УДК 37

КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ И МЕТОДЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Кулухова Элла Анатольевна
Северо-Осетинский государственный университет
аспирант

Аннотация
В статье рассматриваются основные виды коммуникативных барьеров и методы их преодоления. Коммуникативные препятствия - это барьеры, которые возникают в ходе общения. Актуальность исследуемой проблемы подтверждается большим количеством работ по данной теме. Цель статьи - выделить основные виды коммуникативных барьеров и обозначить методы их решения. Основными результатами данной статьи выступают большое количество барьеров. Теоретическая значимость настоящей работы обусловлена потребностями общества в усилении эффективности деятельности трудовых и учебных коллективов; в воспитании гармоничной личности.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Кулухова Э.А. Коммуникативные барьеры и методы их преодоления // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/11/47351 (дата обращения: 21.11.2021).

Каждый человек на протяжении своей жизни постоянно находится в ситуациях общения. Огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него большое количество контактов. Вступив в данные контакты, от человека требуются ряд условий и правил, которые позволяют общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.
В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами. Общение выступает главным орудием нашей повседневной жизни.

В общении  выделяются:  содержание, цель, средства, функции, формы, стороны, виды, барьеры.  Данная статья посвящена коммуникативным барьерам. Актуальность проблемы «барьеров» общения обусловлена целым рядом факторов.

Согласно определению А.А. Леонтьева коммуникация это: «Процесс не односторонней передачи информации, а процесс обмена информацией между субъектами коммуникации».

Коммуникации – взаимодействия, двусторонние усилия, без которых невозможна совместная деятельность, это первое условие существования всякой организации [6, c. 25].

Коммуникация является соединяющей деталью, который выступает основным руководящим элементом – планирования, организации, мотивации, контроля, принятия решений.

В ходе введения коммуникации могут возникнуть различные виды препятствий или коммуникативные барьеры.

«Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адаптивной информации между партнерами по общению».

Например, в ходе беседы, общения, может возникнуть языковой барьер, а при прохождении радиосигнала – радиопомехи.

При построении диалога проблемы могут быть и отвлечения, и неправильная интерпретация полученной информации реципиентом, и семантические проблемы (придание различных значений одним и тем же словам). Все помехи и барьеры искажают передаваемый сигнал, поэтому коммуникатору важно убедиться в том, правильно воспринял реципиент информацию. Для этого в систему коммуникации включается канал обратной связи.

В разговоре в качестве канала обратной связи может быть, например, краткий пересказ реципиентом услышанного. С помощью обратной связи коммуникатор может оценить, насколько эффективно осуществляется коммуникация.

Условно можно выделить следующие причины возникновения барьеров в коммуникациях:

  • сложность содержания сообщения (связанные с речью, словами, жестами, телодвижениями);
  • непривычность и сложность формы сообщения;
  • проблемы со средствами передачи сообщения;
  • плохая обратная связь;
  • запаздывание информации и другие.

В процессе делового общения можно выделить три коммуникативные барьеры: «авторитет, избегание, непонимание»

Авторитет и избегание предоставляют защиту от источника информации, а непонимание означает защиту от самого сообщения.

Так же выделяются и другие виды барьеров – фонетический, семантический, стилистический.

Фонетический барьер чаще всего наблюдается у обучающихся при изучении иностранных языков, так как приходится использовать большое количество иностранных слов и выражений. Акцент, невнятная речь, быстрота тоже играют главенствующую роль в этом.

Для преодоления фонетического барьера необходимо внятная, разборчивая и достаточно громкая речь, без скороговорки. Следует учитывать аудиторию и индивидуальные особенности детей. Педагогу следует поддерживать обратную связь с детьми, и с классом в целом.

Семантический барьер непонимания оказывает большое влияние на изучение иностранного языка, так как слово имеет несколько значений. В языках присутствуют жаргонные слова, тайные языки, синонимы и омонимы.

Возникновение барьера можно объяснить так: мы обычно исходим из того, что «все понимают, как я», а между тем правильнее было бы сказать обратное — «все понимают по-своему».

Для преодоления данного вида барьера на занятиях следует говорить максимально просто, заранее обсуждать все ключевые слова, понятия, термины.

Основный барьер стилистический. Данный барьер возникает, когда обучающийся должен  понять и отразить в каком-то ответе или действии словесное обращение, которое подчинено установленной грамматической структуре. В противном случае, когда происходит несоответствие между формой и содержанием, возникает стилистический барьер.

Другими словами, если стиль изложения слишком тяжелый, излишне легковесный, в общем, не соответствует содержанию, то слушающий его не понимает или отказывается, не хочет понимать. Главное при преодолении стилистического барьера – правильно структурировать передаваемую информацию.

Осуществление коммуникаций обучающихся является связующим процессом, необходимый для любого важного действия. В ходе коммуникации могут возникать различные барьеры. Это помехи и препятствия, которые искажают исходный смысл сообщения, мешают конструктивному и грамотному диалогу.


Библиографический список
  1. Деловое общение. Деловой этикет: Учеб.пособие для студентов вузов /     Автор-составитель И.Н.Кузнецов.- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  2. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб: Знание, 2001.
  3. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – 2-е издание. – М.: ИНФРА-М, 2003.
  4. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент. – Москва: «ИНФРА-М», 2008.
  5. Леонтьев Д. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал, 2000, т. 21, 1
  6. Морозов А. Психология влияния СПб.: Питер, 2000.
  7. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. К., 1990
  8. Поваренков Ю. Психологическое содержание профессионального становления человека М.: УРАО, 2002.
  9. Реан А. Социальная педагогическая психология СПб.: Питер, 2000.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кулухова Элла Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация