ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Федосеева Любовь Алексеевна1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Илюшина Елена Сергеевна1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация
Автор статьи уточняет понятия «инновация», «инновационный процесс» и «инновационный процесс в образовании». Также в статье выделяются характерные черты инновационных процессов в системе образования и этапы внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Федосеева Л.А., Ермолаева Е.Л., Илюшина Е.С., Гордеев К.С., Жидков А.А. Инновационные процессы в образовании // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/10/47269 (дата обращения: 24.02.2024).

Инновации в современной системе образования дают возможность регулировать учебно-воспитательный процесс, направлять его в нужное русло. Конечно, людей всегда пугало всё новое, чаще всего они относились к преобразованиям негативно. Стереотипы, которые неустанно бытуют в сознаниях и затрагивают привычный образ жизнедеятельности, непосредственно приводят к болезненным явлениям, мешают обновлению всех видов организации обучения.

Необходимо проанализировать понятия «инновация», «инновационный процесс» и «инновационный процесс в образовании».

Так, исследователь  Ш.К. Абдуллаева отмечает, что инновация представляет собой совокупность компонентов, ориентированных непосредственным образом на высокий результат, находящий практическое применение и способный привести к важным преобразованиям.  В свою очередь, по мнению исследователя, инновационный процесс – это такой процесс, который ориентирован непосредственным образом на разработку, а также реализацию результатов технических достижений и научных исследований в виде законченного продукта [1].

Г.Ю. Ксензова считает, что в рамках системы образования инновационный процесс является деятельностью комплексного характера, которая направлена на разработку, освоение, применение и распространение педагогических новшеств в учебно-воспитательном процессе [2]. Можно сказать, что инновационный процесс в образовании по своей сущности представляет собой обновление и преобразование самих концепций осуществления обучения, педагогических технологий, содержания образовательных программ, способов воспитания детей. Цель инновационного процесса в образовании состоит в получении кардинальных изменений в рамках данной системы, доведения её до качественно нового состояния.

А.Л. Симонич выделяет характерные черты инновационных процессов в системе образования:

-                   ориентация на разрешение наиболее актуальных проблем в рамках обучения и воспитания;

-                   возможность применения инноваций в широкой педагогической практике;

-                   способность обновлять содержание обучения, методы и средства обучения и воспитания, повышать эффективность организации учебно-воспитательного процесса;

-                   наличие совершенно иного видения картины современности.

Также исследователь выделяет этапы внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс:

-                   выявление потребности в преобразованиях посредством анализа имеющейся информации;

-                   осознание потребности в преобразованиях, принятие устаревания существующей системы, её ключевых недостатков;

-                   преодоление старых привычек и устаревших стереотипов, осознание эффективности и результативности внедрения в образовательную практику инноваций [3].


Библиографический список
  1. Абдуллаева, Ш.К. Инновационная модель организации педагогического процесса в условиях модернизации образования / Ш.К. Абдуллаева, Р.Т. Еceeва // Современный научный вестник. – 2017. – Т. 1. – № 3. – С. 38-41.
  2. Ксензова, Г.Ю. Инновационные процессы в образовании. Реформа системы общего образования / Г.Ю. Ксензова. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью “Издательство ЮРАЙТ”, 2020. – 349 с.
  3. Симонич, А.Л. Современные подходы и методы управления инновационным процессом в образовании / А.Л. Симонич // Материалы Научно-практической конференции с международным участием “Управление в сфере науки, образования и технологического развития”, Москва, 21–22 апреля 2016 года. – Москва: Московский Политех, 2016. – С. 184-186.


Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: