АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ

Сочнева Анастасия Сергеевна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Власова Анастасия Андреевна1, Ротанова Валерия Александровна1, Бугрова Анастасия Николаевна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Аннотация
Авторы статьи анализируют научные подходы с целью определить ключевые моменты организации проектной деятельности на уроках экономики. Были определены цикл и структура проектной деятельности, а также описана проектная задача.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Сочнева А.С., Торопова А.И., Власова А.А., Ротанова В.А., Бугрова А.Н. Анализ научных подходов к организации проектной деятельности на уроках экономики // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/01/37698 (дата обращения: 23.02.2024).

Новое содержание образования, в которое включены компоненты деятельности, требует построения учебного предмета в виде системы задач: учебных, проектных, исследовательских, формирующих субъекта собственной учебной деятельности, способного не только реализовывать деятельность, но и строить ее, преобразовывать, проектировать, управлять ею.

В основу построения принципиально новых форм учебных занятий была положена базовая схема проектирования (по В.И. Слободчикову) и структура проектной деятельности, т.к. именно в подростковом возрасте ученик подготовлен предшествующим освоением основ рефлексивного мышления, а также опытом «проживания» учебной деятельности, предметом которой являются научные понятия и опирающиеся на них общие способы решения некоторого класса конкретно-практических задач.

Основная идея нового содержания в развивающем образовании, обеспечивающего развитие проектного сознания и проектных способностей, состоит в выдвижении учениками понятийно-мыслительных схем действия и затем в реализации этих схем с последующим анализом основных особенностей и условий их реализации. Обучающийся должен попытаться создать схему организации собственного действия, а затем попробовать его реализовать, анализируя условия, возможность и невозможность этой реализации [1].

Для того чтобы увидеть и понять специфику новой типологии учебных занятий проектного типа, необходимо знать содержание цикла проектной деятельности, включающей мотивационный, концептуальный, модельный, рефлексивно-экспертный этапы, которые в свою очередь содержат ряд приемов и процедур проектирования (рисунок 1).

Рисунок 1 – Содержание цикла проектной деятельности по В.В. Красновой

В структуре проектной деятельности выделяются такие компоненты как проектная задача, проектные действия и рефлексия (рисунок 3). Понятие «проектная задача» обозначает обобщенную цель проектной деятельности, сформулированную в виде обобщенного проектного задания, позволяющего каждому участнику образовательного процесса выделять и анализировать проблемную ситуацию, понимать ее, осуществлять постановку и планировать решение задачи, оформлять и транслировать полученный новый образовательный и проектный продукт деятельности. Проектная задача, с точки зрения целеполагания, представляется следующим образом (рисунок 2):

Рисунок 2 – Проектная задача с точки зрения целеполагания по Колотовкиной С.Г.

Проектные действия представляют собой специфические акты взаимодействия субъектов образования с окружающей действительностью, заключающиеся в мыслительном и практическом преобразовании образовательной ситуации с целью создания и реализации нового образовательного продукта (проекта). В составе проектной деятельности выделяют следующие проектные действия, которые соответствуют базовым проектным шагам [20]:

  1. Диагностика наличной ситуации (выделение и анализ ситуации);
  2. Актуализация и проблематизация (осмысление ситуации и постановка проблемы);
  3. Целеполагание (постановка проектной задачи как обобщенной цели проектной деятельности);
  4. Концептуализация (выдвижение креативной идеи или оформление комплекса идей преобразования);
  5. Прогнозирование и моделирование (разработка модели);
  6. Конструирование (построение кооперации и коммуникации для реализации замысла, программирование и планирование хода проектных работ и др.);
Презентация проектного (образовательного) продукта; рефлексия осуществляемой проектной деятельности, коммуникации и взаимодействия; экспертиза и оценка качества проектного продукта [2].

Рисунок 3 – Структура проектной деятельности по Колотовкиной С.Г.

Таким образом, анализ научных подходов к организации проектной деятельности на уроках экономики позволил выделить содержание цикла проектной деятельности, описать проектно-деятельностное пространство учебного занятия, которое состоит из зон мышления, мыследеятельности и деятельности.


Библиографический список
  1. Эрдешбаева Л.М. Проектная деятельность на уроках истории // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2015. №2 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-na-urokah-istorii (дата обращения: 22.12.2020).
  2. Абдулшехидова Х.Э. Проектный метод как инструмент формирования познавательного интереса младших школьников // МНКО. 2018. №3 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnyy-metod-kak-instrument-formirovaniya-poznavatelnogo-interesa-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 22.12.2020).


Все статьи автора «Сочнева Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: