Инновации в современной системе образования дают возможность регулировать учебно-воспитательный процесс, направлять его в нужное русло. Конечно, людей всегда пугало всё новое, чаще всего они относились к преобразованиям негативно. Стереотипы, которые неустанно бытуют в сознаниях и затрагивают привычный образ жизнедеятельности, непосредственно приводят к болезненным явлениям, мешают обновлению всех видов организации обучения.
Необходимо проанализировать понятия «инновация», «инновационный процесс» и «инновационный процесс в образовании».
Так, исследователь Ш.К. Абдуллаева отмечает, что инновация представляет собой совокупность компонентов, ориентированных непосредственным образом на высокий результат, находящий практическое применение и способный привести к важным преобразованиям. В свою очередь, по мнению исследователя, инновационный процесс – это такой процесс, который ориентирован непосредственным образом на разработку, а также реализацию результатов технических достижений и научных исследований в виде законченного продукта [1].
Г.Ю. Ксензова считает, что в рамках системы образования инновационный процесс является деятельностью комплексного характера, которая направлена на разработку, освоение, применение и распространение педагогических новшеств в учебно-воспитательном процессе [2]. Можно сказать, что инновационный процесс в образовании по своей сущности представляет собой обновление и преобразование самих концепций осуществления обучения, педагогических технологий, содержания образовательных программ, способов воспитания детей. Цель инновационного процесса в образовании состоит в получении кардинальных изменений в рамках данной системы, доведения её до качественно нового состояния.
А.Л. Симонич выделяет характерные черты инновационных процессов в системе образования:
- ориентация на разрешение наиболее актуальных проблем в рамках обучения и воспитания;
- возможность применения инноваций в широкой педагогической практике;
- способность обновлять содержание обучения, методы и средства обучения и воспитания, повышать эффективность организации учебно-воспитательного процесса;
- наличие совершенно иного видения картины современности.
Также исследователь выделяет этапы внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс:
- выявление потребности в преобразованиях посредством анализа имеющейся информации;
- осознание потребности в преобразованиях, принятие устаревания существующей системы, её ключевых недостатков;
- преодоление старых привычек и устаревших стереотипов, осознание эффективности и результативности внедрения в образовательную практику инноваций [3].
Библиографический список
- Абдуллаева, Ш.К. Инновационная модель организации педагогического процесса в условиях модернизации образования / Ш.К. Абдуллаева, Р.Т. Еceeва // Современный научный вестник. – 2017. – Т. 1. – № 3. – С. 38-41.
- Ксензова, Г.Ю. Инновационные процессы в образовании. Реформа системы общего образования / Г.Ю. Ксензова. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью “Издательство ЮРАЙТ”, 2020. – 349 с.
- Симонич, А.Л. Современные подходы и методы управления инновационным процессом в образовании / А.Л. Симонич // Материалы Научно-практической конференции с международным участием “Управление в сфере науки, образования и технологического развития”, Москва, 21–22 апреля 2016 года. – Москва: Московский Политех, 2016. – С. 184-186.
Количество просмотров публикации: Please wait