Детский церебральный паралич довольно распространенное заболевание. С каждым годом детей больных ДЦП становится все больше, частота составляет примерно 2 больных на 1000 детей. Главная причина заболевания патологические изменения в коре головного мозга, подкорковых структурах, либо в стволе головного мозга [1]. Причины заболевания представим на рисунке 1.
Рис. 1. Причины детского церебрального паралича
Еще 20 лет назад детям с подобным заболеванием не могли предоставить нормальное образование и адаптацию в обществе, так как не было специализированных учебных заведений и программ развития, поэтому всем занимались родители, которые за частую не имели необходимых знаний и навыков. Поэтому жизнь ребенка складывалась очень плачевно, так как ребенок не учился, не развивался, не общался и это только усугубляло общее состояние. Отношение общества к проблеме было негативным, маленьких детей жалели, но подростков и взрослых с ДЦП просто не принимали в учебные заведения и на работу. Они оставались невостребованными и одинокими.
В настоящее время детям с ДЦП уделяется больше внимания, проводятся различные экспериментальные исследования, направленные на всестороннее развитие. Во-первых, есть специализированные интернаты, которые проводят обучение 5-6 дней в неделю, а родители забирают детей на выходные и каникулы. Ребенку намного проще в таком интернате, так как он общается с такими же исключительными детьми как он, под пристальным вниманием педагогов и медиков [2].
В таком интернате детей делят на группы в зависимости от их навыков и возможностей. С ними проводят уроки как в обычной школе, помимо общеобразовательных предметов, проводятся специальные уроки физкультуры и занятия, которые способствуют развитию ребенка. После прохождения обучения каждый ученик получает аттестат.
Во-вторых, есть очень много дополнительных программ для развития ребенка, обучение плаванию, что положительно сказывается на нервной системе ребенка, в некоторых странах используется дельфинотерапия, которая помогает ребенку лучше понять окружающий мир, а общение с умным млекопитающим активизирует центры головного мозга, что благоприятно действует на память и внимание. Также существуют различные занятия по рисованию, развитию моторики, развитию речи и памяти.
Развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с ДЦП включает в себя развитие: памяти, восприятия, мышления, внимания и речи [3].
Память у детей с ДЦП нарушена, поэтому они не могут оценить контуры предмета, его форму, детали, пропорции, из-за этого предметы видятся им нечеткими и искажаются. Такими же они и запоминаются детям, в следствии чего нарушается восприятие. Память детей с ДЦП отличается недостаточностью объема запоминания, трудностями приема и хранения информации. Поэтому важным для детей младшего школьного возраста с ДЦП является выполнение игр и упражнений, направленных на развитие памяти, а именно:
- Обучение детей с использованием различных предметов разной формы, величины, цвета;
- Обучение использованию вспомогательных предметов (орудийные действия);
- Формирование наглядного мышления в процессе конструктивной и изобразительной деятельности.
Восприятие у детей с ДЦП отличается от нормы тем, что на оптические и звуковые раздражители у них возникает некая заторможенность общих движений, а именно поворот головы в сторону звука или света и сразу возникают защитно-оборонительные реакции: плач, испуг, крик, вздрагивание. Поэтому очень важно научить ребенка фокусировать взгляд на предмете или лице человека, а далее уже научить следить за движущимися предметами. Слуховое восприятие можно скорректировать с помощью игр и разговоров с разной интонацией с целью вызывать слуховое сосредоточение на звуках, хорошо воспринимаемых для данного ребенка (громкие, тихие, высокие, низкие), которые формируют умение локализовать их в пространстве.
Особенности мышления у детей с ДЦП выявляется на заданиях, которые требуют применения интеллектуальных процессов. У них отмечается ограниченный запас знаний об окружающем их мире из-за недостатка опыта, а иногда и из-за невозможности делать что-либо самостоятельно. Корректировка мышления, состоит из различных игр, которые направлены на помощь ребенку в познании окружающего мира, предметов быта, научить его подражать действиям взрослых.
Внимание детей с ДЦП характеризуется различными патологическими особенностями, они не могут сосредоточиться на задании, очень быстро устают, становятся раздражительными, а порой и агрессивными. Отмечаются трудности в переключении внимания на другие виды деятельности, а именно ребенок фокусируется на отдельном элементе, при этом отмечается снижение его концентрации. Помощь в концентрации внимания состоит в том, чтоб заинтересовать ребенка в определенной деятельности, создать для него благоприятные и привычные условия, а также разработать большое количество игр, направленных на это.
У детей с ДЦП зачастую есть речевые нарушения и их степень зависит от тяжести поражения мозга. Данные речевые нарушения характеризуются видоизмененным криком, низкой голосовой активностью, нарушением фонематического восприятия, что вызывает трудности звукового анализа. Чаще дети предпочитают общаться при помощи жестов и мимики. Отмечаются нарушения формирования грамматического строя речи, которые зачастую обусловлены лексическими расстройствами. Ориентируясь на тактику лечения, логопед – дефектолог может оказать помощь в развитии речи, сотрудничая с другими специалистами (психологом и неврологом). В начале необходимо определить конкретный логопедический уровень ребенка и выработать план реабилитационных действий. Работа логопеда-дефектолога всегда индивидуальна с каждым, так как дети с ДЦП могут иметь разный уровень развития речи и сопутствующие дисфункции. Поэтому план занятий строится исходя из состояния ребенка и уровня нарушения нервной и мозговой деятельности [4].
Таким образом у детей с ДЦП наблюдается специфическое развитие и своеобразное формирование познавательных процессов таких как, память, восприятие, мышление, внимание и речь. Поэтому различные программы для развития этих детей очень важны, чтобы они были частью общества, могли общаться, дружить, радоваться жизни и не чувствовать себя одинокими.
Библиографический список
- Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян. – М.: ЁЁ Медиа, 2015. – 983 c.
- Клочкова, Е. В. Введение в физическую терапию. Реабилитация детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями неврологической природы / Е.В. Клочкова. – М.: Теревинф, 2014. – 288 c.
- Никитина, М.Н. Детский церебральный паралич / М.Н. Никитина. – М.: Медицина, 2017. – 120 c.
- Юнусов, Ф.А. Реабилитация детей с церебральным параличом и его синдромами: Практическое руководство / Ф.А. Юнусов. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 382 c.