ОЦЕНКА И АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Новокрещенова Оксана Сергеевна
Уральский государственный экономический университет
магистрант

Аннотация
В настоящее время идет интенсивное государственное строительство системы стратегического планирования национальной экономики. Принимаются нормативные акты, опосредующие закрепление стратегических императивов развития отраслей народного хозяйства. Одновременно с этим, повышающиеся требования новой экономики к системе высшего образования и необходимость подготовки кадров с адекватными новейшему времени компетенциями обусловили необходимость совершенствования целеполагания, планирования и прогнозирования развития российской высшей школы. В таких условиях актуализировалась необходимость анализа и оценки системы стратегических документов, опосредующих развитие высшего образования.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Новокрещенова О.С. Оценка и анализ стратегических документов в сфере высшего образования // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/10/47252 (дата обращения: 22.02.2024).

В последнее время национальная система высшего образования находится в условиях систематической трансформации, обусловленной проводимыми на протяжении тридцати лет реформами. Представляется, что последовательное стратегическое планирование развития системы высшего образования отсутствует.

Принятый 28 июня 2014 г. Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1] сформировал систему стратегического планирования в России, закрепив фазы и этапы данного процесса, систему документов в данной сфере, а также рамку их содержательного наполнения. При этом, следует отметить, что ряд документов, по своему смысловому наполнению являющихся стратегическими не упомянуты в законе и не вошли в анализируемую систему. Речь идет об Указе президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» [3], а также Национальных проектах.

В настоящее время государственная политика развития образования во многом определяется заданными государственной программой «Развитие образования в 2013- 2020 гг.» [2] векторами.

При этом, новейшим этапом стратегического планирования в сфере образования стало принятие Национального проекта «Образование» [4], включающего десять федеральных проектов. Следует отметить, что сферу высшего образования отчасти касаются лишь четыре из них. В ряду редких упоминаний высшего образования отметим, что в качестве стратегической цели реализации нацпроекта указывается: «увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях. А также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации». При этом, представляется, что достижение данной цели не влияет собственно на развитие системы высшего образования.

Также планируется увеличить численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций общего образования, среднего и высшего профессионального образования, что способно развить гражданскую позицию молодежи и повысить уровень социализации, при этом также на прямую не влияет на качество высшего образования и не способствует реализации его главной цели – подготовки востребованных кадров для новой экономики.

В свою очередь, высшее образование опосредовано задействовано в развитии патриотического воспитания, путем создания патриотического движения Ассоциации студенческих патриотических клубов «я горжусь» в Федеральном проекте «Патриотическое воспитание».

Таким образом, следует констатировать, что Национальный проект «Образование» не направлен на развитие системы высшего образования.

В ряду существующих в настоящее время проблем стратегического планирования развития системы высшего образования можно в качестве ключевых назвать следующие.

Система высшего образования рассматривается как обслуживающая сфера экономики. Она является инфраструктурой развития других отраслей. В частности, анализ стратегических документов показывает, что в них содержится множество направлений развития кадров для промышленности, инновационной экономики, в сфере цифровизации и т.д. Однако, в данном случае речь идет о развитии соответствующих сфер, а не о развитии собственно высшего образования. Таким образом, высшая школа в текущий момент не является объектом государственного стратегического планирования.

Также можно отметить противоречивость стратегических документов, в том числе в сфере образования.

В качестве еще одной проблемы можно отметить отсутствие стратегического видения развития связи между системой высшего образования и рынком труда. Отсутствуют документы, посвященные данной проблеме.

Существующая сегодня образовательная политика углубляет региональную и финансовую сегрегацию вузов, провоцируют отток талантливых студентов в центральные регионы (Москву и С-Петербург). Современное финансирование направлено в основном на поддержку центральных вузов или вузов, вошедших в число реализующих отдельные государственные программы (например участники «5-100», опорные университеты, национальные исследовательские университеты и т.п.) что также снижает возможность качественной подготовки кадров для новой экономики.

При этом, представляется целесообразным, для решения вышеприведенных проблем разработать и принять отраслевую стратегию развития системы высшего образования в России.

Правовые основы разработки указанной стратегии в полной мере сформированы. В частности, согласно ст. 19 № 172-ФЗ отраслевые документы стратегического планирования РФ разрабатываются федеральными органами исполнительной власти по решению Президента РФ или Правительства РФ [1]. Таким образом, стратегия развития системы высшего образования страны на долгосрочный период будет являться документом стратегического планирования, разработанным в рамках целеполагания по отраслевому принципу. Ее разработка возможна по решению главы государства или правительства страны.

Необходимость адресного стратегического планирования, посвященного развитию именно системы высшего образования обусловлена особыми характеристиками высшей школы, требующими их учета и разработки конкретных механизмов ее развития:

Во-первых, образовательные учреждения высшего образования играют ключевую роль в формировании человеческого капитала нации.

Во-вторых, вузы, как никакие другие организации являются проводником нестандартных инициатив и креативного мышления, обуславливая таким образом через воспитание и обучение студентов диффузию инноваций в обществе в целом. В связи со сказанным, государственная политика, расширяя возможности получения высшего образования, повышает эффективность экономики.

В-третьих, стремительные изменения экономик, цифровизация общественных отношений, расширение технологических возможностей делают востребованным создание гибких и динамичных систем подготовки кадров, имеющих соответствующие компетенции, таковой системой должна стать высшая школа.


Библиографический список
  1. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ – Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
  2. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы: постановление Правительства Рос. Федерации от 23.05.2015 № 497 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
  3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
  4. Образование: Паспорт национального проекта (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru


Все статьи автора «Новокрещенова Оксана Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: