УДК 94

ЭВОЛЮЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОТНОШЕНИЮ К ИНВАЛИДАМ ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ

Родионова Дарья Ильинична

Аннотация
В статье рассматривается вопрос о развитии государственной политики в контексте законодательства по отношению к инвалидам в период Х-XVIII вв. Выявлены этапы эволюции законодательной инициативы по данной проблеме.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Родионова Д.И. Эволюция отечественного законодательства по отношению к инвалидам от Средневековья до начала Нового времени // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/12/47463 (дата обращения: 25.01.2022).

Тема формирования и функционирования безбарьерной среды в настоящее время является актуальной в российском и мировом сообществе. Она провозглашает принцип «равных возможностей» в любой сфере жизнедеятельности общества. Однако, чтобы прийти к этой идее, государству и социуму потребовался длительный путь.

Вопрос о развитии прав инвалидов и становлении специальных учреждений в Западной Европе хорошо освещен в зарубежной историографии. Эта проблема начала привлекать внимание с IX века[1]. В отечественной историографии выделяется труд Н.Н. Малофеева, где рассмотрены этапы развития образования и специальных учреждений для людей с ОВЗ в контексте развития педагогических технологий. Отдельные исследования посвящены определенным аспектам истории специальной педагогики[2]. Проблема формирования отношения государства к данной проблеме в отечественной историографии изучена не в достаточно. Исследования раскрывают лишь некоторые аспекты указанной темы, акцентируя внимание на современном этапе[3], либо касаются данной проблематики лишь косвенно[4]. К сожалению, совсем «за кадром» исследований осталась проблема изменения отношения государства и общества к проблеме инвалидов.

Таким образом, изучение эволюции отношения к инвалидности в российском государстве представляется актуальным и научно обоснованным. Отношение государства к тем или иным общественным проблемам находит отражение, прежде всего, в законотворчестве. В данной статье мы постараемся проследить изменения в законодательной политике России с X по XVIII вв. по данному вопросу.

Первое упоминание о людях с ограниченными возможностями встречается в Уставе 996 г. Владимира Святославовича: «заботиться об убогих, нищих, юродивых»[5]. Однако в документе нет разъяснений о том, что собой представляют упомянутые в тексте люди, какими недугами они страдают и как их получили. Убогие и юродивые приведены в документе вместе с нищими в силу разных причин «выпавшими» из привычного социума. При этом государство не берет на себя решение данной ситуации, не видит в этом проблемы, лишь признавая их наличие[6]. Для государства важным являлся факт отделения «убогих, нищих и юродивых» от общества, невозможность их нормального функционирования в рамках сложившейся системы социальных отношений, нежели причина «выпадения» из социума. Власть не ставит задачу каким-либо образом разрешить сложившуюся ситуацию. Та же мысль прослеживается в Поучении Владимира Мономаха[7] 1099 года.

Следующим законодательным актом, в котором упоминается о лицах с ограничениями здоровья является «Стоглавый собор» 1551 г. В главе 73 рассмотрены ситуации, относящиеся к членам общества, потерявшим свой социальный статус. «Прокаженных и престаревшихся…устроити в богадельнях пищею и одежею…Да приставити к ним здравых строев и баб стряпчих…Да над ними приказати священником добрым…да их поучали и наказывали их страху божию…»[8]. Как видно из текста законодательного памятника, категории социально обездоленных несколько уточнены по сравнению с предшествующим периодом. Однако, их физическое состояние, как и причина их положения, не уточняются. Заботу о них государство возложило на церковь. При храмах должны были устраиваться специальные учреждения – мужские и женские богадельни, где их должны были обеспечивать едой и одеждой. Для осуществления этой функции назначались повара и надсмотрщики. Главной заботой священников, таким образом, становилось содержание «убогих» в чистоте, сытости, обучение их религиозным канонам, приобщение к религиозным обрядам и защита от насилия со стороны населения и власти.

Следующим законодательным актом, учитывающим физические ограничения некоторых людей, стало Соборное уложение 1649 года[9].  В статье 15 главы XVII говорилось: «дети глухи и немы», а их братья или сестры «учнут обидить их», вздумав «отлучать» «отцова или матерня имения», то имение, оставленное в наследство «розделити по жеребьям всем поровну, чтобы из них никто изобижен не был». В данном документе конкретизированы физиологические недостатки, такие как глухота и слепота. Важно обратить внимание на то, что людям с ограниченными возможностями, на законодательном уровне начинают присваивать права, призванные материально обеспечить их существование. Однако по-прежнему власть не предпринимает каких-либо централизованных усилий для системного решения проблемы. Содержание глухонемых детей возложено на их же род. При этом, никак не рассматривается вопрос о том, что делать детям с аналогичными физическими недостатками, не имеющим возможность наследовать недвижимое имущество.

