МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА, ЕГО СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Медведев Павел Алексеевич
Воронежский государственный университет
студент, 3 курс магистратуры

Аннотация
В настоящей статье анализируется тематика материального стимулирования персонала.
Приводится общая информация о методах стимулирования персонала. Подчеркивается, почему именно материальное стимулирование заслуживает особого внимания и показывает себя достаточно эффективно.
Рассматриваются меры материального стимулирования, оценивается их эффективность, отдельно отмечаются проблемы и перспективы материального стимулирования в компании.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Медведев П.А. Материальное стимулирование персонала, его сильные и слабые стороны // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/12/47452 (дата обращения: 21.02.2024).

Стимулирование – это основной способ добиться максимальной производительности персонала. При этом, стимулирование важно отличать от мотивации, ведь мотивация – это способ добиться того, чтобы у работника появилось личное желание и заинтересованность усердно трудиться на благо фирмы, при этом, необязательно ожидая материального поощрения. Стимулирование же – это прямое или косвенное принуждение работника к выполнению своих обязанностей [1].

Стимулы можно подразделить на индивидуальные и коллективные. В случае с индивидуальным стимулированием речь идет о побуждении к эффективной работе конкретного сотрудника, от которого зависит выполнение необходимых руководству работ. Коллективное стимулирование используется, когда требуется добиться эффекта в масштабах рабочего коллектива.

Традиционная классификация стимулирования заключается также в выделении нематериального и материального стимулирования.

Материальным стимулированием называется комплекс различного вида материальных благ, передаваемых работнику или работникам за индивидуальный или коллективный вклад в развитие фирмы [2].

В понятие материального стимулирования, таким образом, будут включены все виды денежных выплат. Тем не менее, материальное стимулирование не ограничивается одними лишь денежными выплатами. Необходимо учитывать все формы материального неденежного стимулирования. Для лучшего понимания приведем схему структуры материального стимулирования (см. рис. 1).

Рисунок 1. Материальное стимулирование в компании.

Очевидно, что центральное место в системе материального стимулирования занимает заработная плата работника.

Надбавки, доплаты, а также премии являются весьма популярными методами материального стимулирования. Надбавки и доплаты могут производиться с каждой выплатой заработной платы.

Премии – это отдельные выплаты, которые, как правило, производятся:

1)    С некой периодичностью;

2)    По итогам выполнения проекта или его части;

Распространенным механизмом премирования являются квартальные и годовые премии.

Участие в прибылях и капитале – более интересный, сложный и менее распространенный метод стимулирования. Отличным примером может служить поощрение в виде акций компании.

Среди неденежных форм материального стимулирования: предоставление сотрудникам расширенного социального пакета, абонементы в фитнес-клубы, компенсация затрат на общественный транспорт и пр.

У материального стимулирования имеются свои недостатки и преимущества.

Ключевая проблема материального стимулирования для компании – такое стимулирование, в любом случае, требует от компании финансовых затрат и увеличивает нагрузку на бюджет организации.

Компания вынуждена расширять фонд оплаты труда или увеличивать затраты на предоставление иных материальных бонусов. Это может стать проблемой в случае удара кризиса, когда компания столкнется с необходимостью бюджетной экономии.

К тому же, сотрудники могут привыкнуть к постоянному материальному стимулированию. Если оно по каким-то причинам будет отсутствовать, качество работы может понизиться.

Само собой, в случае сокращения или отмены премирования существует риск возникновения недовольства в коллективе.

Но есть и важные преимущества материального стимулирования. Материальное стимулирование – самый простой, понятный и осязаемый сотрудниками метод стимулирования.

Материальное стимулирование даёт работникам дополнительные финансовые ресурсы и, таким образом, позволяет повысить уровень жизни.

Материальное стимулирование – прекрасный способ мотивировать сотрудников на более эффективную и качественную работу и привязать вознаграждение к результату их работы.

В связи с чем следует подытожить, что предприятию необходимо проводить взвешенное материальное стимулирование, умело использовать его для повышения результативности работы сотрудников. Не следует слишком увлекаться материальным стимулированием в связи с высокими рисками усиления нагрузки на бюджет компании, а также потенциальной угрозой того, что работники привыкнут к такой мотивации и будут воспринимать её как нечто само собой разумеющееся.


Библиографический список
  1. Стимулирование персонала: быстро, недорого, эффективно, 26.03.2018 / Генеральный директор // URL: https://www.gd.ru/articles/9781-stimulirovanie-personala?ustp=W (дата обращения: 28.11.2021).
  2. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. Материальное и нематериальное стимулирование / Экономическая библиотека // URL: http://econom-lib.ru/4-47.php (дата обращения: 28.11.2021).


Все статьи автора «Медведев Павел Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: