ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ПОДРОСТКОВ В ПУБЕРТАТНОМ ПЕРИОДЕ

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Илюшина Елена Сергеевна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент

Аннотация
В статье рассмотрена проблема общения подростков и представителей старшего поколения. Подросткам достаточно нелегко пережить пубертатный период. Интенсивное физическое и интеллектуальное развитие вызывает у подростков потребности, которые они не могут удовлетворить из-за социальной незрелости. Общение со взрослыми способствует приобретению подростком знаний и опыта, необходимых для социализации и становления его личности.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Жидков А.А., Ермолаева Е.Л., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А. Особенности взаимоотношения взрослых и подростков в пубертатном периоде // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/12/47531 (дата обращения: 21.02.2024).

Взрослый сможет понять подростка только если относится к нему с уважением как к самостоятельной независимой личности. Взрослому важно внимательно слушать подростка, понимать его позицию и импонировать внутренним чувствам. Неоспоримая уверенность взрослого в своём жизненном опыте может привести к психологическому барьеру между ним и подростком [1].

Основной формой деятельности подростков является общение. При этом обычно взаимодействие с ровесниками занимает первое место, а со старшим – второе. Однако через общение со взрослыми подростки перенимают знания о нормах, правилах поведения и общественных ценностях, с помощью которых подросток социализируется. Поэтому такое общение необходимо для передачи и преемственности жизненного опыта.

Одной из главных проблем коммуникации межу поколениями является недопонимание взрослыми внутреннего мира подростков, искаженное представление об их интересах, переживаниях и действиях. Неудовлетворенность подростков обычно выражается обесцениванием общения со взрослыми, проявлением агрессии, избеганием общения или демонстративным негативным поведением.

Чрезмерная опека и полный контроль взрослых также могут привести к тому, что подросток не сможет быть самостоятельным и воспользоваться своей свободой. Если возрастает потребность в самостоятельности, взрослые ужесточают контроль, а иногда и пытаются изолировать подростка от общения со сверстниками. В таком случае оппозиция может принять более интенсивный и серьёзный характер. Желание отгородить подростка от проблем может стать причиной развития дезорганизации и неадекватной саморегуляции. Утрата подростком продолжительного покровительства и постоянного внимания может вызвать угрозу возникновения кризисной ситуации [1].

Подросткам свойственно стремиться к освобождению от зависимости со стороны взрослых. Существуют несколько стилей воспитания, определяющих отношение подростка со взрослыми и его личностное развитие.

Демократичное – взрослые поощряют самостоятельность и дисциплинированность. За подростком остаётся право проявлять самостоятельность в определенных областях жизни; при этом взрослые требуют выполнять определенные обязанности. Контроль, основанный на чувствах и разумной заботе, не слишком стесняет подростка; заставляет прислушиваться к тому, как поступить в какой-либо ситуации. Взросление в такой обстановке происходит без серьёзных переживаний и конфликтов.

Авторитарный стиль общения подразумевает полное подчинение подростка и отсутствие объяснения взрослыми своих требований или запретов. Присутствует контроль жизни подростка, заставляющий его замыкаться в себе. Если требовательность и контроль сочетаются с эмоциональным безразличием взрослых и отвергающим отношением, то происходит полная потеря контакта.

Безразличное отношение, полное отсутствие контроля и заботы – гипоопека – тоже не лучший вариант отношений взрослых и подростков. Последние делают что хотят, а их деятельностью никто не интересуется. Такая вседозволенность как бы снимает со взрослых ответственность за последствия поступков детей [2].

Подросткам необходима помощь и поддержка взрослых в развитии интеллектуальных возможностей. И.Ю. Кулагина в своем исследовании «Возрастная психология. Развитие от младенчества до 17 лет» определила, что потребность общения со взрослыми обусловлена проблемами перспективного жизненного самоопределения. Общение со взрослыми включает вопросы взаимоотношения людей, отношения между полами, выбор профессии [2].

Во взаимоотношениях и общении со взрослыми происходит становление личности подростка, его поведения и деятельности. А также удовлетворяются потребности, влияющие на роста всесторонней, гармонично развитой личности. Зарождаются связи и контакты «по вертикали» – со взрослыми, и «по горизонтали» – со сверстниками. Коммуникативные трудности в юности влияют на то как будет развиваться личность подростка в течение всей жизни [3].

Взаимоотношения юных со взрослыми имеют противоречивый характер: с одной стороны – это расширение сферы общения, с другой – его индивидуализация. Подростки характеризуются одновременно стремлениями к автономии и доверительности во взаимодействии с окружающими людьми. Доверительность помогает им раскрыться и достигнуть понимания, сочувствия и эмпатии. Подросткам иногда легче рассказать проблему взрослому, чем ровеснику. Так они могут проявить беспомощность. Доверие зарождается на основе отношения ко взрослому как к идеалу, без которого подростку не обойтись в этом возрасте [3].

Самоутверждение подростка протекает в условиях избытка желаний и ограниченности сил, опыта, возможности для их осуществления. Значимость проблем и эмоций подростков должна одинаково восприниматься, как взрослыми, так и юношами. Понимание, уважение взрослых – способствуют появлению чувства самоуверенности и самоуважения [3].

Таким образом, подросток находится в поисках способов реализации своих возрастающих сил и энергии. Формируется понимание собственного «Я», предопределяющее возможность совмещения разных проявлений человеческого существования. Происходит социализация подростка в культурном и образовательном пространстве. У подростков формируется психологическое здоровье и закладываются основные ценностные ориентации. Допущенные просчёты в воспитании подростка в дальнейшем могут крайне негативно сказаться на всём последующем жизненном пути развивающейся личности [1].


Библиографический список
  1. А.Р. Джиоева, З.К. Малиева, А.Г. Бесаева ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ С ВЗРОСЛЫМИ // МНКО. 2021. №4 (89). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-vzaimodeystviya-podrostkov-s-vzroslymi (дата обращения: 09.12.2021).
  2. Взаимоотношения детей подросткового возраста с людьми старшего поколения. URL: https://student.zoomru.ru/pedagog/vzaimootnosheniya-detej-podrostkovogo-vozrasta-s/290799.3440429.s3.html (дата обращения: 09.12.2021).
  3. Слепцова, С. А. Особенности взаимоотношений старшеклассников со взрослыми / С. А. Слепцова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2010. – № 5 (16). – Т. 2. – С. 143-145. – URL: https://moluch.ru/archive/16/1502/ (дата обращения: 09.12.2021).
  4. Степанова Г. С. Особенности поколенной преемственности и рассогласованности ценностных ориентаций // МНИЖ. 2015. №5-3 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pokolennoy-preemstvennosti-i-rassoglasovannosti-tsennostnyh-orientatsiy (дата обращения: 10.12.2021).


Все статьи автора «candy»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: