В условиях модернизации отечественной системы образования появляются тенденции к преобразованию содержательной части обучения, методов и форм работы с обучающимися. Цель этого заключается в повышении инновационного потенциала будущих педагогов как современных профессионалов. В связи с этим существенно возрастает потребность в активизации научно-исследовательской деятельности студентов и формировании и развитии у них исследовательских умений [2].
Необходимо, чтобы на смену традиционному обучению пришла учебная деятельность творческого, исследовательского характера, который способствует преумножению и осмыслению инновационного опыта и идей. В настоящее время крайне актуализируется проблема разработки теоретико-методических основ формирования исследовательских умений и навыков в процессе квалифицированной профессиональной подготовки [1, с. 7].
Н.В. Сычкова определяет педагогические исследовательские умения и навыки в качестве приобретенных человеком на основе техники, методики и методологии способностей осуществлять различные виды научно-педагогической деятельности. К числу педагогических исследовательских умений и навыков она относит навыки работы с литературой научного характера, навыки наблюдения и анализа педагогических явлений, формулирования гипотезы, проведения экспериментов, обработки и обобщение его результатов, обобщения материалов в виде доклада, изучение педагогического опыта [3, с. 24].
Л.П. Широкова выделяет следующие показатели высокого уровня владения исследовательскими умениями и навыками:
- адекватность методики поставленным целям;
- наличие компонентов самостоятельного и творческого поиска;
- навыки привлечения к исследованию совокупности способов и методов, позволяющих получить наиболее полную информацию об изучаемых фактах и явлениях [4].
Таким образом, под исследовательскими умениями и навыками будущего педагога следует понимать владение приёмами и способами исследовательской деятельности, которые непосредственно позволяют проникнуть в суть предложенного разрешения проблемы и на этой основе констатировать и продуктивно решать научно-педагогические задачи.
Принципами формирования исследовательских умений и навыков у студентов как будущих педагогов следующие:
- принцип формирования будущего педагога вуза как самостоятельного и творческого специалиста, который будет способен управлять сначала собой, а потом и другими;
- принцип перевода обучающихся из созерцательной и исполнительской позиции в позицию активного субъекта образовательной исследовательской деятельности;
- принцип опоры на стимулирование исследовательской деятельности будущих педагогов;
- принцип педагогической рефлексии;
- принцип моделирования научных исследований.
Таким образом, формирование у студентов как будущих педагогов исследовательских умений и навыков представляется одной из наиболее приоритетных задач современного педагогического образования.
Библиографический список
- Найн, А.Я. Методика организации опытно-экспериментального исследования: задачи, опыт, апробация результатов: учеб. пособие / А.Я. Найн. – Челябинск: ИЦ «Уральская академия», 2004. – 52 с.
- Немудрая, Е.Ю. Формирование инновационных умений у будущего педагога физической культуры / Е.Ю. Немудрая // Актуальные проблемы управления качеством образования: сб. науч. тр. – Челябинск: УралГУФК, 2010. – Вып. 4. – С. 16-21. – 7
- Сычкова, Н.В. Воспитание творческого отношения к усвоению профессиональных знаний у студентов в исследовательской деятельности: метод. пособие / Н.В. Сычко-ва. – Магнитогорск: МаГУ, 2000. – 40 с. – 8
- Широкова, Л.П. Исследовательская деятельность студентов: пути формирования / Л.П. Широкова // Инновационная деятельность образовательного учреждения физкультурной направленности. – Ижевск: ИРПО, 2004. – С. 71-75.