ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Дубровин Никита Алексеевич1, Грибина Галина Александровна1, Жидков Алексей Андреевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Воронцов Александр Максимович1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В данной статье характеризуется проблема формирования исследовательских умений и навыков у студентов как будущих педагогов. Умения осуществлять деятельность с исследовательскими элементами, проводить научные исследования представляют собой важнейшие навыки современного педагога. Авторы рассматривают понятие педагогических исследовательских умений и навыков, выделяют показатели высокого уровня владения исследовательскими умениями и навыками и принципы их формирования.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Дубровин Н.А., Грибина Г.А., Жидков А.А., Гордеев К.С., Воронцов А.М. Формирование исследовательских умений и навыков у будущих педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/01/38784 (дата обращения: 21.02.2024).

В условиях модернизации отечественной системы образования появляются тенденции к преобразованию содержательной части обучения, методов и форм работы с обучающимися. Цель этого заключается в повышении инновационного потенциала будущих педагогов как современных профессионалов. В связи с этим существенно возрастает потребность в активизации научно-исследовательской деятельности студентов и формировании и развитии у них исследовательских умений [2].

Необходимо, чтобы на смену традиционному обучению пришла учебная деятельность творческого, исследовательского характера, который способствует преумножению и осмыслению инновационного опыта и идей. В настоящее время крайне актуализируется проблема разработки теоретико-методических основ формирования исследовательских умений и навыков в процессе квалифицированной профессиональной подготовки [1, с. 7].

Н.В. Сычкова определяет педагогические исследовательские умения  и навыки в качестве приобретенных человеком на основе техники, методики и методологии способностей осуществлять различные виды научно-педагогической деятельности. К числу педагогических исследовательских умений и навыков она относит навыки работы с литературой научного характера, навыки наблюдения и анализа педагогических явлений, формулирования гипотезы, проведения экспериментов, обработки и обобщение его результатов, обобщения материалов в виде доклада, изучение педагогического опыта [3, с. 24].

Л.П. Широкова выделяет следующие показатели высокого уровня владения исследовательскими умениями и навыками:

-                   адекватность методики поставленным целям;

-                   наличие компонентов самостоятельного и творческого поиска;

-                   навыки привлечения к исследованию совокупности способов и методов, позволяющих получить наиболее полную информацию об изучаемых фактах и явлениях [4].

Таким образом, под исследовательскими умениями и навыками будущего педагога следует понимать владение приёмами и способами исследовательской деятельности, которые непосредственно позволяют проникнуть в суть предложенного разрешения проблемы и на этой основе констатировать и продуктивно решать научно-педагогические задачи.

Принципами формирования исследовательских умений и навыков у студентов как будущих педагогов следующие:

-                   принцип формирования будущего педагога вуза как самостоятельного и творческого специалиста, который будет способен управлять сначала собой, а потом и другими;

-                   принцип перевода обучающихся из созерцательной и исполнительской позиции в позицию активного субъекта образовательной исследовательской деятельности;

-                   принцип опоры на стимулирование исследовательской деятельности будущих педагогов;

-                   принцип педагогической рефлексии;

-                   принцип моделирования научных исследований.

Таким образом, формирование у студентов как будущих педагогов исследовательских умений и навыков представляется одной из наиболее приоритетных задач современного педагогического образования.


Библиографический список
  1. Найн, А.Я. Методика организации опытно-экспериментального исследования: задачи, опыт, апробация результатов: учеб. пособие / А.Я. Найн. – Челябинск: ИЦ «Уральская академия», 2004. – 52 с.
  2. Немудрая, Е.Ю. Формирование инновационных умений у будущего педагога физической культуры / Е.Ю. Немудрая // Актуальные проблемы управления качеством образования: сб. науч. тр. – Челябинск: УралГУФК, 2010. – Вып. 4. – С. 16-21. – 7
  3. Сычкова, Н.В. Воспитание творческого отношения к усвоению профессиональных знаний у студентов в исследовательской деятельности: метод. пособие / Н.В. Сычко-ва. – Магнитогорск: МаГУ, 2000. – 40 с. – 8
  4. Широкова, Л.П. Исследовательская деятельность студентов: пути формирования / Л.П. Широкова // Инновационная деятельность образовательного учреждения физкультурной направленности. – Ижевск: ИРПО, 2004. – С. 71-75.


Все статьи автора «Дубровин Никита Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: