УДК 338.984

СТРАТЕГИЯ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Грибина Галина Александровна1, Дубровин Никита Алексеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Воронцов Александр Максимович1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
Статья посвящена такому важному элементу стратегического планирования организации, как стратегия. Дана ее разносторонняя характеристика – приведены различные значения, которые используются в деятельности организации, а также классификации в зависимости от внешних и внутренних факторов.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Грибина Г.А., Дубровин Н.А., Жидков А.А., Гордеев К.С., Воронцов А.М. Стратегия как способ организационного развития предприятия // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/01/36323 (дата обращения: 05.10.2021).

Стратегия – это определение главных целей и задач, рассчитанных на долгосрочный период, а также разработка плана действий и размещение ресурсов, которые нужны, чтобы достичь эти цели. Проще говоря, под стратегией понимается совокупность способов и средств, позволяющих реализовать долгосрочные планы [1].

По Г. Минцбергу, выделяется 5 определений данного понятия. Рассмотрим их более детально.

Стратегия в качестве плана. В данном значении рассматриваемое понятие используется наиболее часто, план в таком случае представляет собой сочетание определенных техник и механизмов и последовательности их претворения в жизнь, а также соответствующих сроков и необходимых инструментов. Здесь учитываются такие важные черты стратегии, как подготовка к ее созданию и определение итоговых целей и результатов, служащих ориентирами.

Стратегия как ловкий маневр, что служит продолжением предыдущего значения. Она может иметь общий или частный характер, который можно сравнить действиями по обходу конкурентов. Такие  маневры могут привести к разным результатам, в том числе – уходу противника с рынка посредством использования способов прямой конкуренции. Следует отметить, как в таких ситуациях действуют представители японских организаций, которые своей вежливостью и уважением к своим коллегам и партнерам, добиваются их расположения и необходимых результатов.

Стратегия как принцип поведения. В этом случае заранее разработанная последовательность действий отсутствует, и стратегия – это не план, а шаблон, образец. Однако принципы менеджмента – это краеугольный камень, поскольку не все считают, что они должны использоваться на практике. Так, Г. Саймон назвал принципы поговорками, потому что каждый из них имеет принцип противоположного значения. Например, «семь раз отмерь – один раз отрежь» и «кто не рискует, тот не пьет шампанское». Стоит отметить, что большая часть экспертов все же отмечает важность и ценность принципов, которые хоть я не являются руководством к действию, но устанавливают ограничения относительно деятельности организации и ее субъектов.

Стратегия как позиция. Для стратегического анализа и планирование важно проводить анализ внешней среды организации, состояние которой влияет на ее продвижение, поэтому представленное значение стратегии связано с определением позиции организации по отношению к внешней среде. В данном случае можно провести аналогию с поиском места на рынке, где конкуренция будет оказывать минимальное влияние. Позиция в этом случае может рассматриваться как отправная точка для формирования планов, принципов.  Сюда так же можно отнести коллективную стратегию, то есть заключение соглашений между разными организациями, которые даже могут быть потенциальными конкурентами.

Стратегия как перспектива. Если говорить кратко, организация – это совокупность совместных действий, выполняемых для достижения общей цели, тогда стратегия как перспектива нацеливает на рассмотрение условий, при которых имеющиеся намерения распространяются непосредственно в самой организации. Это позволяет увидеть масштабы проникновения намерений в коллектив, его нормы и ценности. Такое понятие связано с имеющимся в организации способом видения мира [1, 2].

Существует много разделений стратегий на группы в зависимости от оснований, так, можно выделить 2 большие группы:

  • корпоративные (ориентированы на выполнение целей и развития всей организации в целом);
  • функциональные (по характеру находятся на один уровень ниже корпоративной стратегии и обеспечивают ее воплощение в одном из функциональных направлений – снабжение, менеджмент, производство, маркетинг, финансы).

Кто-то отмечает так же деловые стратегии, то есть стратегии развития относительно самостоятельных и независимых структурных элементов организации – филиалов, подразделений и т.д.

В качестве другого основания выделяют место организации на рынке, и доля, которую она занимает (стратегия интенсивного роста – при быстром развитии, уверенных позициях и большом потенциале; стратегия ограниченного роста – организация концентрируется на удержании имеющегося сегмента рынка, и по возможности его увеличении; стратегия целенаправленного сокращения – когда компания решила уходить с данного рынка, но хочет напоследок по максимуму использовать свой потенциал ради получения прибыли для ее использования при реализации осуществляемых впоследствии проектов).

Кроме того, внутренние факторы развития организаций тоже используются как основание для классификации (стратегии интегрированного роста – расширение масштабов деятельности за счет присоединения новых структурных компонентов; стратегии диверсифицированного роста – расширение масштабов посредство освоения новых видов деятельности и их инвестирования при меньшем инвестировании основного направления; стратегии концентрированного роста – концентрация внимания и ресурсов на одном направлении, в стабильности и перспективности которого организация сохраняет уверенность [3].

Подводя итог, стоит отметить, что успешная и эффективная реализация стратегии требует особой концентрации на определенных областях, ее внедрение до всех подразделений и каждого сотрудника, соблюдения рабочих стандартов и выполнения технологических процессов. Изучение различных характеристик стратегии можно сделать вывод, что она находит свое отражение не только во внешнем образе  организации и всем, что связано с отношениями с внешним миром, но и в ее внутренней среде и содержании управления.


Библиографический список
  1. Горьков, М. В. Формирование стратегии развития организаций / М. В. Горьков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59119/ (дата обращения: 12.12.2020).
  2. Крымов С.М. Стратегический менеджмент : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / С. М. Крымов. — М. : Издательский центр «Академия», 2011. — 208 с.
  3. Маврина, И. Н. Стратегический менеджмент : учебное пособие / И. Н. Маврина. – Екатеринбург : УрФУ, 2014. – 132 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Грибина Галина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация