. Опираясь на план, перескажите текст.

1.      Роза и Тимоха идут в кино.

2.      Влюблённый юноша переодевается в мексиканца.

3.      Тимоха читает рэп.

4.      Тимоха думает, как лучше пригласить Розу в кино.

5.      Дружок советует Тимохе стать рэпером.

6.      Роза говорит по телефону, какие парни ей нравятся.

7.      Тимоха поёт романтичную песню под гитару.

В качестве домашнего задания учащимся предлагается письменное упражнение (сочинение) на выбор:

Упражнение 16. Вы уже знаете, что Роза любит болтать по телефону. Что она расскажет подруге о своём походе в кино с Тимохой? (Напишите монолог Розы).

Упражнение 17. Как эту историю расскажет Дружок? (Напишите рассказ Дружка).

Предложенная в статье система упражнений по серии «Бум-бум, шака-така!» современного российского анимационного сериала «Барбоскины» ориентирована на учащихся предвузовского этапа обучения. Она позволяет развивать все виды речевой деятельности иностранных учащихся: аудирование чередуется с говорением, чтением и письмом. Каждому виду речевой деятельности уделено достаточное внимание.

Система упражнений направлена на формирование межкультурной компетенции учащихся, так как студенты не только говорят о событийной стороне мультфильма, но и о мотивах поступков героев, о традициях.

Знакомство с новой лексикой и актуализация знаний по грамматике представлены в предпросмотровых заданиях.

За счёт привлечения личного опыта учащихся, ироничности мультфильма, выполнения творческих заданий на занятии складывается положительная эмоциональная обстановка, что, как известно, способствует лучшему усвоению иностранного языка.

Таким образом, разработанная в статье система упражнений способствует эффективному усвоению иностранными учащимися языкового и культурологического материала.


Библиографический список
  1. Барбоскины – 109 серия. Бум-бум, шака-така! (новые серии) https://www.youtube.com/watch?v=JDBJAoGOBA4
  2. Курлова И.В. Начинаем читать по-русски: Пособие по чтению для иностранцев, начинающих изучать русский язык / И.В. Курлова. – М.: Русский язык. Курсы, 2008. – 112 с.


Все статьи автора «Филитова Ольга Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: