УДК 37.01

КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО И МОТИВАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Вакулик Ирина Ивановна
Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины
кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и языковой коммуникации

Аннотация
В работе описана поведенческая мотивация, которая по-разному проявляется в коммуникационном пространстве современного общества с его новой парадигмой существования – глобализацией.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Вакулик И.И. Коммуникативное пространство и мотивация поведения // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/11/47417 (дата обращения: 26.11.2021).

Современный мир полон противоречий и контрастов, антиномий и парадоксов, что в значительной степени отражается на всех сферах человеческого бытия. Цивилизация всегда стоит перед выбором направленности социального или природного характера. Мы можем слепо прислушиваться к толпе, признавая высшими ценностями, которые он признает, а можем отважиться быть самими собой и жить, руководствуясь глубинным уровнем своего естества. При этом должны помнить, что наш выбор формирует парадигму не только межличностного общения, но и оказывает влияние на формирование диалога в коммуникативном пространстве общества, определяет ориентиры коммуникативной культуры.

Нынешняя социальная реальность формирует поведение культуры и определяет спектр ресурсов, выступающих проекцией на социальную организацию общества, с помощью которых интерпретируются реалии развития социума [1, 696].

Долгое время ученые (как отечественные, так и зарубежные – В. Даниленко, Д. Лотте, А. Вежбицкая, И. Голубовская, М. Собуцкий, Т. Кияк, А. Грамши, В. Шкловский, М. Евреинов, Г. Шпет , В. Пропп, М. Бахтин, Ч. Морис, Ц. Тодоров, П. Бурдье, П. Грайс, П. Ершов, О. Пятигорский, М. Фуко, К. Леви-Строс) пытались структурировать коммуникативное пространство, предлагая разработанные схемы различных коммуникаций, а также модели языковой картины мира в разных национальных культурах. При этом исследователи ориентировались на проблему отношений между источником информации и ее коммуникантом.

Обновление содержания образования является определяющей составляющей реформирования образования в Украине и предполагает приведение его в соответствие с современными потребностями личности и общества [2]. Распространенные ныне идеи обучения “на протяжении жизни”, “образование для всех”, “образование взрослых” стимулируют появление новых методов передачи знаний, а также способствуют внедрению новейших технологий в систему обучения [3] и систему менджмента образовательной среды, а также связанные с ними практики. Поэтому смело можно говорить о включающем инновационном и взаимосвязанном пространстве высшего образования (если рассматривать его как фундамент); обмен знаниями, мобильность персонала и студентов способствуют взаимному сотрудничеству и проведению реформ. Особенно это отчетливо проявилось в последние два года, поскольку пандемия внесла свои коррективы и в систему образования, и методы подачи информации. А если говорить о высшей школе, то появились новые возможности межинституционального развития, о чем свидетельствуют проводимые исследования. Образование становится транснациональным, что еще раз подтверждает действенность принципов Болонской декларации.

Мировой опыт свидетельствует, что «…решение проблем образования начинается с профессионального мастерства педагогов. Ведь без качественного роста педагогического профессионализма мы обречены оставаться в прошлом» [4, 3]. Выдающийся психолог начала прошлого века Л.С.Виготский сформулировал главную задачу педагогики будущего, в которой жизнь выступает как система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. «Таким образом, каждое наше мнение, каждое наше движение и каждое переживание есть …стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к новому…» [5, 346].

Согласно закону Йеркса-Додсона, для того чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация [6]. Поэтому существует определенный оптимум мотивации, при котором деятельность выполняется лучше (для этого человека, в конкретной ситуации). В результате экспериментов, проведенных на животных, а впоследствии и на людях, выяснилось, что слабая мотивация недостаточна для успеха (так же, как вредной может быть и чрезмерная, поскольку рождает излишнее возбуждение и мелочность). Нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т.п.) приводят к ухудшению коммуникативной деятельности, оказывают существенное влияние на сознание [7; 8] и формируют психологически негативные проявления, подрывающие коммуникативную культуру, а также создают преграды в коммуникативном пространстве [Почепцов].

Поведенческая мотивация напрямую связана с целью – если меняется ее содержание, то должны измениться и методы. А акценты в коммуникационном пространстве распределяются в зависимости от актуальности проблемы. И если уж мы наблюдаем за стремительными изменениями современного общества, которые связанны с разработками искусственного интеллекта, то мы также и способствуем формированию нового типа общества, вовлеченного в процесс всеобщей коммуникации.


Библиографический список
  1. Вакулик І. До проблеми формування латиномовної компетентності студентів у вишах на сучасному етапі // Філологічні студії. Науковий збірник Криворізького державного педагогічного університету. Вип. 6 – С. 694-698.
  2. Вища освіта в Україні [Електронний ресурс]. https://urist-ua.net /закони/про_вищу_освіту/
  3. Вакулик І. Проблема реалізації викладання іноземної мови у вишах. http://www.rusnauka.com/2_KAND_2011/Pedagogica/78509.doc.htm
  4. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
  5. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк. – М. : Просвещение, 1991. – 93 с.
  6. Психологічний словник. http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=368
  7. Вакулик І. Чинники формування мовної і мовленнєвої компетенцій // Науковий вісник Національного університету біоресурсів і природокористування України. Серія: Філологічні науки, 2016. – Т. 248. – С. 52-57.
  8. Почепцов Г. Теория коммуникации / Г. Почепцов. – М. : Рефл-бук, К. : «Ваклер», 2006. – 656 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Вакулик Ирина Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация