УДК 94(47)

К ВОПРОСУ О ЕДИНСТВЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВОСТОЧНЫХ И ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН

Егоров Вадим Валерьевич
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 67»
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

Аннотация
В настоящей статье изучается вопрос единства происхождения восточных и западных славян. Отдельное внимание уделяется родственности славянских языков, культуры и мифологии. Изучаются панславистская и славянофильская идеологии, как культурно-исторические явления славянского мира.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Егоров В.В. К вопросу о единстве происхождения восточных и западных славян // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/11/47295 (дата обращения: 21.11.2021).

В настоящее время вопрос происхождения восточных и западных славян становится дискуссионным. В основном эта дискуссионность вызвана высказываниями политиков, которые, преследуя собственные интересы, пытаются не допустить сближения восточных и западных славян. А также преследуют цель отделить русский народ от славянского мира и «вычеркнуть его из списка славян». Хотя ранее в научной литературе вопрос единства происхождения славян в целом не поднимался.

Представляется важным, что в настоящее время в России, где живёт большинство славян (свыше 30% от общего количества мировых славян), древнеславянская легенда о Лехе, Чехе и Русе – легенда  о едином происхождении поляков, чехов и русских, остаётся малоизвестной.

Суть этой легенды сводится к тому, что сыновья князя Пана: Лех, Рус и Чех (указываются автором настоящей статьи по старшинству, описанному в легенде) совместно охотились и разошлись в разные стороны: Лех пошёл на север и там основал город Гнезно, польское государство, и стал легендарным праотцом польского народа, Рус ушёл на восток, где стал праотцом народа русского. А Чех ушёл на гору Ржип, которая находилась неподалёку от Богемских гор, и стал праотцом чехов.

Повесть временных лет подтверждает славянское происхождение чехов, поляков и моравов [1, c. 11]. Кстати, в России встречаются такие фамилии, как Лех и Чех.

Таким образом, термин славяно-русский, использующийся, например, историком Н.И. Костомаровым [2, c. 5], становится весьма понятным. Он означает происхождение восточных славян от Руса.

Вполне возможно, что название «Русь» происходит от названия притока Днепра реки Рось. Славянам было свойственно заменять букву «о» на букву «у»: Рось, Русь, а в более позднее время Россия, Руссия. Хотя само по себе название Рось могло происходить от имени легендарного праотца всех русских людей князя Руса. Кстати, дореволюционная этнография не разделяла русский народ на национальности: украинцы, русские и белорусы. Все они именовались русскими. При этом украинцев называли малороссами. Однако это название, равно, как и название жителей северо-западных губерний Российской империи – белорусы, являлось обозначением жителей территорий, как сейчас в России называют владимирцев или нижегородцев, а на Украине и в Белоруссии – киевлян и минчан. Название же Украина означало окраинная земля, находящаяся у Чёрного моря. Кстати, ранее это море именовалось Русским морем. В отношении же названия малороссы важно отметить, что в нём не имела места никакая националистическая подоплёка. Наоборот, Малая Русь считалась исконной. Название же великороссы тоже не имело никакой националистической окрашенности и не подразумевало превосходства жителей этих земель над остальными. Дело было в том, что под великорусской народностью понимались жители исторически сложившейся большой великой России – Великороссии, исторически происходившей из Владимиро-Суздальской Руси.

О единстве русского и украинского народов, которое в настоящее время подвергается скепсису, как и единство происхождения восточных и западных славян, очень примечательна статья президента РФ В.В. Путина. В этой статье научно доказывается единство русского и украинского народов [3].

До сих пор в западнославянских странах: Польше, Чехии и Словакии и восточнославянских странах: Белоруссии и Украине слово «пан» используется, как уважительное обращение к мужчине. В Польше к замужней женщине принято обращаться «пани», а к незамужней девушке –   «панна».

Другая древнеславянская легенда повествует о том, как восточнославянскими и финно-угорскими племенами были призваны на Русь три брата-славянина: Рюрик, Синеус и Трувор. Их отцом был князь рода бодричей племени ободритов (балтийская ветвь западных славян) Годислав (Гоцлав), а матерью была дочь восточнославянского князя Гостомысла Умила (Умилаза). Рюрик стал основателем древнерусского государства и прародителем рода Рюриковичей, правивших в России до конца XVI в.

Этой легенде противопоставляется теория о скандинавском происхождении  Рюрика, Синеуса и Трувора. Хотя до изложения этой теории профессором Г.Ф. Миллером в его диссертации «Происхождение имени и народа Российского» о скандинавском происхождении этих князей, вообще, никто ничего не слышал, т.к. в «Повести временных лет» [1] отсутствует чёткое указание на это.

Теория проф. Миллера о скандинавском происхождении Рюрика, Синеуса и Трувора была основательно раскритикована профессором М.В. Ломоносовым [4].