Следующим шагом, обусловившим первые попытки обучения и воспитания физически нездоровых людей, становятся преобразования Петра I.  Поддержка инвалидов стала осуществляться силами государства. В одном из указов Петра I говорится о поддержке немощных и больных людей. «В домовых Святейшаго Патриарха богадельным нищим быть, больным и престарелым…а для десяти человек больных быть в богадельне одному человеку здоровому… за теми больными ходил…А больных в богадельнях велеть лечить…и давать тем лекарям кормовые деньги и покупать лекарства из Патриарши домовыя казны»[10]. Попадающие под государственные меры лица воспринимаются законодателем как единая категория населения. Государство их лечило и предоставляло место для жизни, определяло к ним медицинских работников. Но системных государственных мер по-прежнему не принималось. Законодатель уточняет, что присмотр за государственный счет будет осуществляться за теми, «которые не могут ходить для собирания милостыни», т.е. ранее обеспечение подобной категории людей лежало на них самих за счет нищенствования. И это правило продолжало распространяться на тех, кто в состоянии жить по-прежнему. Присмотр и лечение за обездоленными и инвалидами осуществлялось за счет патриаршей казны. Однако мы можем заключить, что на государственном уровне впервые появляется стремление к систематизации и лечению инвалидов. В 1723 году  по Сенатскому указу «слепых, дряхлых, увечных и престарелых, которые работать не могут, ни стеречь, а кормятся миром, а чьи они были, не помнят»[11] предполагалось определять в специальные учреждения – богадельни. Люди, которые собирали милостыню, не имея возможности самим зарабатывать на свою жизнь, государство также брало под свою опеку. Можно сказать, что начинается этап государственной политики по защите лиц, чье здоровье в силу разных причин ограниченно.

Заключение

В течение длительного периода от Средних веков до наступления Нового времени мы можем выделить несколько этапов эволюции отношения государства к проблеме существования инвалидов в русском и российском обществе.

На первом этапе, продолжавшемся с конца Х в. до 1550 г., наблюдается нерасчлененность категорий населения, находившихся за гранью социума. Забота о них являлась желательной, но вовсе не обязательной с точки зрения законодателя. Милостыня была единственным источником существования этих людей.

На втором этапе, хронологические рамки которого определяются 1550 – 1700 гг. Происходит постепенное уточнение содержания социально нестабильной категории общества. Государство определяет церковь в качестве института, обязанного заботиться о таких людях и рамки этой заботы: приобщение к религиозному культу, обеспечение одеждой и едой, защита от произвола власти.

С наступлением Нового времени начинается новый этап в области государственной политики по отношению к инвалидам. Появляются специальные учреждения, государством выделяются средства на лечение больных людей, закупка лекарств.

Данная тема является перспективной для дальнейшего изучения вопроса развития государственной политики по отношению к инвалидам и лицам с ОВЗ на общероссийском и региональном материале.


Библиографический список
  1. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом» М.: Печатный двор, 1996. С. 145.
  2. Басова А.Г. История обучения глухонемых /Под ред. Ф. А. Рау. – М.: Учпедгиз, 2000. – С. 128; Иванов В.Г. История этики средних веков. – Л.: ЛГУ, 1984. – С. 279..
  3. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. 2004. – С. 344.
  4. Васильев Л.С. Всемирно-исторический процесс: концептуальный анализ //Преподавание истории в школе. – 2001.  – № 3. – С. 2 – 7.
  5. Устав Владимира Святого « О судех церковных и десятине» // [Электронный ресурс] URL:  http://russiahistory.ru/ustav_vladimira_svyatogo_o_sudeh_tserkovnyih_i_desyatine_/
  6. Пресняков А.Е. «Княжое право в Древней Руси». – М., 1993. – С. 405
  7. Поучении Владимира Мономаха // [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Monomah/pouchenie
  8. Стоглавый собор 1551 года // [Электронный ресурс] URL: https://starove.ru/izbran/stoglav/7/
  9. Соборное уложение 1649 года// [Электронный ресурс] URL:  https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Monomah/pouchenie
  10. Указ № 1856 – 1701 года 8 июня Именной – об определении в домовые Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых // [Электронный ресурс] URL:  https://internato.ru/prazdniki/ukaz-petra-1/-
  11. Сенатский указ 1723 г. //Полное собрание законов Российской империи. Т. 7. – СПб., 1830 г.  // [Электронный ресурс] URL: http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php?part=32&regim=3


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Родионова Дарья Ильинична»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация