Для анализа была выбрана учебная программа основного общего образования в 5-9 классах образовательных организаций, составленная авторами Нижегородского института развития образования Гребеневой Г.И., Плетеневой О.В. и Симоновым И.А. Данный документ состоит из пояснительной записки и имеет общую характеристику учебного предмета «Экономика», определяет его место в учебном плане, описывает требования к планируемым результатам освоения и предлагает примерное учебное планирование курса для 5-9 классов (35 учебных часов) [1].
Программа построена на основе выделения двух концентров (рисунок 5): 1-й – изучение экономики в 5-7 классах основной школы, 2-й – изучение экономики в 8-9 классах основной школы на основе знаний и умений, приобретенных в 5-7 классах. Каждый концентр предполагает усвоение учащимися системы наиболее важных экономических понятий и проблем, формирование умений правильно использовать экономические понятия, увязывать теоретические знания с практической деятельностью, анализировать проблемные экономические ситуации.
Рисунок 1 – Структура программы по экономике
Авторы выделяют способности рефлексии, целеполагания, планирования, моделирования, проявления инициативы при поиске способа способов решения задач, коммуникативные способности, которые могут быть сформированы у школьников в ходе решения системы проектных задач.
В основу построения программы положен модульный принцип. Каждый год обучения предполагает не только освоение модулей, имеющих целостный характер содержания экономических знаний, но и проектных модулей. Проектные модули – проектная форма учебной деятельности на нескольких занятиях. Цель проектных модулей – освоить систему проектных действий в процессе реализации проектной деятельности, к окончанию курса сформировать проектную компетентность выпускников основной школы. Проектная компетентность ученика может быть сформирована на уровне умения, осуществляемого при помощи учителя, навыка (умения доведенного до автоматизма) и опыта применения приобретенных навыков при осуществлении проектной деятельности.
Тематику уроков в проектном модуле может определять сам учитель, ориентируясь на этапы проектной деятельности. Для реализации данного модуля при использовании рассматриваемой программы учителю необходимо определить проблему, сформулировать цели и ожидаемые результаты и распределить часы с учетом полного цикла проектной деятельности [2].
Для грамотного составления тематического плана необходимо рассмотреть учебно-тематическое планирование курса, предлагаемое авторами программы, на предмет проектной деятельности. Как говорилось выше, с 5 по 8 класс выделяется отдельный модуль, который на каждом учебном году этого периода имеет одинаковые темы и распределение по часам (таблица 1).
Таблица 1 – Фрагмент программы, содержащий проектный модуль
№ |
Модуль 7. Проектная деятельность учащихся |
Кол-во часов |
7.1 |
Актуализация и проблематизация |
1 |
7.2 |
Концептуализация и целеполагание |
1 |
7.3 |
Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов |
1 |
7.4 |
Презентация полученного проектного продукта |
1 |
7.5 |
Оценка и рефлексия проектных действий. |
1 |
Таким образом, программа, составленная авторами Нижегородского института развития образования Гребеневой Г.И., Плетеневой О.В. и Симоновым И.А., в полной мере реализует цель экономической подготовки школьников с помощью метода проектов, поскольку имеет специальные модули, а также предоставляет учителю возможность самостоятельного выбора тем для проектирования.
Библиографический список
- Гребенева Г.И., Плетенева О.В. и Симонов И.А. ЭКОНОМИКА Учебная программа основного общего образования в 5-9 классах образовательных организаций / ГБОУ ДПО НИРО. – 2014
- Довженко, Н. В. Нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной деятельности преподавателя: от теории к практике / Н. В. Довженко. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12518/ (дата обращения: 17.11.2020).