Генетические исследования подтверждают единство происхождения восточных и западных славян. Это же подтверждается близостью славянских языков, произошедших от единого праславянского языка. Польский язык на 77% похож на русский язык, чешский и словацкий языки похожи на русский язык на 74%. [5]

Общность происхождения древних славян доказывается всё тем же профессором Ломоносовым. Кстати, М.В. Ломоносов именует население российских, чешских (богемских), польских и других территорий славянским народом [6, c. 4].

Считается, что название Богемских гор происходит от латинских слов «Boiohaemum, Bohemia» – «Родина бойев». Бойи были кельтским племенем. Однако само слово «Богемия» наводит на мысль о славянском происхождении этого термина. Возможно, некоторые славяне верили, что на этих горах живут их боги.

Единство происхождения восточных славян: русских, белорусов, малороссов (украинцев) с поляками утверждал словацкий и чешский славист П.Й. Шафарик [7, c. 295].

Даже названия племенных союзов восточных и западных славян явно происходят от общих корней праславянского языка. Например, поляне польские (западнославянский племенной союз, основавший польское государство) и поляне русские (восточнославянский племенной союз, в границах ареала расселения которого находился Киев), висляне (западнославянский племенной союз, расселившийся по берегам реки Вислы) и бужане (восточнославянский племенной союз, расселившийся по берегам реки Буг). Сюда же можно отнести западнославянский племенной союз моравов, который населял область Моравию, названную так по названию реки Моравы, и восточнославянский племенной союз волынян, который населял область Волынь и т.д.

Большое значение имеют мифы и религия восточных и западных славян. И те, и другие были язычниками. Верили в бога грома и молнии Перуна и Мать – Сыру землю. Балтийские славяне (одна из ветвей западных славян) и восточные славяне верили в бога-кузнеца Сварога [8, c. 215]. Славяне считали его отцом Перуна. Балтийские славяне считали сыном Сварога бога солнца и явьего света Радегаста, которого также называли Сварожичем. Восточные славяне называли Радегаста Даждьбогом. Восточнославянский племенной союз вятичей называл Радегаста Радигощем или Радогощем [8, c. 84].

В настоящее время под западными славянами принято понимать поляков, чехов, словаков. Однако нельзя забывать о том, что к этим славянам относятся также лужицкие сербы (лужичане), которые в настоящее время живут в Германии. Кашубы, которые живут в Польше. А также моравы, о которых в настоящей статье ранее уже упоминалось, которые проживают в Чехии.

На Украине существуют группы населения, которые провозглашают себя отдельными восточнославянскими этносами. К таковым относятся полещуки и русины.

Казаки могут восприниматься, как наднациональная славянская общность, которая, однако, не отрицает свою причастность к русскому миру.

Героем одной из кашубских сказок является умный и храбрый рыбак Волошек. В России от древнеславянского имени Волошек происходит фамилия Волошин.

Как среди восточных, так и среди западных славян распространены славянские мужские имена: Владислав, Мирослав, Ярослав и др. А также женские имена: Вера, Любава и т.д.

В истории восточных и западных славян существовали как периоды дружбы и согласия, так и времена противоречий. Хотя даже сам термин «противоречие» для народов со столь похожими языками, выглядит странно.

Война Владимира Мономаха против чехов была вызвана необходимостью помощи полякам и настоянием его родственника Святослава [2, c. 27]. А другой князь Изяслав сумел вернуться в Киев при помощи поляков [2, c. 26].

Средневековые русско-польские войны сменялись желанием единства. Славянские государи заключали между своими детьми династические браки. Например, четвёртая жена Владимира Крестителя Малфрида была «чехиней». Возможно, что она происходила из племенного союза белых хорватов. Возможно её скандинавское происхождение. Но нельзя исключать её богемское, чешское происхождение. Князь Святополк – сын Владимира Крестителя был женат на дочери польского короля Болеслава I Храброго. А польский король Казимир I был женат на сестре русского князя Ярослава I Мудрого Марии, которая в Польше именовалась Добронегой. Сын Ярослава Мудрого был женат на сестре Казимира Гертруде, в знак союза Руси и Польши.

В последней четверти XVI в. поляки и литовцы очень хотели видеть своим королём русского царя Фёдора Иоанновича. Проблема заключалась в том, что Фёдор Иоаннович был православного исповедания, тем временем, как поляки и литовцы желали видеть своего короля именно католиком. Фёдор не пошёл на перемену религии. Кроме того, московские послы приехали на сейм без денег, необходимых для создания более сильной партии. Вследствие этих причин Фёдор, имевший сначала большой успех, был отстранён [9, c. 163–164].

В1600 г. польский посол Л. Сапега был представлен русскому царю Б. Годунову [10, c. 317]. Поляки предлагали России вступить в унию, как они это сделали ранее с Литвой. Одним из условий этого договора было то, что в случае смерти русского царя польский король мог быть возведён на российский престол, а в случае смерти польского короля, русский царь мог быть избран королём Речи Посполитой. Однако Россия отказалась. Скорее всего, дело было в религиозных противоречиях между католиками и православными.

Зачастую русско-польские войны велись именно за господство русских и польских дворян над славянскими территориями.

Во времена Великой Смуты Семибоярщина в Москве признала польского королевича Владислава русским царём. Москва присягнула ему на верность. Однако король Сигизмунд воспротивился власти своего сына в России, желая править самостоятельно [9, c. 199–200].

Царство Польское длительное время входило в состав Российской империи. Польские восстания зачастую были вызваны не экономическими или межнациональными противоречиями, а неумением польских панов и имперских господ поделить между собой власть.

Россия долгое время оставалась единым суверенным славянским государством. Остальные славянские земли находились или в составе России, или в составе Австро-Венгрии и Пруссии [11]. На этой почве у части славян, покорённых неславянскими народами, возникло стремление к единству со славянскими братьями из России. Усилился панславизм. Зарождение панславизма произошло ранее. Первым панславистским писателем был Ю. Крижанич. В своём труде «Политика» Крижанич пророчил создание единого славянского государства [12]. Панслависты стремятся к объединению славянских народов в единое государство. Этой идеологии близка славянофильская идеология, которая была направлена на поиск самобытных славянских черт российского отечества.

Панславизм, как и славянофильская идеология, в настоящее время рассматриваются чуть ли ни как националистические идеологии. Панславизм отождествляется с пангерманизмом. Однако в отличие от пангерманизма в основе панславистской идеологии нет концепции «натиска на восток» (нем. «Drang nach Osten») или в других направлениях. Славянские народы не желают обрести «жизненное пространство». Панславизм скорее выступает, как объединительная идеология для народов славянского мира. Он не направлен против каких-либо наций. Что же касается славянофильской идеологии, то она, вообще, никому, кроме западничества, как противоположного культурологического направления, не противопоставляется.

Панславистская и славянофильская идеологии, скорее всего, являются культурно-историческими явлениями и не имеют ничего общего с национализмом. Они не нравятся именно тем, кто не желает славянского единства.

Советский государственный и партийный деятель И.В. Сталин постепенно стал приверженцем идей славянского единства [13].

В советское время Чехословакия и Польша входили в соцлагерь. Единство происхождения восточных и западных славян в целом не оспаривалось.

После распада СССР и ликвидации соцлагеря западнославянские государства начали всё более тяготеть к Западу. Среди населения как восточнославянских, так и западнославянских стран стали распространяться концепции о неславянском происхождении русского народа.

Распространённые ныне политизированные утверждения об отсутствии родства между славянами рассеиваются, как дым, если вспомнить о том, что предки восточнославянских народов: русского, украинского, белорусского и западнославянских народов: поляков, чехов, словаков, моравов, лужицких сербов и кашубов именовались славянами. Другие народы никогда не занимали ареалы расселения этих славянских народов в той степени, чтобы можно было в полной мере говорить об абсолютной замене славянского населения неславянским. Таким образом, потомки славян никем, кроме потомков славян, быть не могут.

Нельзя отрицать, что часть населения современной России, относящая себя к русскому народу, является потомками не только славян, но и неславянских этносов. Это происходило из-за русификации финно-угорских и балтийских народов. Эта русификация происходила следующим образом. На первом её этапе представители финно-угорских и балтийских народов постепенно перенимали у русского населения, живущего с ними по соседству, его культурные особенности. Это было связано с тем, что русские численно значительно превосходили другие народы. Затем происходила христианизация неславянских жителей. Принимая крещение, эти люди получали крестильные имена, распространённые у русских. После провозглашения РПЦ автокефалии крестить, как русских, так и представителей других народов, начали в т.ч. и славянскими именами. В сёлах крестившихся лиц нерусских национальностей возводили православные храмы. По примеру своих соседей часть язычников переходила в православие. Христианизация была выгодна власти, т.к. управлять людьми одной религии становилось проще. На следующем этапе происходила полная ассимиляция представителей финно-угорских и балтийских народов. Они утрачивали культурные и языковые различия с русскими. Вступали с ними в межнациональные браки. Дети от смешанных браков продолжали родниться с русскими и постепенно забывали о том, что их предки были представителями нерусских народов. Происходила их полная русификация. В советское время русификация происходила, зачастую минуя этап христианизации. В то время вследствие повышения грамотности населения ещё большую важность, чем ранее, в этом вопросе получил русский язык.

По понятным политическим причинам русификация балтийских народов в настоящее время почти не происходит. Эти народы уже создали свои государства. Русификация финно-угорских народов продолжается и в настоящее время.

Однако, поскольку представители нерусских народов вступали в смешанные браки с русскими, нельзя отрицать их происхождение и от русских предков. Поэтому лица, родившиеся от смешанных браков, и их потомки могут также утверждать о своём славянском происхождении.

При этом Россия не русифицировала насильно нерусские народы и не проводила их тотальную русификацию. Публицист и общественный деятель, славянофил И.С. Аксаков указывал, что по свидетельствам поляков германизация Пруссией польского населения в Познани значительно пересилила польскую национальность и проводилась с искусством нерусским. Такая заметка, с точки зрения Аксакова, делала России честь [14, c. 6].

В современной России достаточно распространён феномен, когда лица, признающие себя представителями нерусских этносов, имеют в своём роде русскую маму или русскую бабушку.

Однако большинство населения центральных губерний России в целом продолжает оставаться прямыми потомками славян.

На территории Российской империи, Советского Союза, Российской Федерации и постсоветских республик распространены межнациональные, славянские браки: русско-украинские, русско-белорусские, русско-польские, украино-белорусские, белорусско-польские и др.

Важно обратить внимание и на то, что в XX – начале XXI вв. большое количество восточных и западных славян иммигрировало из своих стран в страны Западной Европы и Северной Америки. Там многие из них вступили в смешанные браки с местным населением.

Нельзя забывать о том, что славяне приняли участие в этногенезе молдаван, румын, венгров и восточных немцев.

Подводя итог вышесказанному, важно отметить, что единство происхождения восточнославянских и западнославянских народов, близость их языков и культур способствуют единству славянского мира.

Войны и межнациональная рознь среди славянских народов происходили и происходят из-за политических и межрелигиозных противоречий.

В настоящее время для России представляется важным налаживать связи не только со странами восточнославянского мира, но и с западнославянскими странами. Это способствует экономическому, политическому и культурному развитию славянских государств.

В ученики, по которым учатся российские школы, колледжи и ВУЗы, необходимо добавить больше информации о единстве и взаимодействии славянских стран в истории, современности и перспективе развития.

 


Библиографический список
  1. Повесть временных лет; пер. с древнерус. Д.С. Лихачёва, О.В. Творогова; коммент А.Г. Боброва, С.Л. Николаева, А.Ю. Чернова при участии А.М. Введенского и Л.В. Войтовича. Ил. М.М. Мечева. СПб.: Вита Нова, 2012. 512 с.
  2. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М.: Изд-во «Э», 2016. 1024 с.
  3. Путин В.В. Об историческом единстве русских и украинцев [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/66181
  4. Ломоносов М.В. Замечания на диссертацию Г.Ф. Миллера «Происхождение имени и народа Российского» [Электронный ресурс]. URL:  https://iling.spb.ru/lomonosov/pdf/PSS_6.3.pdf
  5. 5. 5 славянских языков, больше всех похожих на русский [Электронный ресурс]. URL:   https://zen.yandex.ru/media/112/5-slavianskih-iazykov-bolshe-vseh-pohojih-na-russkii-6003ebf7fd62ee06893e53cb
  6. Ломоносов М.В. Краткий российский летописец с родословием. СПб.: При императ. акад. наук, 1760. 75 c.
  7. Шафарик П.Й. Славянские древности; пер. с чеш. О. Бодянского: в 5 т. М.: В унт-ской тип., 1848. Т. 1. 436 c.
  8. Гаврилов Д.А., Наговицын А.Е. Боги славян. Язычество. Традиции. М.: Рефл-Бук, 2002. 464 c.
  9. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. М.: Изд-во АСТ, 2017. 525 c.
  10. Карамзин Н.М. История государства российского. М: ОЛМА Медиа Групп, 2013. 448 c.
  11. Сучанек Л. Славянская идентичность в истории и в наше время [Электронный ресурс]. URL: https://www.ejournals.eu/pliki/art/10587/+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru“>https://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:03VxrZQ5EHgJ:https://www.ejournals.eu/pliki/art/10587/+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru
  12. Крижанич Ю. Политика [Электронный ресурс]. URL:  http://www.hrono.ru/libris/lib_k/krizh.php
  13. Кикешев Н. Как Сталин создавал содружество независимых славянских государств [Электронный ресурс]. URL: https://ruskline.ru/opp/2018/avgust/27/kak_stalin_sozdaval_sodruzhestvo_nezavisimyh_slavyanskih_gosudarstv
  14. Сочинения И.С. Аксакова. Польский вопрос и западнорусское дело. Еврейский вопрос. 1860–1886. Статьи из «Дня», «Москвы», «Москвича» и «Руси». СПб.: Тип. М.Г. Волчанинова, 1900. Т. 3. 844 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Егоров Вадим Валерьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация